2. Порядок избрания, полномочия
Президента РФ
2.1 Избрание Президента РФ Порядок
выборов Президента РФ определен Конституцией
РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О выборах
Президента Российской Федерации» (май
1995 г.). Президент РФ избирается на 6 лет
гражданами РФ на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Он может быть переизбран
и на второй срок, но одно и то же лицо не
может занимать эту должность более двух
сроков подряд Кандидатом в Президенты
РФ может быть гражданин РФ не моложе 35
лет, постоянно проживающий в РФ не менее
10 лет. Правом выдвижения кандидатов обладают
как непосредственно избиратели (не менее
100 избирателей), так и избирательные объединения
и их блоки, которые могут выдвигать только
одного кандидата. Центральная избирательная
комиссия проверяет правильность сбора
подписей и выносит решение о регистрации
кандидата. С момента регистрации кандидат
должен на время выборов оставить государственную
службу или работу в средствах массовой
информации, а переизбирающийся Президент
РФ — не пользоваться преимуществами
своего служебного положения. В случае
если зарегистрированными оказываются
менее двух кандидатов, Центральная избирательная
комиссия откладывает выборы с тем, чтобы
обеспечить альтернативный характер голосования.
Избранным считается кандидат,
получивший в первом туре выборов
более половины голосов избирателей
т.е. абсолютное большинство (50% поданных
голосов + 1 голос). Если в голосовании приняло
участие менее половины избирателей, внесенных
в списки для голосования, то выборы считаются
несостоявшимися. В том случае, если в
первом туре ни один из кандидатов не получил
хотя бы половины голосов плюс один голос,
то не позднее чем через 15 дней после установления
итогов выборов проводится повторное
голосование по двум кандидатам, набравшим
наибольшее количество голосов. Во втором
туре избранным считается тот, кто наберет
относительное большинство голосов по
сравнению с другим кандидатом, но при
условии, что число голосов, поданных за
этого кандидата, больше числа голосов,
поданных против всех кандидатов.
Избранный Президент РФ вступает
в должность на 30-й день со
дня объявления Центризбиркомом
результатов выборов. При вступлении
в должность Президент РФ приносит
народу присягу, текст которой
содержится в Конституции РФ (ч.
1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной
обстановке в присутствии членов
Совета Федерации, депутатов Государственной
Думы и судей Конституционного
Суда РФ. С этого момента Президент
РФ приступает к исполнению
своих обязанностей.
2.2 Полномочия Президента РФ
Наряду с функциями главы государства
Президент Российской Федерации
наделён широкими полномочиями. Одни
из них осуществляются на прерогативой
основе, а другие — с учетом полномочий
и других органов государственной власти
в данной области. Компетенция Президента
РФ как совокупность его полномочий может
быть системно охарактеризована по следующим
основным направлениям. По совокупности
и значимости функций и полномочий, закрепленных
за Президентом Конституцией, он, бесспорно,
занимает ведущее место в системе органов
Российской Федерации, осуществляющих
государственную власть. Этими органами
в соответствии со ст. 11 Конституции являются
Президент Российской Федерации, Федеральное
Собрание (Совет Федерации, Государственная
Дума), Правительство Российской Федерации,
суды Российской Федерации. Такое положение
Президента не ограничивает самостоятельность
деятельности основных государственных
органов Российской Федерации, поскольку
полномочия Президента направлены, прежде
всего, на обеспечение согласованного
взаимодействия всех ветвей власти Российской
Федерации, строгое соблюдение Конституции
Российской Федерации, защиту прав и свобод
человека и гражданина, охрану государственного
суверенитета. Президент в соответствии
с Конституцией обладает широким кругом
полномочий, вытекающих из его статуса
как главы государства и обеспечивающих
ему возможность выполнять закрепленные
за ним функции. Эти полномочия затрагивают
все стороны государственной деятельности,
их можно обобщить по нескольким сферам.
Полномочия связанные с: Функционированием
федеральных органов государственной
власти. Президент здесь действует не
единолично, а совместно с парламентом,
который либо одобряет назначение Президентом
высших должностных лиц, либо назначает
их избрав из предложенных Президентом
кандидатур. Президент: - назначает
Председателя Правительства - назначает
заместителей Председателя Правительства
- назначает министров - имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства; - принимает
решения об отставке Правительства;
- предлагает кандидатуры судей судов
высших инстанций (Конституционного, Верховного,
Высшего Арбитражного); - предлагает
кандидатуру Генерального прокурора;
- предлагает кандидатуру председателя
Центрального банка; - формирует и возглавляет
Совет Безопасности; - может формировать
свою Администрацию; - определяет своих
представителей в федеральных округах
и субъектах Федерации, а также в палатах
парламента; - назначает высшее командование
Вооруженных Сил; - назначает дипломатических
представителей. По отношению к власти
законодательной: - назначает выборы
в Государственную Думу и референдум;
- распускает Государственную Думу в случае
и порядке, предусмотренных в Конституции;
- вносит законопроекты в Государственную
Думу; - подписывает и обнародует федеральные
законы, обладая при этом правом отлагательного
вето; - подает запросы в Конституционный
Суд в соответствии нормативных актов
Конституции РФ, а также о ее толковании.
