Понятие «избирательная система» и её структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании законодательных, исполнительных и судебных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы - способ существования демократии. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.

Работа содержит 1 файл

к.р. политология.docx

— 24.01 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ. В этой работе речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.

Политология как наука о политических отношениях и политических процессах уделяет  значительное внимание изучению политических феноменов, которые имеют давнюю историю и играют в обществе значительную роль.

В современном  цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой  обеспечивается участие граждан  в формировании законодательных, исполнительных и судебных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы - способ существования  демократии. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.  

Иными словами, выборы - это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы  как можно больше людей понимали существо этого политического процесса, прежде всего свое место в нем, и участвовали в выборах осознанно, а не в качестве механизма для  голосования, добиваясь избрания действительно  достойных.

В странах  с высокой политической культурой  и политической устойчивостью выборы выступают фундаментом демократичности  общества. Эффективность выборов  зависит от многих факторов, среди  них весьма важное место принадлежит  утвердившейся в той или иной стране избирательной системе.

Понятие «избирательная система» и её структура

В современной  юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная  система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной  системой понимают порядок определения  результатов выборов.

Избирательная система, как составная часть  политической системы, сама подобно  любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых  в качестве наиболее общих выделяются избирательное право - теоретико-юридический  компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) -компонент практически-организационный.

Избирательное право - это совокупность юридических  норм, регулирующих участие граждан  в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей  выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать  в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так  и в качестве избираемого (пассивное  избирательное право).

Избирательная процедура составляет практически-организационную  часть избирательной системы. Она  включает в себя мероприятия государства  по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных  за их проведение; организацию избирательных  округов, районов, участков; регистрацию  кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение  результатов голосования.

Таким образом, избирательная система  и становится системой, так как  она состоит из упорядоченной  системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения  результатов выборов. Это дает нам  определение избирательной системы  в широком смысле. В узком смысле - это порядок определения результатов  выборов.

В этом случае избирательную систему следует  рассматривать как технико-процедурные  нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов. Результаты выборов, определяющие победителей  и побежденных, во многом зависят  от типа избирательной системы. В  мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим  трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная  и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и  недостатки

Исторически первой избирательной системой стала  мажоритарная система, которая подразумевает  голосование за отдельных кандидатов (независимых или выдвинутых от партий). В основе мажоритарной (от французского majorite - большинство) системы лежит принцип большинства: победившим считается тот кандидат, который получил больше половины голосов (минимум 50%+ один голос).

Достоинством  этой разновидности мажоритарной системы  заключается в том, что избранным  оказывается тот кандидат, которого поддержало большинство прогосовавших.

Её специфический  недостаток - выборы часто оказываются  нерезультативными. Во-первых, потому что, зачастую устанавливается нижний порог явки избирателей. Во-вторых, чем больше в округе баллотируется  кандидатов, тем меньше вероятность  того, что кто-то из них наберёт  абсолютное большинство голосов. В  последнем случае проводится второй тур выборов.

В целом  мажоритарный тип избирательной  системы имеет ряд достоинств:

- препятствует  созданию многочисленных партийных  фракций в парламенте;

- способствуя  победе крупных политических  партий, позволяет формировать устойчивое  правительство, опирающееся на  парламентское большинство;

Однако  у мажоритарной системы есть и  определённые недостатки:

- значительная  часть избирателей может быть  не представлена в выборном  органе, так как голоса, поданные  за проигравших в выборах, пропадают.;

- происходит  сокращение представительства политических  партий во властных структурах;

- возникают  диспропорции между числом полученных  партиями мандатов и количеством  проголосовавших за них избирателей.

При пропорциональной системе избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвигаемые партиями. В её основе лежит принцип пропорциональности, то есть распределение мандатов между  партиями осуществляется в соответствии (пропорционально) числу поданных голосов.

В России, применяющую эту систему, действует  заградительный пункт: определяется минимальное  число голосов (в процентах), которое  должна набрать партия, чтобы принять  участие в распределении мандатов. Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают в парламенте ни одного места.

