Своеобразно воздействие религии
на общество, его подсистемы, на
индивида и личность родоплеменных,
народностно-национальных, региональных,
мировых религий, а также отдельных религиозных
направлений и конфессий.В их вероучении,
культе, организации, этике имеются специфические
черты, которые находят выражение в правилах
отношения к миру, в повседневном поведении
последователей в различных областях
общественной и личной жизни, накладывают
печать на "человека экономического",
"человека политического", "человека
морального", "человека художественного".
Неодинаковой была система мотивации,
а потому и направленность и эффективность
хозяйственной деятельности в иудаизме,
христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме,
православии, старообрядчестве и других
религиозных направлениях. По-разному
включались в межэтнические, межнациональные
отношения родоплеменные, народностно-национальные
(индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.),
мировые религии (буддизм, христианство,
ислам), их направления и конфессии. Имеются
заметные отличия в морали, в нравственных
отношениях буддиста, христианина, мусульманина,
синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной
религии. По-своему развивалось искусство,
его виды и жанры, художественные образы
в соприкосновении с теми или иными религиями.
Как уже было сказано, религия представляет
собой системное образование, включающее
ряд элементов и связей: сознание со своими
чертами и уровнями, внекультовые и культовые
деятельность и отношения, учреждения
для ориентации во внерелигиозных и в
религиозной областях. Функционирование
названных элементов и связей давало соответствующие
им, их содержанию и направленности результаты.
Достоверные знания позволяли строить
эффективную программу действий, повышали
творческий потенциал культуры, а заблуждения
не способствовали преобразованию природы,
общества и человека в соответствии с
объективными закономерностями развития,
приводили к неблагоприятным последствиям.
Деятельность, отношения, учреждения консолидировали
людей, но могли и разъединять, вести к
появлению и разрастанию конфликтов. По
линии религиозной деятельности и отношений,
обеспечения нужд религиозных организаций
шло и идет создание и накопление материальной
и духовной культуры - освоение необжитых
земель, совершенствование земледелия,
животноводства, ремесел, развитие храмостроительства,
письменности, книгопечатания, сети школ,
грамотности, различных видов искусства.
Но, с другой стороны, определенные слои
культуры отторгались, отталкивались
- многие компоненты языческой культуры,
скоморошество, смеховая культура, портретная
живопись в исламе, духовные образования,
попавшие в свое время в Индекс запрещенных
книг католицизма, ряд научных открытий,
свободомыслие. Следует, конечно, учитывать
и то, что позиции и практика религиозных
организаций по многим вопросам развития
культуры исторически меняются.
Важно принять во внимание
соотношение общечеловеческого
и частного в религии. Ныне
широко распространено мнение
о тождестве религиозного и общечеловеческого.
Представляется, что это мнение не учитывает
ряда фактов. В религиозных системах отражаются,
во-первых, такие отношения, которые общи
всем обществам независимо от их типа;
во-вторых, отношения, свойственные данному
типу общества; в-третьих, связи, складывающиеся
в синкретических обществах; в-четвертых,
условия бытия разных этносов, классов,
сословий, иных групп. В религиях представлены
и самые различные культуры. Даже мировых
религий - три, не говоря уже о множестве
народностно-национальных, региональных
и родоплеменных. В религиях переплетаются,
порой причудливо, компоненты общечеловеческие,
формационные, классовые, этнические,
партикулярные, глобальные и локальные.
В конкретных ситуациях могут актуализироваться,
выступать на передний план те или другие;
религиозные лидеры, группы, мыслители
могут далеко не одинаково выражать указанные
тенденции. Все это находит выражение
и в социально-политических ориентациях
- история показывает, что в религиозных
организациях были и есть разные позиции:
прогрессивная, консервативная, регрессивная.
Причем какая-то конкретная группа и ее
представители не всегда жестко "закреплены"
за какой-то из них, могут менять ориентацию,
переходить от одной к другой. В современных
условиях значимость деятельности любых
институтов, групп, партий, лидеров, в том
числе и религиозных, определяется прежде
всего тем, в какой мере она служит утверждению
гуманистических ценностей.
- Право
и религиозные
нормы в РФ:
Религиозными
нормами называются правила, установленные
различными вероисповеданиями и
обязательные для верующих. Они содержатся
в религиозных книгах (Ветхий завет,
Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные
книги буддистов и др.), в решениях
собраний верующих или духовенства
(постановления соборов, коллегий, конференций),
в произведениях авторитетных религиозных
писателей. Этими нормами определяется
порядок организации и деятельности
религиозных объединений (общин, церквей,
групп верующих и т.п.), регламентируются
отправление обрядов, порядок церковной
службы. Ряд религиозных норм имеет
моральное содержание (заповеди).3
В истории права были целые
эпохи, когда многие религиозные
нормы носили юридический характер,
регулировали некоторые политические,
государственные, гражданско-правовые,
процессуальные, брачно-семейные и
иные отношения. В ряде современных
исламских стран Коран ("арабский
судебник") и Сунна - основа
религиозных, правовых и моральных
норм, регулирующих все стороны
жизни мусульманина, определяющих "правильный
путь к цели" (шариат).
