Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы исследовать права человека. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:

1) Изучить историческое многообразие концепций права и прав человека;

2) Рассмотреть основные права личности и их классификацию;

3) Выявить уровень реализации прав человека в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Историческое многообразие концепций права и прав человека....................4

2. Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России...........................................................................11

3. Практическое задание…………………………………………………...........19

Заключение.............................................................................................................21

Список использованной литературы...………………………………………....22

Работа содержит 1 файл

кр политология.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

       1) Право на труд (ст. 37).

       2) Право на материнство и детство  (ст. 38) обеспечивается развитой системой  гарантий предусмотренных в федеральном  законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей и т.д.

       3) Право на социальное обеспечение  (ст. 39) возникает в случае достижения определенного возраста в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

       4) Право на жилище (ст. 40).

       5) Право на охрану здоровья и  медицинскую помощь. (ст. 41). Медицинская помощь включает: профилактическую, лечебную, диагностическую, реабилитационную, зубопротезную помощь. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно.

       В 1946 году создана Всемирная организация  здравоохранения как международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, с местопребыванием в Женеве. Ее уставными задачами определены борьба с особо опасными болезнями, разработка международных санитарных правил, улучшение санитарного состояния внешней среды, реформирование здравоохранения и т.д. На 01.01.1997 членами ВОЗ состояли 182 государства, в том числе Россия. Все документы, принятые ВОЗ за прошедшее после учреждения ее время, исходят из важнейших принципов ее уставной деятельности. В числе этих принципов - признание основных прав каждого человека на "наивысший достижимый уровень здоровья", "ответственность правительств за здоровье своих народов" и др.

       6) Право на образование (ст. 43) общедоступное  бесплатное (дошкольное, школьное, среднее профессиональное), бесплатное на конкурсной основе – высшее. В России действует единый государственный образовательный стандарт.

       Культурные  права и свободы связаны со свободой доступа к материальным и духовным ценностям, созданных человеческим обществом, и включает в себя:

       1) Свободу литературного, художественного,  технического и др. видов творчества и преподавания (ст. 44).

       2) Право на участие в культурной  жизни и пользования учреждениями  культуры, на доступ к культурным  ценностям. 

       Статья 17 Конституции РФ гласит, что вышеперечисленные права признаются и гарантируются РФ согласно общепризнанным принципом и нормам индивидуального права. Они являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения.

       Зная  сущность прав человека и прав гражданина,  можно сделать некую классификацию. Дело в том, что часто употребляются слова «основные» права человека. Суть такого деления относится не к самим правам, а к тому, как и в каких формах они выражены.

Поэтому можно сформулировать понятие основных прав человека следующим образом. К основным правам человека относятся права гражданина, закрепленные в Конституции государства, и права человека, содержащиеся в важнейших международно-правовых актах: в частности, в Международном билле о правах человека, в который включают Всеобщую Декларацию прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Согласно факультативным протоколам №1 и №2 к Международному Пакту о гражданских и политических правах, каждый гражданин страны-участницы Пакта становится субъектом не только национального (внутригосударственного), но и международного права. Это обязывает присоединившиеся государства привести свое законодательство в соответствие с требованиями Пактов, а международно-правовые акты получают приоритет над национальным законодательством. Эти основные фундаментальные права являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.

       В последние годы заметные изменения  происходят в области совершенствования национального законодательства. Замечательной новацией является положение статьи 15 Конституции, провозгласившее общепризнанные принципы и нормы международного права, а также и международные договоры Российской Федерации составной частью национальной системы права. Впервые в Конституции России специальная глава посвящена правам человека и гражданина. При этом следует иметь в виду, что основной Закон страны не просто декларация, как часто полагают отдельные люди, но и документ прямого действия.

       В последние годы законодательство страны пополнилось добротными нормативно-правовыми  актами, которые признаются как соответствующие  мировым стандартам и Европейской  Конвенции. К ним относятся новый  Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовный  и Гражданский кодексы, Трудовой кодекс, Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности. В определенной степени идет реформирование судебной системы, прокуратуры, юстиции.

       Вступив в Совет Европы, Россия приобщила  свою систему защиты прав человека к континентальной, а граждане страны получили возможность обращаться в Европейский Суд.

       Таким образом, можно отметить наличие  в стране добротной законодательной  базы, способной обеспечить защиту и восстановление нарушенных прав и  свобод граждан.

       Наряду  с некоторыми положительными тенденциями трудно не обнаружить и прямо противоположные явления, ограничивающие права и свободы человека, попирающие достоинство и честь гражданина, демонстрирующие пренебрежение к человеческой личности.

       В стране бесследно исчезают тысячи граждан, за сохранение жизни которых ответственно государство, однако оно постоянно демонстрирует свое полнейшее равнодушие к их судьбе. На протяжении ряда лет к уголовной ответственности органами ФСБ привлекаются видные ученые и экологи по обвинению в шпионаже, однако дела разваливаются в судах, ибо эти ученые по большей части не являются носителями государственных секретов. Российские суды пока не стали местом, где творится суд скорый, гуманный и справедливый. Отчуждение граждан от всех властных структур приобрело невероятные размеры. Подавляющее большинство граждан не доверяет ни властным структурам, ни государственным служащим, ни правоприменительным органам. И это вполне объяснимо.

