Понятие, структура и функции политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Политическая система — это взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности, которые признаются всем обществом. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее как
одну из специфических подсистем общества.

Содержание

Введение 3
1 Понятие политической системы 4
2 Теоретические модели политической системы 7
3 Структура политической системы 9
4 Функции политической системы 11
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     2 Теоретические модели политической системы 
 

     Теория  политических систем была создана в 50-е гг., прежде всего, усилиями  американских политологов Д.Истона Г.Алмонда, Р.Даля, К.Дойча и др.

     В выступлении на ежегодном собрании Американской ассоциации политических наук в 1962 году, ее тогдашний президент Г.Алмонд противопоставил теорию систем -  теории разделения властей, отметив, что “парадигма систем” идет на смену “господствовавшей в XVIII-XIX вв. в политических науках парадигме разделения властей”.

     Одной из причин возникновения и распространения теории  политических систем именно в это время явилась общая неудовлетворенность применявшимися  методами  политического анализа. Бихевиористские подходы позволяли анализировать политические явления лишь в отдельных, часто довольно незначительных фрагментах. Сформировалась вполне осознанная потребность в обобщающей теории.

     В основу концепции были положены, заимствованные из экономики, социологии и кибернетики  идеи системного подхода.  Исходные постулаты общей теории систем просты.  Любой системный объект должен отвечать некоторым  непременным правилам системности,  а именно: состоять из  нескольких взаимосвязанных  элементов,  иметь  относительную обособленность от других объектов, т.е. определенную автономию, и наконец, обладать минимальной внутренней целостностью (это означает, что целое не сводимо к сумме элементов). Политическая сфера имеет эти элементарные качества.

     Теория  политических  систем  возникла  и как альтернатива традиционному  институциональному подходу в политической науке и претендовала не только на обобщение огромного эмпирического материала, полученного бихевиористами, но и на преобразование политической науки в более точную дисциплину.

     "Понятие  "политическая система",  пишет  К.  фон  Бейме”, - появилось для того,  чтобы  заполнить "теоретический вакуум",  который оставляло понятие "государство". Этот термин свободен от правоведческих сопутствующих  значений,  ассоциируемых  с государством, и легче поддается определению в категориях  наблюдаемого поведения. «Концептуальная  широта термина делает его полезным средством анализа при исследовании неформальных политических структур,  тогда  как  "управление"  часто  тесно отождествляется с формальными институтами».

     В результате категории государства, а также правового и институционального аппарата, используемые в традиционной политологии, были заменены политической системой. «Место власти заняла функция, место учреждения – роль, место института – структура» (Р.Чилкот). Эти категории были нужны, в частности, для того, чтобы показать, что все политические системы имеют некоторый набор общих характеристик

     Считая  важнейшим свойством политической системы - способность к сохранению ее качественной определенности при  изменении структуры и функций  элементов,  или, говоря иначе, ее стабильность, Д.Истон  выдвигает в качестве первоочередной задачи анализ условий, необходимых для сохранения устойчивости системы и ее выживания. Для чего,  по его мнению,  следует рассматривать четыре основные категории: "политическую систему", "окружающую  социальную  среду",  "реакцию" и "обратную связь".

     Однако,  такая трактовка политической системы  не единственная. Так, с точки зрения Р. Даля  можно определить как политическую систему любой устойчивый тип человеческих отношений,  который включает в себя в качестве главных компонентов - власть,  нормы и правила, авторитет.  Таким образом, политические системы могут различаться уровнем политической институализации и политического участия. В качестве политической системы может рассматриваться та  внутригрупповая структура,  которая осуществляет принятие решений в субсоциетальных группах (т.е. группах ниже уровня общества как целого), таких как семья, церковь, профсоюз или коммерческая организация. В то же время, отмечает Р.Даль, ни одно объединение людей не бывает политическим во всех аспектах. Политическая система, состоящая из полномочных представителей населения данной страны и ее правительства, представляет собой государство.