В нашей стране до Октябрьского
(1917 г.) вооруженного восстания ряд
брачно-семейных и некоторых иных
норм, признаваемых и установленных
православной церковью ("каноническое
право"), был составной частью
правовой системы. После отделения церкви
от государства эти нормы утратили юридический
характер.
В первые годы советской власти допускалось
применение норм мусульманского права
(шариат) в некоторых районах Средней Азии
и Кавказа.
В настоящее время нормы, установленные
религиозными организациями, соприкасаются
с действующим правом в ряде
отношений. Конституция создает
правовую основу деятельности
религиозных организаций, гарантируя
каждому свободу совести, включая
право свободно исповедовать
индивидуально или совместно
с другими любую религию или
не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения
и действовать в соответствии
с ними.
Религиозным объединениям может
предоставляться статус юридического
лица. Они вправе иметь храмы,
молитвенные дома, учебные заведения,
культовое и другое имущество,
необходимое для религиозных
целей. Нормы, содержащиеся в
уставах соответствующих юридических
лиц, определяющие их правоспособность
и дееспособность, имеют юридический
характер.
Гражданину Российской Федерации
предоставлено право заменять военную
службу выполнением альтернативной гражданской
службы, если несение военной службы противоречит
его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность беспрепятственно
совершать религиозные обряды, связанные
с вступлением в брак, рождением ребенка,
его совершеннолетием, с похоронами близких,
и другие, однако юридическое значение
в связи с этими событиями имеют лишь документы,
полученные в органах записи актов гражданского
состояния либо других государственных
органах, правомочных выдавать такие документы.
Некоторые религиозные праздники
официально признаны государством
с учетом исторических традиций.
Однако сложность заключается
в том, что в светском государстве,
где много религий, отмечающих
разные праздничные дни и даты,
практически невозможно официально
обозначить общие для всех
верующих и неверующих религиозные
праздничные дни.
- Влияние
права на религию.
С
разделением религиозных и правовых
норм возникают коллизии религии
и права. Верующий человек может
оценивать право с точки зрения
норм своей религии, а законопослушный
гражданин может оценивать нормы
той или иной религии с точки
зрения господствующего права. И
не всегда эти оценки позитивны. Между
религией и правом в светском государстве
складываются сложные взаимоотношения.
Влияние права на религию в
известной мере специфично. Так, конституция
Российской Федерации, федеральный закон
«О свободе совести» гарантируют свободу
совести и вероисповеданий, равноправие
концессий, возможность для верующих замены
военной службы альтернативной гражданской
службой. В то же время, сегодня становится
очевидным, что право не должно быть безучастно
к «причудливым» формам пользования свободой
совести и, в частности, к оккультным религиям
и тоталитарным сектам, подавляющим личность
и путём зомбирования превращающим её
в слепого исполнителя воли «гуру», «учителя»
и стоящих за ними тёмных сил. Право в этой
ситуации должно быть настороже, иначе
неизбежен синдром «Аум Синрике». 20 век
возродил религиозные движения, содержащие
в себе основания для своеобразного понимания
справедливости.
Речь,
прежде всего, идёт о различных формах
оккультизма. Оккультизм - общее название
учений, признающих существование скрытых
сил в человеке и космосе, недоступных
для общего человеческого опыта,
но доступных для людей, прошедших
через особое посвящение и специальную
тренировку. Оккультизм - это преимущественно
западная традиция, которая с большой
охотой, однако пользуется достижениями
восточной религиозно-философской
мысли. К оккультизму относится
целая группа учений, практически
каждое из которых, с древности до
20 века, формировалось либо непосредственно
на Западе, либо представителями Западной
культуры. Название этой группы учений
происходит от латинского occoltus - тайный.