С военной областью. Президент утверждает
военную доктрину, является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами.
Ему предоставлено право в случае агрессии
против России или непосредственной угрозы
агрессии вводить на территории страны
или в отдельных ее местностях военное
положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. С соблюдением последнего условия
Президент уполномочен объявить и о введении
чрезвычайного положения на территории
России. С внешнеполитической областью.
Помимо того, что Президент определяет
основные направления внешней политики
страны, он осуществляет руководство внешней
политикой, ведет переговоры и подписывает
международные договоры, ратификационные
грамоты, принимает верительные и отзывные
грамоты аккредитованных при нем дипломатических
представителей. С отношением к гражданам.
- решает вопросы гражданства; - предоставляет
политическое убежище; - награждает
государственными наградами Российской
Федерации; присваивает почетные звания,
высшие воинские и высшие специальные
звания; - решает вопросы помилования;
Правотворческие полномочия Президента.
Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент
издает указы и распоряжения. Они обязательны
для исполнения на всей территории России.
Акты Президента имеют особое значение
для функционирования единой системы
государственной власти и наряду с Конституцией
и федеральными законами являются базой
для нормотворческой деятельности Правительства.
Указы бывают как ненормативного, так
и нормативного характера, а распоряжения
же всегда относятся к актам индивидуальным.
Акты Президента не должны противоречит
Конституции и федеральным законам. В
Конституции нет точного перечня вопросов,
по которым Президент может издавать указы.
Нормативные акты Президента по общему
правилу вступают в силу по истечении
семи дней после публикации. Гарантией
конституционных актов Президента выступает
Конституционный Суд.
ФРГ. Выборы президента. В Федеративной
Республике Германия избрание президента
проходит путём голосования в парламенте,
что характерно для парламентарной республики.
Так же избирается президент в таких странах
как Италия, Швейцария, Венгрия, Латвия
и в ряде других стран. Для этого, как указано
в части 3 статьи 54 конституции ФРГ, создаётся
Федеральное Собрание, которое состоит
из членов нижней палаты парламента (Бундестага)
и равного числа членов, избранными народными
представительствами земель на началах
пропорциональности. Кандидатуры на пост
президента предлагаются ведущими партиями,
и, как оговорено в конституции, в ходе
этих выборов в Федеральном Собрании не
допускаются какие-либо прения. «Избранным
считается лицо, получившее большинство
голосов членов Федерального Собрания.
Если в двух турах голосования такое большинство
не собрано, избранным считается тот, кто
в следующем туре соберёт наибольшее число
голосов». Как и в Греции, Португалии, Чехии,
Словакии, Польши, Венгрии, Болгарии, президент
Федеративной Республики Германия избирается
сроком на пять лет. Полномочия. (В Федеративной Республике Германия,
как и в других странах с парламентарной
системой правления, президент имеет конституционное
право назначения премьер-министра. Но
это право носит формальный характер,
так как вопрос о назначении на пост главы
правительства фактически решают лидеры
ведущих партий в зависимости от исхода
парламентских выборов или изменения
состава правящих коалиций в высших законодательных
органах. Это явление можно также наблюдать
при назначении премьер-министра в Австрии,
Израиле, Исландии, Ирландии, Индии. Президент
ФРГ назначает федерального канцлера.
Федеральный президент может распустить
Бундестаг, если он в течение 21 дня не смог
выбрать федерального канцлера абсолютным
большинством своих членов (ч. 4, с. 63 конституции
ФРГ. В соответствии со статьёй 81 Основного
закона президент имеет возможность обойти
главный законодательный орган, если он
не желает принять закон, который федеральное
правительство считает настоятельно необходимым.
президент (как и в Австрии) назначает
федеральных судей. Но это конституционное
право носит преимущественно формальный
характер, поскольку кандидатуры в судьи
выдвигаются правительством, и президент
назначает их по представлению министров.)
Полномочия президента, его статус в политической
жизни той или иной страны определяются
прежде всего соответствующими конституционными
нормами. В Федеративной Республике
Германия конституционное
право наделяет исполнительной
властью прежде всего главу
правительства, а не главу государства
– президента. Правда, в конституционном
праве ФГГ нет нормы о том, что
президент – это глава государства, его
статусе в Основном законе говорится
только то, что «федеральный президент
представляет Федерацию в международно-правовых
отношениях». В то же время в Основном
законе ФРГ чётко обозначен конституционный
статус главы правительства
– канцлера:«Федеральное правительство
состоит из Федерального канцлера
и федеральных министров. Эта правовая
норма прямо указывает на то, что президент
не является главой исполнительной власти
и таким образом не возникает никакой
правовой неопределённости
в разграничении полномочий
между главой государства и главой
правительства.