Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 23:42, контрольная работа
Возникновению государства предшествовал первобытно – общинный строй, основой производственных отношений которого была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в разных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.
1. Введение…………………………………………………………………стр 3
2. Тип государства…………………………………………………………стр 4
3. Понятие и признаки государственной власти…………………………стр 7
4. Государственный режим………………………………………………..стр.9
5. Заключение……………………………………………………………....стр 15
6. Список использованной литературы…………………………………..стр.16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………
2. Тип государства………………………………………
3. Понятие и
признаки государственной
4. Государственный режим………………………………………………..стр.9
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной
литературы…………………………………..стр.
Введение
Вопрос о том, что есть государство, был актуален на протяжении всей истории развития человеческой мысли. Чем более развито человеческое общество, тем актуальнее он становится. Для современного общества, в том числе и российского, он приобрел особую злободневность.
Государство– политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно – территориального деления.
Возникновению
государства предшествовал первобытно
– общинный строй, основой производственных
отношений которого была общественная
собственность на средства производства.
Переход от самоуправления первобытного
общества к государственному управлению
длился столетиями; в разных исторических
регионах распад первобытно-общинного
строя и появление государства происходили
по-разному в зависимости от исторических
условий.
Тип государства.
Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую
определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
Известно несколько исторических типов государства и права – рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и
возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников– помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.
По
форме правления различают
При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.),власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия). Абсолютные монархии существуют в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии – в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и некоторых других странах. Признаками монархической формы правления являются: власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийства становится царем), воля монарха неограниченна ( он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.
Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.
В современных условиях различаются парламентская, президентская, смешанная республики. В парламентской республики верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, а также избирает главу государства. Парламентскими республиками являются: ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.
В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например Франция, Мексика, либо населением (США). Смешанные республики сочетают в себе элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния). По формам государственного устройства различают государства, состоящие из административно – территориального или национально-территориального устройства, и государства, в составе которых нет других государств. Последние называются унитарными государствами. В составе унитарного государства могут быть административные или национальные образования, не пользующиеся суверенитетом (области, провинции, губернии), имеется один законодательный орган, правительство, одна конституция. Федеративные государства – это союзные государства, состоящие из государственных образований – штатов, контактов, земель. Республик и др.В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно – территориальное деление. Конфедерация – союз суверенных государств, сохраняющих свой суверенитет в полном объеме и объединившихся в союз для координации некоторых своих действий внутри объединения и на международной арене, т.е. для определенных целей.
Своеобразным объединением является Содружество Независимых Государств ( СНГ ), созданное для координации их политики, экономики. Координация осуществляется такими органами, как Совет глав государств, представленный их президентами, Совет глав правительств.
Понятие и признаки государственной власти
Понятие государственной власти
Власть
– это возможность и
Особое
значение в человеческом обществе имеет
не индивидуальная, частная власть,
характеризующая зависимость
Особого рода коллектив – современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Она действует от имени всего общества, и даже если представители этой власти заявляют о её классовом характере (Китай, КНДР или Куба), они утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например, утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество).
Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).
Признаки государственной власти
Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.
Существует
несколько признаков
1) Государственная
власть выступает как
2) Государственная
власть обладает верховенством
в обществе, она суверенна. Осуществление
всех других разновидностей
3) Регулируя
отношения различных классов,
социальных и иных групп,
4) В
отличие от политической, государственная
власть в высокой степени
5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.
В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.
Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).
Государственный режим
Государственный
режим - важнейшая составная часть политического
режима, существующего в обществе. Политический
режим - понятие более широкое, поскольку
оно включает в себя не только методы государственного
властвования, но и характерные способы
деятельности негосударственных политических
организаций (партии, движения, клубы,
союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими
и антидемократическими (тоталитарные,
авторитарные, расистские). Поэтому основным
критерием классификации государств по
данному признаку является демократизм
форм и методов осуществления государственной
власти. Для рабовладельческих государств
характерны и деспотия, и демократия; для
феодализма - и неограниченная власть
феодала, монарха, и народное собрание;
для современного государства - и тоталитаризм,
и правовая демократия. Идеальных демократических
форм государственного режима в реальной
действительности не существует. В том
или ином конкретном государстве присутствуют
различные по своему содержанию методы
официального властвования. Однако можно
выделить наиболее общие черты, присущие
той или другой разновидности государственного
режима. Политические формы современных
государств складывались в течение нескольких
столетий. Эти формы определялись, в конечном
счете, экономическим строем общества,
его базисом. Большое влияние на форму
государства оказывают исторические традиции
(сохранение монархии в Великобритании,
Швеции, Японии и других странах), условия
образования государства (федеративная
форма государства США, Швейцария), равно
как и особенности современного развития
данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше
возросло в результате распада колониальной
системы, когда на политической карте
мира появился ряд молодых суверенных
государств. Перипетии политической борьбы
приводят во многих освободившихся странах
к частой модификации государственных
форм. Понятие исторического типа связывается
с установлением закономерной зависимости
классовой сущности государства и права
от экономических отношений, которые господствуют
в классовом обществе на определенном
этапе его развития.