Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Цель работы исследовать права человека. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить историческое многообразие концепций права и прав человека;
2) Рассмотреть основные права личности и их классификацию;
3) Выявить уровень реализации прав человека в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Историческое многообразие концепций права и прав человека....................4
2. Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России...........................................................................11
3. Практическое задание…………………………………………………...........19
Заключение.............................................................................................................21
Список использованной литературы...………………………………………....22

Работа содержит 1 файл

кр политология.doc

— 134.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Историческое  многообразие концепций права  и прав человека....................4

2. Основные  права личности и их классификация.  Уровень реализации прав человека  в современной России...........................................................................11

3. Практическое  задание…………………………………………………...........19

Заключение.............................................................................................................21

Список  использованной литературы...………………………………………....22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       В последнее десятилетие в российском общественном сознании прочно утвердилась  идея прав человека. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Это напрямую связано с наметившимися в российском государстве модернизаторскими усилиями, стремлением реформировать политическую и правовую системы, переориентировать общественные приоритеты с безграничного этатизма к индивидуальным интересам, ценностям человеческой личности. Этим целям служит намеченный стратегический вектор развития России в сторону правового, социального государства с рыночной и конкурентной экономикой. Встав на путь демократических преобразований, государство с неизбежностью становится на путь признания гражданина высшей ценностью. Главной функцией такого государства становится обеспечение гражданских прав и свобод, защита прав человека, его чести и достоинства, установление такого правового порядка, при котором люди живут комфортной и счастливой жизнью. В той или иной мере все эти гуманные цели и задачи российского государства закреплены в ее Конституции.

       Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии, построение правового государства и социально-экономическое процветание.

       Актуальность  данной контрольной работы обуславливается  тем, что в ней всесторонне  отражается современное значение прав человека.

       Цель  работы исследовать права человека. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:

       1) Изучить историческое многообразие  концепций права и прав человека;

       2) Рассмотреть основные права личности  и их классификацию;

       3) Выявить уровень реализации прав человека в современной России.

    1. Историческое многообразие концепций права и прав человека

       Ориентация  политики на интересы людей, живущих  в обществе, ее очеловечивание осуществляется с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это – собственно права).

       Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

       Историческое  развитие начал свободы и права  в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

       На  заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема прав человека не стояла и не могла стоять, так как в  то время не было отчужденной от индивидов власти, а значит и необходимости  утверждать и защищать во властных отношениях ценность личности, ее свободу. Кроме того, «средний» человек догосударственной и раннегосударственной эпохи еще не обладал развитым самосознанием и индивидуальностью, руководствовался в отношениях с государством прежде всего вековыми традициями, не отделял себя от рода, общины, селения и государства, обычно с покорностью воспринимал свое положение в общественной иерархии, даже если это было положение раба.

       Само  возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием  общества, государства и человеческой индивидуальности. Не случайно впервые идеи прав личности возникают лишь у немногих материально обеспеченных мыслителей, обладающих развитым самосознанием и чувством собственного достоинства. Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

       Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих  философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI—V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идею договорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский философ Мо-Цзы [6, с.74].

       Поиски  объективной нормы справедливости и права для полиса и его  граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулировали весьма важное для последующих представлений о естественных правах человека положение о том, что “справедливое состоит в воздаянии другому равным”[5, с.203]. Это определение представляло собой философскую абстракцию и итерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб).

     В концепции Эпикура справедливость – представляет собой естественное право с изменяющимся содержанием. Эпикуровская договорная трактовка государства и права подразумевает равенство, свободу и независимость людей – членов договорного общения и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерализма и правового индивидуализма. Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

     Естественноправовые идеи древнегреческих мыслителей о  свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.

     Так, положения греческих стоиков  о мировом естественном законе были использованы римскими стоиками. Из их естественноправовых позиций следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

     В естественноправовой концепции  Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру “закон судьбы” играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы.

     Существенный  вклад в развитие юридических  представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения  о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.

     Опираясь  на источники действующего права, римские  юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся  правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.

     Античные  идеи свободы и равенства людей  были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья.

     Новое звучание и смысл античные идеи естественноправового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

     Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы  и сыграло значительную роль в  процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой.

     Новозаветные  идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).

     В духе античных естественноправовых  идей Фома Аквинский утверждал что, цель государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя.

     Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в  трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.

     Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей  критикой феодального строя и  обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.

     Важным  элементом этого процесса стала  концепция общественного договора как источника происхождения  и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций писал: “Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”[5, с.205].

     Развивая  естественноправовые воззрения  и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что “цель государства в действительности есть свобода”[5, с.206].

     Последовательная  либеральная доктрина неотчуждаемых  естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком.

     Большим достоинством локковского учения о правах человека является анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря на всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. …Там, где нет законов, там нет и свободы”[5, с.206].

     Общественный  договор – это, по Локку, постоянно  действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действием властей.

     Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации  общественных и государственных порядков.

     Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего  опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских  традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.

     Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.

Информация о работе Права человека