Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 06:06, доклад
Последствия председательствования РК в ОБСЕ
Плюсы и минусы, новые перспективы и возможности.
Доклад на тему:
Последствия
председательствования
РК в ОБСЕ
Алматы
2009 г.
Как известно,отношения
между Казахстаном и
С чего все начиналось
ОБСЕ считается
самой большой из существующих региональных
организаций по безопасности, включающей
56 стран-членов. В зоне ее ответственности
находятся вопросы
Новый этап в
развитии взаимоотношений между
Казахстаном и ОБСЕ начался в 2003
году, когда Казахстан выдвинул идею о
председатель-ствовании страны в ОБСЕ,
определив первоначально 2009 год, а затем
2010 год.
В преддверии 2010 года
Что же предстоит Казахстану на посту председательствования ОБСЕ? В течение года наше государство будет координировать работу 56 стран-членов этой международной региональной организации. По сложившейся традиции, страна, принявшая председательствование в ОБСЕ, должна внести в ее деятельность новую «волну» предложений и решений, что еще более укрепило бы и подняло авторитет этой организации.
В связи с
этим, Казахстан будет выступать
за постепенную трансформацию
Кроме того, учитывая миротворческую и интеграционную политику государства, Казахстан может сыграть роль посредника между Западной Европой и США, с одной стороны, и интересами России, с другой стороны. По оценкам многих западных экспертов, у Казахстана в роли председателя организации есть большие шансы оказать помощь при решении конфликтных ситуаций на Кавказе, чем у какой-либо страны Западной Европы. Эксперты также отмечают, что следует несколько выходить за рамки непосредственной зоны ответственности ОБСЕ и включать в сферу внимания и другие конфликтные зоны, очаги напряженности, находящиеся в непосредственной близости к региону. Казахстан как участник ОБСЕ не может стоять в стороне от таких проблем, как обеспечение стабильности и безопасности в Европе, в том числе и в свете планов США по развертыванию компонентов системы ПРО в Польше и Чехии. Ведь данный вопрос затрагивает интересы безопасности всех европейских стран и в целом влияет на стабильность в Европе и мире. Кроме того, Республике Казахстан, выдвинутой в председатели в качестве коллективного члена от стран-участниц СНГ, предстоит вплотную заняться такой проблемой, как существующее в ОБСЕ неравномерное географическое распределение активности Организации, преодоление «двойных стандартов», особенно в отношении стран постсоветского пространства.
Также, Казахстан
намерен обсудить возможность расширения
сотрудничества ОБСЕ с исламским миром.
Это выражается в призыве к исламским
странам активно подключиться к формированию
повестки дня деятельности ОБСЕ в 2010 году,
рассмотреть общие точки соприкосновения
между ОИК и ОБСЕ, положить начало решению
вопросов миграции и интеграции мусульманских
общин в странах Европы. В целом, разработанная
программа «Путь в Европу» позволит установить
широкое взаимодействие с европейскими
странами по дальнейшему продвижению
демократических реформ и повышению качества
жизни населения, привлечения инвестиций
и передовых технологий, совершенствованию
национального законодательства и модернизации
механизмов государственного управления
в европейском контексте.
Плюсы и минусы
председательствования
Вопрос о
Плюсы
Основным комплексным положительным моментом при удовлетворении заявки Казахстана, является абсолютно новое позиционирование Казахстана на международной арене. Интегрировавшись в европейское сообщество, путем роста международного статуса, благодаря предсе-дательствованию в столь авторитетной организации, Казахстан может рассчитывать на многовекторную поддержку европейских государств в следующих направлениях:
В сфере соблюдения прав человека, укрепления демократических институтов и процедур, и установления прозрачности всего политического процесса. В данном направлении можно будет рассчитывать на организационно-финансовую, правовую, международную и информационную поддержку демократических инициатив Казахстана со стороны самой организации, а также членов ОБСЕ в рамках других международных структур.
В сфере региональной безопасности председательство в ОБСЕ даст не только всестороннюю поддержку организации и ее участниц, и защиту от вероятных угроз национальной безопасности, но и де-факто подтвердит на высоком международном уровне статус Казахстана как одного из основных гарантов сохранения мира и стабильности в Центральной Азии и СНГ.
В экономической сфере от председательства в ОБСЕ следует ожидать мультипликативного эффекта.
Во-первых, страна-председатель ОБСЕ априори является государством с устоявшимися и развитыми институтами рыночной экономики и цивилизованными формами ведения бизнеса. Это, в свою очередь, является позитивным сигналом для ТНК, для потенциальных инвесторов, рейтинговых агентств, крупных финансовых институтов, а также для потенциальных потребителей казахстанской продукции в развитых странах. Данный факт является весьма актуальным, в преддверии вступления Казахстана в ВТО.
Во-вторых, Казахстан
может на международном уровне защищать
государственные интересы во взаимоотношениях
с крупными инвесторами в стране,
в первую очередь – с
В-третьих, Казахстан сможет более полно воспользоваться своим транзитным потенциалом, гармонизируя тарифную политику с показателями ведущих транзитных государств.
Минусы
В первую очередь, председательствование в ОБСЕ для любого государства означает более пристальное внимание к внутриполитической ситуации в стране. А также более высокие требования к исполнению основных обязательств и стандартов, принятых в ОБСЕ. В основном, это касается вопросов соблюдения прав человека и приверженности демократии.
В случаях систематического нарушения норм ОБСЕ, председательство-вание в данной организации может привести к обратному эффекту в плане формирования нового имиджа государства. В рамках самой организации, председателю придется разрешать ряд геополитических коллизий, что в итоге может привести к критике со стороны участников данной коллизии.
Учитывая сложные
отношения ОБСЕ и России, последняя
может оказывать давление на Казахстан
в вопросах реформирования ОБСЕ, пересмотра
ряда стандартов, что, в свою очередь, может
вызвать неоднозначную реакцию со стороны
европейских государств-членов ОБСЕ и
США. В заключении следует отметить, что
Казахстану в статусе председателя предстоит
решать большое количество внутренних
проблем ОБСЕ и улаживать потенциальные
конфликты между двумя «лагерями» в ОБСЕ
– проамериканским и пророссийским.
В целом, статус председателя ОБСЕ будет способствовать укреплению позиций республики в качестве субъекта международных отношений. В настоящее время Казахстан уже имеет опыт председательствования в таких региональных организациях, как СНГ, ШОС, ЕврАзЭс, СВМДА. А привлечение внимания стран-участниц ОБСЕ к проблемам Центральной Азии, как ключевой части Организации, в рамках обеспечения безопасности и сотрудничества, способно существенно изменить ход ее трансформации.
Информация о работе Последствия председательствования РК в ОБСЕ