Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:02, контрольная работа
Цель данной работы в том чтобы, раскрывая феномен политической власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, показать, как отношения в обществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, природа и специфика политической власти…………………………………………………………………………..4
1.1. Сущность власти: основные теоретические подходы……………….....4
1.2.Природа власти ……………………………………………………………8
1.3. Специфика политической власти. Виды власти……………………….11
2. Легитимность власти. Типы легитимности………………………………………………………………....14
3. Источники и ресурсы власти……………………………………………...19
4. Современные концепции власти………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………………………………………………27
Авторитет рассматривается как
форма и источник власти. Авторитет
- это руководство, добровольно
признаваемое подвластными за
субъектом власти право на
власть в силу его моральных
качеств или деловой
1.3. Специфика
политической власти. Виды власти.
Многозначность власти проявляется и в другом аспекте: власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляется в политической и неполитических формах. Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти, причем все они могут быть использованы в политических целях. Другие виды социальной власти выделяются в зависимости от сферы распространения и приемов властвования.
Экономическая власть означает
контроль над имеющими
Административно-
Духовно-информационная власть - культурная,
религиозная, СМИ. Особое
Возрастание роли СМИ, особенно телевидения и Интернета, ставит целый ряд проблем. С одной стороны, повышается степень информированности людей, что позволяет расширить их участие в политической жизни, а разнообразие источников информации обеспечивает индивиду свободу выбора из потока политической информации. Но с другой стороны, сохраняется проблема доверия к СМИ. Наконец, крупнейшие медиа сливаются с другой властью - экономической - и выступают проводником влияния последней на власть политическую. Общественность Запада ставит вопрос: "Господствуют ли политики над СМИ или СМИ над политиками?" Действительно, общение политиков с гражданами происходит через СМИ. Именно они создают "виртуальный" образ политика, который должен восприниматься массами как реальный. СМИ влияют на формирование предпочтений электората. Один популярный журналист может заменить огромное количество партийных агитаторов. СМИ составили сегодня серьезную конкуренцию политическим партиям в осуществлении функции мобилизации избирателей в поддержку кандидатов, претендующих на приход во властные структуры.
Специфика политической власти
связана со способностью
К другим проявлениям специфики политической власти отнесем следующие:
Социальное
назначение политической власти неоднозначно,
что проявляется в ее способности выступать
фактором как интеграции, так и дезинтеграции
общества. В первом случае с помощью власти
поддерживается общественный порядок,
разрешаются конфликты, во втором - обеспечивается
господство одних социальных групп над
другими.
2.
Легитимность власти.
Типы легитимности.
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха легальна, т.к. не был нарушен порядок престолонаследия.
Между легитимностью и
Легитимация - это способ или
процесс, посредством которого
власть получает оправдание. Идеальной
легитимности (уровень 100% поддержки
населением) не бывает. В любом
обществе есть люди, нарушающие
законы или относящиеся к
Легитимность имеет отношение как к политическому режиму, в том числе форме правления, так и к конкретным персональным субъектам власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в рамках легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, монархи) могут утратить поддержку народа. В условиях демократии это противоречие разрешается посредством выборов.
Каким образом власть
Традиционная
легитимность опирается на
Харизматическая легитимность основана на вере в личные качества лидера. В харизматическом лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость, героизм. Харизматическая легитимность строится на эмоциональном заряде, на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне. Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Особый случай - харизма Папы Римского. Он обладает ею в силу своего положения (функциональная харизма), т.к. является наследником святого Петра, наместника Христа на земле.
Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах - это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы. Именно они выступают посредниками между властью и народом, являясь обязательными и для народа, и для руководства. Другим проявлением легальной власти, по мнению Вебера, выступает бюрократия, которая становится рациональной в эпоху капитализма (рис.). Рационально-бюрократический тип управления предполагает компетентность, наличие специального образования, следование в управленческой деятельности установленным правилам.
Другие типы легитимности. Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истон выделил:
Французский политолог Ж.Л.
Итальянский социолог и
В реальной практике разные
типы легитимности могут
Наибольшим потенциалом
3.
Источники и ресурсы
власти.
Под источниками
власти понимается то, что дает власти
исходное начало, ее силу и действенность.
В общем плане источником власти
является народ, его потребности, интересы,
воля. В российской Конституции подчеркнуто,
что единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный
народ. Выделяют также конкретные источники
политической власти, такие, как законодательство
о власти, воля властвующих, общественные
потребности в самоорганизации людей
и другие. Ресурсы политической власти
- это потенциальные возможности, средства
власти, которые она использует в процессе
осуществления своих полномочий, функций.
Ресурсы власти многообразны и разнообразны.
В зависимости от этапа общественно - политического
развития конкретной страны и политического
режима ресурсы власти существенно различаются
между собой. Они изменчивы, подвижны.
На ранних этапах общественного развития
источником и ресурсом власти выступала
сила. На стадии капиталистического развития
превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных
странах знания и информация становятся
основным ресурсом развития производства,
власти и общества в целом. Информационная
революция рассматривается в качестве
предпосылки антропологической революции.
Ресурсами политической власти могут
выступать также различные конкретные
организационные, традиционные, образовательные
и иные факторы. Среди них: занимаемая
должность, престижное образование, личностные
связи, биографические данные, имидж, общественно
- политический и иной опыт и многие другие
потенциальные и реальные возможности
и способности человека, организации
политического института. Под источниками
власти понимается то, что дает власти
исходное начало, ее силу и действенность.
В общем плане источником власти является
народ, его потребности, интересы, воля.
В российской Конституции подчеркнуто,
что единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный
народ. Выделяют также конкретные источники
политической власти, такие, как законодательство
о власти, воля властвующих, общественные
потребности в самоорганизации людей
и другие. Ресурсы политической власти
- это потенциальные возможности, средства
власти, которые она использует в процессе
осуществления своих полномочий, функций.
Ресурсы власти многообразны и разнообразны.
В зависимости от этапа общественно - политического
развития конкретной страны и политического
режима ресурсы власти существенно различаются
между собой. Они изменчивы, подвижны.
На ранних этапах общественного развития
источником и ресурсом власти выступала
сила. На стадии капиталистического развития
превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных
странах знания и информация становятся
основным ресурсом развития производства,
власти и общества в целом. Информационная
революция рассматривается в качестве
предпосылки антропологической революции.
Ресурсами политической власти могут
выступать также различные конкретные
организационные, традиционные, образовательные
и иные факторы. Среди них: занимаемая
должность, престижное образование, личностные
связи, биографические данные, имидж, общественно
- политический и иной опыт и многие другие
потенциальные и реальные возможности
и способности человека, организации,
политического института.