     Будучи "открытой", иерархичной, саморегулирующейся, динамически неравновесной системой поведения, политическая система испытывает на себе влияние окружающей среды. С  помощью механизмов саморегуляции  она вырабатывает ответные реакции, адаптируясь к внешним условиям. Посредством этих механизмов политическая система регулирует свое поведение,  преобразует и изменяет свою внутреннюю структуру или изменяет функции  структурных  элементов.

      Таким образом, постоянный поиск динамической устойчивости есть норма функционирования политической системы.   Для того чтобы  справиться с возникающими в политической системе стрессовыми ситуациями она должна обладать, по мнению М.Каплана, "способностью  к ослаблению напряжений,  исходящих из окружающей среды,  способностью к реорганизации самой себя и внешнего окружения таким образом,  чтобы положить конец возникновению напряжений вообще или,  по крайней мере, их появлению в прежних формах", что обеспечивает определенную «независимость» системы от постоянных колебаний внешних условий.  Если же она не обладает подобными "способностями поддержания системы" и не предпринимает мер по  предотвращению разрушительного влияния окружающей среды,  и если напряжения внутри нее настолько велики,  что власти  не могут осуществлять свои решения в качестве обязательных,  то политическая система может быть разрушена.

     Долговечность любой политической системы зависит  от способности изменяться и адаптироваться к окружающей обстановке, т.е. восстанавливать  динамическое равновесие. Причем, стабильность той или иной из них на протяжении какого-либо периода времени говорит не об отсутствии изменений, а о наличии системной способности к ненасильственным изменениям в целях и в руководстве. [3, с. 106] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Структура политической системы 
 

     Политическая  система состоит из подсистем  и элементов. Каждая подсистема обладает собственной целью, но это не означает, что она может существовать самостоятельно от главной системы. По функциональному признаку можно выделить следующие подсистемы: институциональная, регулятивная, идеологическая, коммуникативная.

     Институциональная подсистема, состоящая из различных социально-политических институтов и учреждений, включает государство, политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации. Центральным, или осевым, элементом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство. Среди других политических институтов особое место занимают партии. В отличие от других организаций (профсоюзов, предпринимательских союзов, крестьянских объединений и т. п.), которые ориентируются прежде всего на защиту экономических и других интересов их членов, главной целью политических партий является борьба за руководство государством, за удовлетворение интересов, которые они представляют.

     Регулятивная  подсистема выступает как совокупность политико-правовых норм и нравственных принципов, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества (конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.). Ряд социально-политических норм непосредственно создается органами государства (правовые нормы), другие — общественными организациями (корпоративные нормы), третьи складываются и формируются постепенно, развиваются под влиянием и политических, и экономических, и социальных институтов общества. К их числу относятся мораль, обычаи и традиции, устойчивость которых значительна и варьируется в зависимости от конкретной культуры.

     Идеологическая  подсистема образует теоретический уровень (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический уровень (политическая психология: чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения).

     Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между социально-этническими общностями, классами, социальными группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти.

     Политическая  система структурна, т. е. включает части  или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных — высшего или верхнего (мегоуровень), среднего, или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального — нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях), легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

     Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (т. е. приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми движениями, народными обществами. Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции. На этом же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти; скрытые действия легальных учреждений высших рангов; секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями и полностью законспирированные учреждения.

     Аналогична  по своему строению и мезоструктура  политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. В

политическом  пространстве они располагаются  между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, советы

разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и  других ассоциативных структур, крупные  предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация.

     Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции — инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные

(теневые)  структуры. К скрытым функциям  легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне, при определенных негативных условиях,

добавляются особенно распространенные конфликты  аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные

структуры неполитического  характера (мафиозные структуры, черный рынок и т. д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных политических регионов.

     Микроуровень  политической системы образуется массовым участием общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики. На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества — важная составная часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним массовым уровнем. В нем располагаются, в принципе, все общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально разделяют их по разным уровням.

Информация о работе Понятие, структура и функции политической системы