Суть
всех разнообразных строго оккультных
теорий сводится к следующему: в
мире властвует принцип справедливого
воздаяния, осуществляемый таинственными
силами. Тот факт, что в нашей жизни справедливость
осуществляется далеко не всегда и достойный
человек, часто, не получает по заслугам,
находит в оккультизме следующее оправдание:
воздаяние осуществляется за самые незначительные
и даже незаметные для человека черты,
согласно таинственной взаимосвязи всех
вещей в мире, поэтому всегда найдётся
что-либо, что человеком не учитывается,
но может быть сменено ему в вину и является
причиной его бедствий. Знать же и учитывать
все тайные моменты, определяющие человеческую
судьбу, могут только избранные, так называемые
«посвящённые». Именно они могут растолковать
человеку движущие силы, тайные «пружины»
его жизни и направить его на «правильный
путь». Оккультизм представляет собой
достаточно широкое общественное движение,
распространение в разных странах. В недрах
этого движения сформировались определённые
взгляды относительно государственного
устройства. Оккультная теория государства
предполагает придание этой идеологии
официального статуса. Все граждане оккультистского
государства должны будут неуклонно соблюдать
предписанные им ритуалы, регламентирующие
абсолютно все стороны их жизни. Если кто-либо
откажется подчиняться такой регламентации,
ему будет угрожать смерть, поскольку,
согласно концепции таинственного воздаяния,
весе люди связаны и за свойства и поступки
одних могут отвечать другие, например
их родные, близкие и даже соотечественники.
Таким образом, каждый человек будет отвечать
за благосостояние всей нации. А поскольку
всеобщего благосостояния в ближайшее
время не ожидается, у оккультистского
правления будет прекрасный повод свалить
вину, например, на всех рыжих, так как
рыжий цвет несовместим с «благой кармой»
и все, кто мирится с ним, наказываются
богами и т.п. Таким образом, оккультное
право - право, регламентирующее не только
поведение, но вообще вся -кую активность
человека, в том числе ту, которая не может
быть наблюдаема, следовательно, по степени
охвата различных сторон человеческой
жизни оккультное право есть предел тоталитарного
права, а это не может не настораживать
народы тех стран, которые, так или иначе,
познакомились с проявлениями тоталитаризма.
Одним из средств социального контроля
над антиобщественными проявлениями религиозности
может послужить религиоведческая экспертиза,
направленная на анализ следствий, вытекающих
из того или иного вероучения, на предмет
возмож-ных мотивов преступления. Вероисповедание,
даже если оно продемонстрировало свою
опасность для общества, нельзя запретить,
так как для осуществления этого запрета
надо было бы ввести контроль над мыслью
и цензуру информации. Это не демократия
- но, сложно, дорого и чревато далеко идущими
и трудно предсказуемыми побочными следствиями.
Можно лишь запрещать те религиозные организации,
в которых утверждаются вероучения, содержащие
в себе в свёрнутом виде преступные мотивы.
Опыт такого запрещения в либерально-демократических
странах существует в отношении тех организаций,
которые были не только религиозными,
но и политическими - прежде всего нацистских,
а также отдельных оккультных сект. Главное
в судебно-религиоведческой экспертизе
- определить характер вероучения.
- Заключение:
Взаимоотношения
между церковью и государством
во многом определяются уровнем
социально-экономического развития
страны, историческими традициями,
сложившимися в обществе. Возможно
несколько моделей таких взаимоотношений.
В условиях демократического
государства обычно признаются
на конституционном уровне и
в повседневной практике равноправие
всех религий и церквей, свобода
совести и вероисповедания. При
этих условиях церковь отделена
от государства, а школа - от
церкви, запрещена дискриминация
на религиозной почве, отсутствуют
привилегии, связанные с исповеданием
той или иной религии, церковь
является хранителем культурных,
исторических и нравственных
традиций народа.
При тоталитарных и авторитарных
режимах можно выделить три
основных модели отношений церкви
и государства:
а) государство преследует по
религиозным основаниям верующих,
как это было до 1967 г. в Албании,
и запрещает любые формы религиозных
проявлений;
б) государство признает религию
и церковь в качестве основы
государственной власти (Саудовская
Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих
странах признан государственной
религией, а нормы шариата используются
для регулирования различных сторон
общественной жизни;
в) церковь находится в прямой
конфронтации с государством, проводит
антигосударственную кампанию, основанную
на религиозных нормах. Подобная
ситуация возникла в Латинской
Америке в середине 60-х гг.
Статус религиозных объединений
регулируется конституционным и
текущим законодательством. Большинство
конституций фиксирует отделение
церкви от государства, признает
религию исключительно частным делом
человека.
Однако в ряде государств существует
практика финансовой поддержки
церкви из государственного бюджета,
а на религиозные объединения
распространяется статус общественных
объединений.
- Список
используемой литературы:
- Конституция
Р.Ф.
- Авакьян С.А.
Политический плюрализм и общественные
объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые
основы. М., 1996.
- Левин И.Б.
Гражданское общество на Западе и в России
// Полис. 1996. № 5. С. 107-120.
- Кочетков
А.П. Гражданское общество: проблемы исследования
и перспективы развития // Вестник Московского
университета. Сер. 12. Политические науки.
1998. №4. С. 85-88.
- Бочарова
С.Н. Роль общественных объединений в защите
прав человека // Вестник Московского университета.
Сер. Право. 1997. № 1. С. 98.
- Авакьян С.А.
Политический плюрализм и общественные
объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые
основы. М., 1996.