Последствия председательствования РК в ОБСЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 06:06, доклад

Описание работы

Последствия председательствования РК в ОБСЕ
Плюсы и минусы, новые перспективы и возможности.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.doc

— 41.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад на тему:

Последствия председательствования  РК в ОБСЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы 2009 г. 

Как известно,отношения  между Казахстаном и Организацией по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ) динамично развивались с момента вступления нашей республики в число ее членов с января 1992 года. Казахстан всегда отличало стремление активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих развивать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 года.

   

С чего все начиналось

ОБСЕ считается  самой большой из существующих региональных организаций по безопасности, включающей 56 стран-членов. В зоне ее ответственности  находятся вопросы предотвращения конфликтов, улаживания кризисов и  урегулирования послекризисных ситуаций. Для обеспечения безопасности ОБСЕ использует комплексный и корпоративный подходы, основанные на дипломатических взаимоотношениях. На начальном этапе развития отношений между Казахстаном и ОБСЕ совместная деятельность была сосредоточена на информационно-практическом обмене, способствующем проведению необходимых реформ в период перехода к рыночной экономике, развития открытого гражданского общества и укрепления региональной безопасности. Дальнейшему углублению сотрудничества способствовало подписание ряда документов: Меморандума о взаимопонимании между Правительством Казахстана и ОБСЕ, договоренности об открытии Центра ОБСЕ в Алматы в январе 1999 года и др. C февраля 2003 года, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании с БДИПЧ/ОБСЕ, в Казахстане стали реализовываться проекты по совершенствованию института Уполномоченного по правам человека, выборного законодательства и реформирования судебной системы.

Новый этап в  развитии взаимоотношений между  Казахстаном и ОБСЕ начался в 2003 году, когда Казахстан выдвинул идею о председатель-ствовании страны в ОБСЕ, определив первоначально 2009 год, а затем 2010 год.  

В преддверии 2010 года

Что же предстоит  Казахстану на посту председательствования  ОБСЕ? В течение года наше государство будет координировать работу 56 стран-членов этой международной региональной организации. По сложившейся традиции, страна, принявшая председательствование в ОБСЕ, должна внести в ее деятельность новую «волну» предложений  и решений, что еще более укрепило бы и подняло авторитет этой организации.

В связи с  этим, Казахстан будет выступать  за постепенную трансформацию деятельности ОБСЕ в точном соответствии с интересами всех участников с учетом их мнений и позиций. Основными же приоритетами нашего председательства в ОБСЕ будет совместная борьба против терроризма, наркотрафика, торговли оружием и людьми, а также восстановление Афганистана.

Кроме того, учитывая миротворческую и интеграционную политику государства, Казахстан может сыграть  роль посредника между Западной Европой и США, с одной стороны, и интересами России, с другой стороны. По оценкам многих западных экспертов, у Казахстана в роли председателя организации есть большие шансы оказать помощь при решении конфликтных ситуаций на Кавказе, чем у какой-либо страны Западной Европы. Эксперты также отмечают, что следует несколько выходить за рамки непосредственной зоны ответственности ОБСЕ и включать в сферу внимания и другие конфликтные зоны, очаги напряженности, находящиеся в непосредственной близости к региону. Казахстан как участник ОБСЕ не может стоять в стороне от таких проблем, как обеспечение стабильности и безопасности в Европе, в том числе и в свете планов США по развертыванию компонентов системы ПРО в Польше и Чехии. Ведь данный вопрос затрагивает интересы безопасности всех европейских стран и в целом влияет на стабильность в Европе и мире. Кроме того, Республике Казахстан, выдвинутой в председатели в качестве коллективного члена от стран-участниц СНГ, предстоит вплотную заняться такой проблемой, как существующее в ОБСЕ неравномерное географическое распределение активности Организации, преодоление «двойных стандартов», особенно в отношении стран постсоветского пространства.

   

Также, Казахстан  намерен обсудить возможность расширения сотрудничества ОБСЕ с исламским миром. Это выражается в призыве к исламским странам активно подключиться к формированию повестки дня деятельности ОБСЕ в 2010 году, рассмотреть общие точки соприкосновения между ОИК и ОБСЕ, положить начало решению вопросов миграции и интеграции мусульманских общин в странах Европы. В целом, разработанная программа «Путь в Европу» позволит установить широкое взаимодействие с европейскими странами по дальнейшему продвижению демократических реформ и повышению качества жизни населения, привлечения инвестиций и передовых технологий, совершенствованию национального законодательства и модернизации механизмов государственного управления в европейском контексте.  

