Понятие, признаки и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Понятие государства……………………………………………………….4
Признаки государства………………………………………………….......5
Функции государства……………………………………………………....7
Заключение………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Политология12.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

      Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Для того чтобы рассмотреть функции государства, надо понять - что такое государство и откуда оно произошло.

    Государство – явление историческое. В первобытном  обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие  проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

    Одновременно  происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с  появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

    Эти и ряд других обстоятельств послужили  причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры  общества, получившей название «государство».

    Почему  государство является основным институтом политической  системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

    В функциях государства выражается его  сущность, его предназначение, а  структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь  его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Понятие государства 

    Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

    Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство”  обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

    Примерно  до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

    Четкое  разграничение государства и  общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями  либерализма. В них эти понятия  разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды  в результате  хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д. 
 

2. Признаки государства 

    Государства разных исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И все  же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей  степени присущи каждому из них. Общими для государства являются следующие признаки:

    1. Отделение публичной власти от  общества, ее несовпадение с организацией  всего населения, появление слоя  профессионалов-управленцев. Этот  признак отличает государство  от родоплеменной организации,  основанной на принципах самоуправления.

    2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

    3. Суверенитет, т.е. верховная власть  на определенной территории. В  любом современном обществе имеется  множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей  властью, решения которой обязательны  для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

    4. Монополия на легальное применение  силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

    5. Право на взимание налогов  и сборов с населения. Налоги  необходимы для содержания многочисленных  служащих и для материального  обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

    6. Обязательность членства в государстве.  В отличие, например, от такой  политической организации, как  партия, пребывание в которой  добровольно и необязательно  для населения,  государственное  гражданство человек получает  с момента рождения.

    7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий — государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

    Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство  — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

    Отмеченные  выше признаки отмечают государство  от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь  с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Функции государства 

    Научное познание государства любого исторического  типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

    Задачи, которые решает государство, выражаются в его функциях. В отечественной  литературе обычно выделяют внешние  и внутренние функции государства.

         Функции государства - это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность. Функциональный подход к государству, классификация и характеристика его функций и.т.д. восходят к органическим представителям о государстве как  о живом организме с присущими ему функциями. Т.е. формами его жизнедеятельности.

          Функции государства — это  основные направления деятельности  государства, в которых выражаются  и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

         Социальное назначение государства проявляется  и конкретизируется в его функциях, под которыми принято понимать основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

             Функционирование государства не  стихийно, оно имеет целенаправленный характер. Осуществляя функции, государство реализует свою способность воздействовать на общественные отношения с целью решения различных задач, как сугубо классовых, так и общесоциальных.

          Функция государства - это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.

     

    Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

    Внутренние  функции:

    Охранительная.

    Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

    Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

    Общественный  порядок охраняется государственными органами, общественными организациями  и гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

    За  все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены  различные виды наказаний. Меры наказаний  должны быть соразмерны вине нарушителя. 

    Экономическая.

    Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

    В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство  не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и  проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

    Государство влияет на экономику через налоговую  политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы. 

     

Культурно-воспитательная.

    Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

    Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации,  например частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие. 

Информация о работе Понятие, признаки и функции государства