Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:06, реферат
Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни, причем его значение по мере развития общества все возрастает. Образование важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе.
Введение
1. Содержание права на образование в Конституции РФ
2. Реализация и доступность образования
Заключение
Содержание:
Введение
1. Содержание права на образование в Конституции РФ
2. Реализация и доступность образования
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Образование является одной из важнейших
сфер общественной жизни, причем его значение
по мере развития общества все возрастает.
Образование важнейший фактор экономического,
социального и духовного прогресса общества,
необходимая предпосылка развития каждого
человека, его культуры и благополучия.
Развитое общество не жалеет средств на
образование, понимая окупаемость этих
затрат в перспективе.
Однако важно, чтобы сами граждане были
заинтересованы в получении образования
и имели реальную возможность его получить.
Закрепляя право на образование, Конституция
РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы
к получению основных видов образования.
Дошкольное, основное общее (средняя школа
в объеме 9 классов) и среднее профессиональное
(техникумы и училища) образование в государственных
или муниципальных образовательных учреждениях
и на предприятиях является общедоступным
и бесплатным.
Гарантируется также бесплатность высшего
образования. Однако Конституция не предусматривает
полной общедоступности этого уровня
образования, а предоставляет гражданам
право на его получение на конкурсной
основе.
Как и в большинстве других развитых стран,
основное общее образование является
в России обязательным. Однако его обеспечение,
в отличие от прошлых лет, ложится не на
государство, а на родителей или лиц, их
заменяющих. Основное общее образование
может быть получено вне образовательного
учреждения (домашнее, или семейное, образование),
но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной
комиссии.
В последние годы в стране децентрализовано
управление государственными учебными
заведениями, ослаблен административный
контроль и укрепляется самоуправление.
Появилось много частных учебных заведений.
Однако государство сохраняет важную
функцию: оно устанавливает федеральные
государственные образовательные стандарты,
т. е. обязательные требования к учебным
планам и программам, качеству подготовки
обучающихся. Соблюдение этих требований,
носящих только минимальный характер,
является важной гарантией права на образование,
которое имеет смысл только тогда, когда
оно является качественным.
Основные принципы организации системы
образования определены Законом об образовании
от 13 января 1996 г . Закон регламентирует
права и обязанности обучающихся и преподавателей,
закрепляет основы взаимоотношений между
учебными заведениями и их учредителями.
Государство поддерживает различные формы
образования и самообразования. Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации" включает среднее
(полное) образование в государственный
минимальный социальный стандарт основных
показателей жизни детей. Регулирование
отношений в области высшего и послевузовского
профессионального образования,- а следовательно,
и закрепление прав граждан в этой области
осуществляется Федеральным законом "О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании" Основы государственной
политики в области образования формулированы
в Федеральной целевой программе развития
образования на 2006-2010 годы .
Содержание права на образование в Конституции РФ
Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. Конституция РФ ст.43. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей Декларации прав человека (1948), в ст. 134 Международного пакта об экономических, социальных культурных правах (1966), в ст.28 Конвенции о правах ребенка.
Под образованием, согласно Преамбуле Закона РФ «Об образовании», понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных уровней (образовательных цензов). Закон РФ «Об образовании»
До 50-х годов XX века в дискуссиях господствовали идеи функционалистской социологии, особенно идеи Дюркгейма. Именно он видел в образовании средства сохранения общественного порядка. Мангейм принял подобный взгляд, определив образование как способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем.
Функционалисты считают:
А) система образования делает то, что она призвана делать, то есть отбирает людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию;
Б) между интеллектом и успехами существует приблизительное соответствие;
В) образование - это средство,
которое гарантирует самым
Марксисты согласны с функционалистами
в том, что образование работает
для социализации отдельных людей
и групп с учетом требований и
запросов общества. Но так как в
нашем обществе речь идет о капитализме,
они слишком критически относятся
к тому, как молодые люди учатся
приспосабливаться к
Марксисты считают, что дискуссии
о равенстве связаны с вопиющим
неравенством в классовой системе.
Они утверждают, что все, входящие
за рамки поверхностных изменений
в системе образования, требует
фундаментальной перестройки
Марксисты верят в то, что:
1.Образование способствует утверждению классовой системы и классового неравенства.
2.Образование воспроизводит рабочую силу, которая вынуждена смириться со своим положением в жизни, и принимает свой «провал» и «успех» в среднем классе как законный.
3.Чтобы создать впечатление,
что система справедлива,
4.Либеральные (реформистские)
идеи основаны на определении
индивидуальности и
Либералы критикуют систему образования за упор на академическую успеваемость и экзаменационный успех вместо того, чтобы ориентироваться на человеческий потенциал, который охватывает эмоциональные, творческие и социальные аспекты.