Плюсы и минусы председательствования Казахстана

Вопрос о председательствовании  Казахстана в ОБСЕ был поднят еще  в 2003 году, и с того момента эта идея являлась одной из доминирующих в спектре внешнеполитической деятельности государства.  

Плюсы

Основным комплексным  положительным моментом при удовлетворении заявки Казахстана, является абсолютно  новое позиционирование Казахстана на международной арене. Интегрировавшись в европейское сообщество, путем роста международного статуса, благодаря предсе-дательствованию в столь авторитетной организации, Казахстан может рассчитывать на многовекторную поддержку европейских государств в следующих направлениях:

В сфере соблюдения прав человека, укрепления демократических  институтов и процедур, и установления прозрачности всего политического  процесса. В данном направлении можно  будет рассчитывать на организационно-финансовую, правовую, международную и информационную поддержку демократических инициатив Казахстана со стороны самой организации, а также членов ОБСЕ в рамках других международных структур.

В сфере региональной безопасности председательство в ОБСЕ даст не только всестороннюю поддержку  организации и ее участниц, и защиту от вероятных угроз национальной безопасности, но и де-факто подтвердит на высоком международном уровне статус Казахстана как одного из основных гарантов сохранения мира и стабильности в Центральной Азии и СНГ.

В экономической  сфере от председательства в ОБСЕ следует ожидать мультипликативного эффекта.

Во-первых, страна-председатель ОБСЕ априори является государством с устоявшимися и развитыми институтами  рыночной экономики и цивилизованными  формами ведения бизнеса. Это, в  свою очередь, является позитивным сигналом для ТНК, для потенциальных инвесторов, рейтинговых агентств, крупных финансовых институтов, а также для потенциальных потребителей казахстанской продукции в развитых странах. Данный факт является весьма актуальным, в преддверии вступления Казахстана в ВТО.

Во-вторых, Казахстан  может на международном уровне защищать государственные интересы во взаимоотношениях с крупными инвесторами в стране, в первую очередь – с недропользователями. Это станет возможным при внедрении  в Казахстане и поддержке со стороны ОБСЕ экологических норм, принятых в ЕС.

В-третьих, Казахстан  сможет более полно воспользоваться  своим транзитным потенциалом, гармонизируя тарифную политику с показателями ведущих  транзитных государств.

   

Минусы

В первую очередь, председательствование в ОБСЕ для любого государства означает более пристальное внимание к внутриполитической ситуации в стране. А также более высокие требования к исполнению основных обязательств и стандартов, принятых в ОБСЕ. В основном, это касается вопросов соблюдения прав человека и приверженности демократии.

В случаях систематического нарушения норм ОБСЕ, председательство-вание  в данной организации может привести к обратному эффекту в плане  формирования нового имиджа государства. В рамках самой организации, председателю придется разрешать ряд геополитических коллизий, что в итоге может привести к критике со стороны участников данной коллизии.

Учитывая сложные  отношения ОБСЕ и России, последняя  может оказывать давление на Казахстан  в вопросах реформирования ОБСЕ, пересмотра ряда стандартов, что, в свою очередь, может вызвать неоднозначную реакцию со стороны европейских государств-членов ОБСЕ и США. В заключении следует отметить, что Казахстану в статусе председателя предстоит решать большое количество внутренних проблем ОБСЕ и улаживать потенциальные конфликты между двумя «лагерями» в ОБСЕ – проамериканским и пророссийским. 

В целом, статус председателя ОБСЕ будет способствовать укреплению позиций республики в  качестве субъекта международных отношений. В настоящее время Казахстан уже имеет опыт председательствования в таких региональных организациях, как СНГ, ШОС, ЕврАзЭс, СВМДА. А привлечение внимания стран-участниц ОБСЕ к проблемам Центральной Азии, как ключевой части Организации, в рамках обеспечения безопасности и сотрудничества, способно существенно изменить ход ее трансформации.

Информация о работе Последствия председательствования РК в ОБСЕ