Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:51, реферат
Право на юридическую помощь является одним из наиболее значимых конституционных прав, которым наделены граждане Республики Беларусь, важнейшим благом, существующим в цивилизованном обществе.
Основанием необходимого появления и осуществления права на юридическую помощь является, прежде всего, наличие неблагоприятных факторов, влияющих на такие элементы жизнедеятельности физического лица, как его личная безопасность, угроза его материальному, физическому благополучию, наличие ситуации, когда существует явная угроза естественного осуществления его прав и свобод как члена общества, как гражданина государства. Юридическая помощь необходима также и юридическим лицам в случаях угрозы различным элементам их правоспособности и дееспособности.
ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩ
Право на юридическую помощь является одним из наиболее значимых конституционных прав, которым наделены граждане Республики Беларусь, важнейшим благом, существующим в цивилизованном обществе.
Основанием необходимого появления и осуществления права на юридическую помощь является, прежде всего, наличие неблагоприятных факторов, влияющих на такие элементы жизнедеятельности физического лица, как его личная безопасность, угроза его материальному, физическому благополучию, наличие ситуации, когда существует явная угроза естественного осуществления его прав и свобод как члена общества, как гражданина государства. Юридическая помощь необходима также и юридическим лицам в случаях угрозы различным элементам их правоспособности и дееспособности.
Известно, что правовые проблемы (споры, конфликты и так далее, имеющие юридический характер) обычно решают люди, обладающие специальными познаниями в области права. Никакие другие специалисты не имеют необходимой совокупности познаний, поэтому только к правоведам обращаются за юридической помощью
Таким образом, право на юридическую помощь, предусмотренное ст. 62 Конституции Республики Беларусь, представляет собой субъективную возможность граждан воспользоваться услугами специалиста-юриста при нарушении или угрозе нарушения их реальных прав и охраняемых законом интересов.
Гарантии прав и свобод – это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности.
Юридические (правовые) гарантии представляют собой правовые средства и формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.
Правовые гарантии возможности реализации гражданами прав и свобод закрепляются нормами права различных отраслей: трудовым, гражданским, уголовным, уголовно-процессуальным и другими. Однако наиболее важными гарантиями реализации и защиты прав и свобод личности являются конституционные гарантии, т.е. те нормы права, которые закреплены в Конституции.
Кроме того, конституционные нормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, сформулированы таким образом, что в них же содержатся гарантии реализации, которые конкретизируются в других отраслях права.
В качестве основных источников права, регламентирующих право на юридическую помощь в Республике Беларусь, выступают нормативные правовые акты; Конституцию Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре», нормы Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Хозяйственно-процессуального кодексов Республики Беларусь , а также Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях , Декрет Президента Республики Беларусь от 12 июля 2002 г. № 20 «О некоторых мерах по совершенствованию оказания юридической помощи» и другие.
«Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается», - так гласит положение, установленное статьей 62 Основного Закона белорусского государства. Буквальное понимание указанной нормы права приводит к следующим выводам. Граждане имеют право на оказание профессиональной помощи юристом в любой момент своей жизни и деятельности. Юридическая помощь предоставляется не только в случае, когда в отношении лица ведется административный процесс, дознание или предварительное, а также судебное следствие. При обращении в любой государственный орган - исполком, орган опеки и попечительства, учреждение здравоохранения и другие - индивид может прибегнуть к помощи юриста. Разумность и справедливость права на юридическую помощь, провозглашенного Конституцией Республики Беларусь, очевидна. Однако нередко реализация его на практике связана с определенными сложностями. Так, например, будучи признанным подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, гражданин имеет право на бесплатную консультацию адвоката и на оказание ему юридической помощи защитника. Ст. 60 УПК Республики Беларусь не предоставляет возможности органам уголовного преследования отказать в удовлетворении указанного требования. Более того, статья 59 Конституции Республики Беларусь предусматривает обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности, что, в свою очередь, требует гарантированности государством оказания квалифицированной юридической помощи, которая может быть обеспечена лицами, осуществляющими такую деятельность на профессиональной основе. Вместе с тем в практике работы правоприменительных органов достаточно часто имеют место следующие случаи: перед тем, как признать гражданина подозреваемым (обвиняемым), уполномоченное должностное лицо берет у него объяснения или допрашивает его в качестве свидетеля. При этом обратиться к помощи представителя - адвоката, например, указанные лица государственных органов ему просто не позволяют. Юридическим обоснованием такого отказа служит ссылка на то, что действующим уголовно-процессуальным законодательством, анализируемое право лица, выступающего в качестве свидетеля, не предусмотрено. Данный пример свидетельствует о целесообразности, и даже необходимости обеспечения прямого действия Основного Закона на территории белорусского государства. Это может быть обеспечено, как представляется, либо разъяснением соответствующей нормы Конституции Республики Беларусь высшим представительным органом государственной власти - Национальным Собранием Республики Беларусь, либо внесением соответствующего положения в Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь и в Закон Республике Беларусь «Об адвокатуре».
Информация о работе Право на юридическую помощ в Республике Беларусь