       На  протяжении многих лет, ко всему, связанному с правами человека, власти нашей страны относились с подозрением, сомнением, опаской, ибо в их основе заложено уважение к человеческому достоинству, самоценность личности. Истинная причина недоверия к правам личности и гражданским свободам крылась в тоталитарном характере режима, при котором система выступала против индивида. Но, поскольку господствовавшие десятилетиями идеи не способны быстро «выветриться» из мозгов, да и опасность реставрации системы всегда существует, то и современное поведение несет на себе неизгладимое воздействие прежних стереотипов мышления. К сожалению, это сказывается и на проблематике прав человека, в которые многим гражданам хочется верить, ибо они привлекательны, гуманны, в них утверждается ценность человеческой личности. В то же время, генетический код системы диктует и практика демонстрирует весьма прохладное отношение органов власти к личности, к соблюдению прав человека и гражданских свобод. Отсюда страх и сомнения большинства россиян в постоянстве и долгосрочности уважительного отношения к правам человека и гражданским свободам со стороны государственной власти. И, наученные горьким многолетним опытом российской действительности, многие пережидают этот период «не высовываясь», и не «умничая», не проявляя гражданской активности, по формуле «как бы чего не вышло», что, конечно, отрицательно сказывается на общественных отношениях.

       Очень мало способствует экспансии прав человека собственное поведение граждан, их правовая культура и правосознание, гражданская позиция и готовность защищать свои права и свободы, отстаивать достоинство и честь. Гражданская пассивность, равнодушие, забвение своих прав и возможностей, незнание и неумение защищать свои интересы делает их инертной даже в отстаивании жизненно важных позиций.

       Сегодня суть проблемы заключается в том, чтобы наполнить реальным содержанием провозглашенные российским законодательством экономические, социальные, гражданские, политические, культурные и личные права, создать надежные механизмы их реализации, соотнести с той системой благ и с теми процессами, которые протекают в обществе, в том числе рыночного характера. Общее учение о субъективных правах, несмотря на изменение ситуации, не поколеблено. Более того, именно в новых условиях эта категория, основанная главным образом на обязательственных, рыночных отношениях, должна заработать в полную меру, как и другие юридические понятия и институты. Ведь в классических рыночных государствах теория субъективных прав не была отвергнута, а, наоборот, четко и продуктивно функционировала. В концепции о субъективных правах важно освободиться от голых, нежизненных схем, конструкций, формальных построений, которыми в прошлом изрядно грешило наше правоведение. Необходимо ориентироваться не на принципы, а на ценности. Старые теоретические постулаты должны быть переосмыслены, они должны принять современные органичные формы, которые призваны соответствовать основным приоритетам, провозглашенным новой Россией. Надо использовать сложившийся исторический опыт, потенциал, достижения юридической мысли.

3. Практическое задание

       Нередко можно встретить утверждение, что «правовое государство» - это термин с избыточной смысловой достаточностью. Ведь во всяком государстве есть законы, то есть система права, и значит, неправового государства по определению не существует. Верно ли это? Ответ аргументируйте.

       Ответ:

       Существует  несколько понятий правового  государства, однако при различии конкретных структурных элементов, включенных в эти понятия неизменным выступает  свобода личности, в системе её неотъемлемых прав.

       Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникает на путях поиска свободы и в свою очередь стремится стать гарантом этой свободы. Правовое государство в современных условиях высшая ступень развития свободы и её выражения в определенных государственно – правовых категориях [3, с.114].

       Таким образом, сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

       К основным признакам правового государства относят следующие:

  • Государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство.
  • Равенство всех перед законом.
  • Ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот.
  • Государство располагает стабильной  
    Конституцией и системой законодательства.
  • Обязательное верховенство Конституции и законов над всеми другими правовыми актами.
  • Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества.

       Выполнение  в полной мере столь высоких требований не может сегодня обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государстве можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться [4, с.301].

    Для того, чтобы достичь правового  государства необходимо следующее:

  • Совершенствование существующего законодательства. Данная проблема особенно актуальна для стран, меняющих господствующую идеологию, переходящих из одной системы социальных координат в другую, например, для России.
  • Строгое выполнение существующего законодательства, создание эффективного механизма его соблюдения.
  • Формирование устойчивого правового сознания граждан и должностных лиц, всего общества. Граждане цивилизованной страны должны знать свои права и обязанности, действующее правовое поле, за рамки которого нельзя выходить. У них должно войти в привычку соблюдение действующего законодательства.

    Разумеется, путь формирования правового государства исторически

очень длителен. 
 
 
 
 
 

Заключение

       Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о  том, почему права человека в современном  мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.

Информация о работе Права человека