Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:42, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения. В настоящее время в юридической науке подробно изучены вопросы, которые помогли в полном объёме раскрыть суть данной сферы права. К ним относят такие вопросы как: что означают термины правосознание и правовая культура, какую форму они приобрели в современном обществе, насколько важна их роль в реализации юридического процесса, какие сферы правоприменения они охватывают?
Введение
Глава 1. Правосознание
1.1. Понятие правосознания и его характерные черты
1.2. Структура правосознания 10
1.3. Виды правосознания
1.4. Функции правосознания
Глава 2. Правовая культура: понятие, структура и уровень
Глава 3. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Глава 4. Правовое воспитание и правовое обучение
Заключение 30
Список литературы
Исходя из всего сказанного, думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма и стереотипы правового нигилизма, а также не поддаться на ухищрения правовых демагогов.
Глава 4. Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. По мнению Сахарова А.Д. и Кони А.Ф. в общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек, который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу [2.9.с.219].
Заключение
Из проведённого исследования становится очевидно, что не смотря на схожесть правосознания и правовой культуры с философскими категориями эти понятия имеют огромное практическое значение.
Если представить всю правовую систему общества, как живой организм, то нарушения закона различных видов и форм, играют роль инфекций и вирусов в данном организме. В свою очередь правосознание и правовая культура – это панацея, способная излечить общество от тяжёлых недугов. Но для этого ему необходимо создать человека с безупречным восприятием нормы права. При этом нужно помнить: то, что навязывается, рано или поздно вызовет отторжение. По этому взращивание нового типа человека, с безупречным правосознанием, должно происходить естественно, без давления и агрессии. Это единственный способ создания благоприятной среды обитания человечества, где все социальные сферы общественной жизни будут гармонично сочетаться друг с другом. В таких условиях термины общество и государство могут быть синонимами, при этом их интересы станут едины. Тогда человек, его права и свободы лягут в основу общественных отношений не формально, а утвердившись в роли основной морали общества.
Вот форма новой религии, где человека не принуждают существовать в строго ограниченном пространстве, с сомнительными ценностями и двойными стандартными. Где сила – это знание, а не проявление алчного напора и жажда подавления. Где человеку дана возможность развивать свои способности, приумножать и накапливать блага, основываясь на гармоничном сосуществовании с себе подобными и тонко вплетаясь в окружающий нас мир, не причинять ему губительного ущерба.
Список литературы
1. Законодательные, нормативные акты.
1.1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изменениями и дополнениями).
1.2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изменениями и дополнениями).
1.3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ)
(с изменениями).
2. Литература.
2.4. Венгерова А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов/ А.Б.Венгерова. – М.: Юриспруденция, 2000. – 460 с.
2.5. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебное пособие/ А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский. – Мн.: Амалфея, 2004. – 612 с.
2.6. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. Учебное пособие/ Б.А.Кистяковский. – СПб.: РХТИ, 1998. – 590 с.
2.7. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник/ С.А.Комаров. – М.: Юрайт, 1997. – 690 с.
2.8. Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник/ Н.И.Матузов, А.В.Малько – М.: ЮРИСТЪ, 2004. – 450 с.
2.9. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов/ В.Д.Перевалов – М.: НОРМА, 2008. – 616 с.
2.10. Пиголкина А.С. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов/ А.С.Пиголкина – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. – 480 с.
2.11. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов/ А.Ф. Черданцев. – М.: ЮРАЙТ –М., 2001. – 640 с.
2.12. «Справедливый Гражданский процесс: иллюзия или реальность? О морали и нравственности при разрешении гражданских дел» / В.О. Аболонин (Арбитражный и гражданский процесс, 2008, №2).
2.13. «Правовое обеспечение государственного финансового контроля в современной России» Гараев И.Г./ (Финансовое право, 2008, №3).
2.14. «Субъективная сторона хулиганства» Григорян К.В./ (Российский следователь, 2008, №4).
2.15. «Система источников права человека» Клименко А.И./ (История государства и права, 2008, №3).