Социал-демократическую точку зрения в социологии образования можно связать с такими обозревателями, как А.Н. Хелеи и Дж.У.Б. Дуглас, отражена в политических документах (например, Доклад Плоудена о начальном образовании). Введение единого среднего образования о определение образовательной депривиации как положения, которое могло быть исправлено компенсационным образованием, во многом обязаны социологическим исследованиям достижений в образовании и роли общественного класса, проведенным в 50-х и 60-х годах XX века.
В конце 70-х годов возникла свободная рыночная экономика, а с ней - философское и политическое господство неоконсерваторов. Неоконсервативный подход к образованию состоит в том, чтобы подчеркнуть свободу выбора в образовании и заставить школы конкурировать друг с другом за приверженность родителей и учеников. Возросшая конкуренция, как предполагалось, улучшает уровень образования.
Тогда, как марксистская, либеральная, социал-демократическая и неоконсервативная теории в образовании основаны на политических идеях и политической деятельности, другая известная точка зрения в социологии образования не является политической.
Образование - необходимый элемент качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как совокупность материальных благ, но также и здоровья, и участие в жизни общества.
Образование составляет основу
всякого организованного
Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности человека в информации и образовании. Потребность в информации и образовании состоит на одном уровне с первичными потребностями: физиологическими, в безопасности, защищенности и т.д., поэтому теория Маслоу нуждается в корректировке, во включении в первичные потребности, потребности в информации и образовании.
Реализация и доступность образования
Важнейшей гарантией права на образование является его реализация. В то же время в современном мире отличают несколько противоречий в развитии образования.
Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование, провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию.
Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности общеобразовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.
В п.3 ст. 2 Закона РФ «Об образовании»
этот принцип закреплен - он сформулирован
как общедоступность
В ст. 5 этого же Закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального происхождения; места жительства; отношения к религии; убеждений; партийной принадлежности; наличие судимости.
В то же время ограничение прав граждан на профессиональное образование возможно в интересах защиты их здоровья, например, по признакам пола, возраста, состояния здоровья, в интересах защиты общества, например, по признакам судимости. Ограничения могут быть установлены только законом. Закон РФ «Об образовании» ст.5
Доступность образования определяется двумя факторами:
1.Политикой государства в этой сфере.
2.Уровнем материального благосостояния его граждан.
При низком благосостоянии, отсутствии возможностей большинства граждан оплачивать образовательные услуги, выход только один - установить бесплатное образование на всех его уровнях, допуском, его платность как дополнительный способ обеспечения права на образование.
В ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»
государство гарантирует
В то же время в политике государства по этому вопросы существует ряд противоречий.
Первое противоречие - Конституции РФ в ст. 43 установлена общедоступность и бесплатное дошкольное образование, а государство определило размер платы за образование в дошкольном учреждении.
Второе противоречие - Конституция РФ установила бесплатность лишь основного общего образования в Законе РФ «Об образовании» говориться о бесплатном общем (полном) образовании.
Третье противоречие - Конституция РФ установила общедоступность и доступность среднего профессионального образования - Закон РФ «Об образовании» говорит о бесплатном среднем профессиональном образовании лишь на конкурсной основе и не подтверждает его общедоступность.
Проанализировав государственную
политику по этому вопросу можно
сделать вывод - целесообразно устранить
названные противоречия, установив
бесплатность дошкольного, общего (школьного)
и профессионального
Обязательность образования
- этот тот его уровень, который
государство считает
1.Формирования у обучающегося
адекватной современному
2.Интеграции личности
в национальную и мировую
3.Формирование человека
и гражданина, интегрированного
в современные ему общество
и нацеленного на
Конституция установила обязательным основное общее образование. Это уровень школы второй ступени, нормативный срок освоения которой 5 лет, согласно Типовому положению об образовательной школе (первая ступени - 3-4 года).
Известна закономерность - чем выше базовый уровень образования граждан, тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства.
Исходя из этих закономерностей
целесообразно установить обязательное
среднее профессиональное образование,
но только на несколько другой основе.
Такая обязанность должна быть установлена
лишь для тех, кто в состоянии
освоить образовательную
Обязательным должно быть и дошкольное образование, независимо от того, где оно дается - в семье или в дошкольном учреждении.
Главная задача изменения системы образования сегодня состоит в том, чтобы государство, гражданское общество определило, какое образование должно быть обязательным и достаточным для граждан РФ. От того, как она будет решена, зависит решение всех остальных задач образования. Это главное звено в цепи проблем образования.
В ст.19 Закона РФ «Об образовании» обязательным является основное обще образование, но известно, что с таким уровнем образовании работа на современной технике невозможна. В лучшем случае оно позволит быть подсобным рабочим.
Эту главную задачу различные политические силы стране предполагают решить разными способами. Их пять:
1.Оставить существующий
уровень обязательного
2.Снизить уровень