Достоинства пропорциональной системы:

- позволяет  точнее, чем мажоритарная система,  учитывать политические предпочтения  избирателей;

- обеспечивает  представительство в парламенте  даже небольшим политическим  партиям.

Пропорциональная  система также не является идеальной  и имеет ряд недостатков:

- политические  силы, пользующиеся в масштабах  страны значительно меньшей поддержкой, чем крупные политические партии, получают представительство в  выборном органе. Их роль к  тому же может не соответствовать  реальному месту в политической  системе;

- могут  возникать сложности при формировании  правительства и в ходе его  деятельности, если ни одна партия  не будет иметь абсолютного  большинства в парламенте.

С целью  соединить преимущества различных  избирательных систем и смягчить их недостатки используется смешанная  избирательная система. Этот тип  избирательной системы представляет собой комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем.

Порядок формирования Федерального Собрания - парламента страны - является смешанным, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Выбору в Государственную  Думу проводятся на основе смешанной  избирательной системе: 225 депутатов  избираются на основе мажоритарной системы  относительного большинства, 225 депутатов - на основе пропорциональной системы.

Выборы  президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного  большинства.

Опишите основные параметры  и особенности  современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к  пропорциональной системе  на выборах в Госдуму  РФ

Избирательное право в Российской Федерации  имеет свои источники, т.е. нормативные  акты, которые определяют порядок  выборов:

1) Конституция  Российской Федерации (1993);

2) конституции  республик в составе России, уставы  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов; 

3) Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской  Федерации» (1994);

4) законы  субъектов Российской Федерации,  регламентирующие организацию и  порядок выборов в различные  органы государственной власти  и в органы местного самоуправления;

5) указы  и распоряжения Президента России;

6) нормативные  акты глав администраций (президентов  и губернаторов) исполнительных  органов субъектов Российской  Федерации. 

Избирательное право основано на нескольких принципах. Оно является прямым, всеобщим, равным и осуществляется при тайном голосовании. В числе основных принципов избирательного права — свобода предвыборной агитации и равноправие кандидатов при проведении избирательной кампании. На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.

Ничего  оригинального в этом нет. Такая  ситуация существует во многих зарубежных странах, когда по-разному избираются разные органы, в том числе, во Франции, в Бразилии и некоторых других странах.

В соответствии с российскими законами избирательными правами обладают граждане Российской Федерации, достигшие на момент проведения выборов восемнадцати лет. Право  избирать называется активным избирательным  правом, а право быть избранным  — пассивным (для депутатов Государственной  Думы — не менее 21 года, для Президента России — не менее 35 лет). Не имеют  права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными  и находящиеся в местах лишения  свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным организациям.

7 мая 2004 Президент  РФ В.Путин озвучил  идею на следующих  выборах избирать  Государственную  Думу РФ только  по партийным спискам,  причем по системе  так называемых  «открытых» списков,  когда избиратель  может, голосуя  за определенную  партию, отмечать  наиболее ему нравящихся  в ней кандидатов. Это идея немедленно  горячо была поддержана  председателем Центризбиркома  РФ А.А.Вешняковым и учитывая конституционное большинство в Государственной Думе у фракции «Единая Россия», то вероятность того, что все инициативы президента будут реализованы, очень велика.

«Плюсы» перехода к пропорциональной системе  в России сегодня

Плюс  первый – сделать  партии реальным рычагом  влияния.

Главным плюсом пропорциональной системы в  принципе считается, что она стимулирует  развитие партий, максимально усиливая их политических вес.

Плюс  второй - партии должны будут сделать  акцент па стратегические интересы страны, а  не местечковые интересы. Они станут больше ориентироваться  на интересы страны, а не интересы губернаторов и региональных элит.

Плюс  третий – состав парламента станет более  адекватен итогам базового, «стратегического»  голосования избирателей. Проще говоря - власть не сможет бесконтрольно  перекупать максимально  зависимых от админресурса одномандатников.

Информация о работе Понятие «избирательная система» и её структура