Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:08, творческая работа
В соответствии с Конституцией РФ, Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст. 110 Конституции РФ, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство – высший орган исполнительной власти.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Государственного казенного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Презентация по дисциплине
«Правоведение»
На тему: «Правительство Российской Федерации»
Выполнила:
Студентка группы 2114
Факультета Таможенного Дела
Морозова. Д.М.
Проверил:
Старший преподаватель
Боряев С.А
2012г.
Введение
В соответствии с Конституцией РФ, Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст. 110 Конституции РФ, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство – высший орган исполнительной власти.
Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства РФ, предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнения Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.
За Президентом сохранились мощные рычаги воздействия на Правительство путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти.
Кроме того, Конституция РФ закрепила ряд функций непосредственного государственного управления одновременно за Президентом РФ и Правительством РФ.
1. Состав правительства РФ
В соответствии с ч. 2 ст. 110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры.
Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.
Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.
В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум. В состав Президиума Правительства входят Председатель правительства, его заместители, федеральные министры: финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, по делам национальностей и региональной политики, федеральный министр – Руководитель Аппарата Правительства.
Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума. На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера.
Решения Президиума Правительства РФ принимаются большинством голосов от общего числа его членов, издаются в форме постановлений и распоряжений.
Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.
Правительство
вправе образовывать свои постоянные и временные
комиссии, а также другие рабочие органы.
2. Понятие компетенции
правительства
Правительство – высший орган государственного управления, который руководит внутренней и внешней политикой страны, осуществляя ее на основе Конституции РФ и законов. Правительство, вместе с тем, обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, а также осуществляет общее руководство органами государственного управления и Вооруженными силами. Задачи Правительства закреплены в конституционных нормах.
В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим.
Правительство РФ в пределах своих полномочий: организуют реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует право законодательной инициативы.
Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ.
Правительство осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.
Вместе с тем полномочия Правительства РФ являются функциями Правительства РФ.
В соответствии со ст. 114 Конституции правительство:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета
- обеспечивает
проведение в РФ единой
- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
- осуществляет
управление федеральной
-осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ
-осуществляет
меры по обеспечению
Управление государственным аппаратом является одной из основных функций правительства. Правительство не только играет решающую роль в деле комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его деятельностью. Современный государственный аппарат, приспособленный для осуществления многообразных государственных функций, не только велик численно, но и очень сложен, организационном отношении.
Исполнение законов по букве Конституции РФ – важнейшая функция правительства.
Контроль над законодательной деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию правительства. Этот контроль осуществляется по двум главным направлениям.
Вместе с тем приведенный перечень полномочий не является исчерпывающим, так как Конституцией предусмотрено, что на Правительство могут быть возложены федеральными законами и указами Президента иные полномочия.
В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.
Формами правовых актов Правительства России, являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Постановление принимается на заседаниях Правительства путем голосования. Постановление Правительства подписывается Председателем Правительства или его Первым заместителем.
Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
3.Ответственность правительства и его членов
За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане). Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой, но не перед Советом Федерации).
Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ.
Президент РФ может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему недоверия. В этих случаях Президент РФ может принять альтернативное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Государственную Думу.
Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр «иностранных дел», некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом РФ и отвечают перед ним.
Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства выступают иногда на заседаниях Совета Федерации. Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда их два и в течение трех месяцев. Если разрыв достигает более трех месяцев, вотумы недоверия недействительны.
Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам.
Акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суд.
Надо различать политическую ответственность правительства и его членов перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства – при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения – при любых.
Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: не утверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.
4. Срок полномочий и отставка
В Конституции РФ не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в шесть лет.
Как уже ранее было отмечено, в Конституции РФ предусмотрена возможность досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей – это отставка. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности.
Во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ ограничен в своих правах, например, он не может распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы нового Президента РФ.
Правительство РФ слагает свои полномочия не в день объявления о результатах президентских выборов. Президент РФ вправе принять отставку Правительства РФ только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Правительство РФ является коллегиальным органом, т.е. все решения Правительства принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства.
Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ.