Понятие и сущность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Определение политической власти. Ее характеристика, структура. Сама власть выступает в виде управления, управление – в виде власти.

Работа содержит 1 файл

Понятие и сущность власти.docx

— 21.92 Кб (Скачать)

Понятие и сущность  власти 

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.  Великий древнегреческий философ  Аристотель Стагирит  (384 - 322 до н. э.) в своей работе "Политика" утверждал, что "Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем  более совершенная сама власть над  ними; так, например, власть над человеком  более совершенна, чем власть над  животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая  им работа. Во всяком живом существе, прежде всего можно усмотреть  власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как  господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж"1.

Во все времена политическая наука считала неразрывными политику и власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Общество потому и является обществом, что  объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. "Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть"2, - известная формула М. Вебера.

Понятие «власть» в обыденной  жизни и в научной  литературе  употребляется  в самых  разных  смыслах.  Одни  считают,  что  власть   означает   реальную способность   одного   из   элементов   существующей   системы   реализовать собственные  интересы   в  её  рамках,  и  в  этом  смысле   власть   есть осуществления влияния на процессы,  происходящие  внутри  системы.  Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного  влияния. Третьи полагают, что  власть  представляет собой  такие  взаимные  отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия3.

Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми.  Власть необходима,  подчеркивал  Аристотель,  прежде  всего,  для  организации общества, которое немыслимо  без подчинения всех участников  единой  воле, для  поддержания  его целостности и единства.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется  необходимость

в согласованных  действиях  людей  (будь  то  отдельная  семья,  группа,

социальный слой, нация  или общество в целом), там  происходит  подчинение их деятельности достижению определенных целей.

В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие  и  подвластные,  господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения  весьма  разнообразны. Они могут  быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной  цели, на убежденности в необходимости  выполнения  распоряжения,  на  авторитете властвующего и, наконец, просто на  чувстве  страха  перед  нежелательными последствиями в  случае неподчинения. Сами  мотивы  имеют  большое  значение для эффективности  власти и её долговечности. Здесь  важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присуще  общественной  жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в  обществе  и  быть свободным от его правил невозможно. Другими словами,  без  отношений  власти человеческая цивилизация невозможна.

Власть вовсе не  является  непременно  результатом  только  насилия,

подавление одной личности другой. Замечено,  например,  что   в  сложной

натуре человека есть несомненное  искание над собой власти, которой  он  мог бы подчинится. Это своего рода потребность воздействия одного  человека  на другого, силы, соединяющая  людей в общество.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение  власти.

Власть в общем смысле есть способность и возможность  оказывать  определенные воздействие  на  деятельность,  поведения  людей  с  помощью   каких  –  либо средств – воли, авторитета, права, насилия.

Сама власть выступает  в виде управления, управление –  в виде власти.

Но управление не есть  функционирование  власти.  Управление,  подчеркивал Б.Краснов, шире, чем  власть. Власть – элемент управления,  источник  силы управления.  Процесс  управления  представляет  собой   процесс   реализации властной  воли  для  достижения  цели  властителя.  Управление  же  является средством,  при  помощи  которого  целенаправленное  воздействие  власти  из возможности превращения  в действительность4.

Одно из наиболее распространенных представлений о власти  –  понимание её как принуждения. Как  считает М.Байтин, власть  безотносительно  от  форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда  принудительна,  ибо  так или иначе, направлена  на  подчинение  воле  членов  данного  коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле5. Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого – либо  субъекта, было бы нелепо.  Вместе с тем считаю,  что сводить сущность  властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. Хочется обратиться непосредственно и к самому определению принуждения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Общество невозможно построить на принуждении и насилии, так, же как и только на позитивных стимулах.

В Конституции Российской Федерации утверждается, что «...Россия есть демократическое федеральное  правовое государство...» (ч.1 ст. 1). Задача правового государства - строго выдерживать  меру между позитивными стимулами  и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

Современная политологическая наука знает несколько подходов к исследованию проблем власти. Главным  в этих концепциях является вопрос об источниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и  концентрирования власти.

Системное направление современных  концепций политической власти ориентировано  на поиски тайны власти в общественных структурах (основу властеотношений  видит в противоречии или несимметричности функций как выражении общественной системы); потребность власти видит  в противоречиях между запросами, интересами, ожиданиями и возможностями; определяет власть как производную  от статуса субъекта способность  действовать, ставить условия.

Немало важное, Бихевиористское  направление концепций власти,  включает в себя: ролевые (реляционистские) теории; поведенческие теории; теории обмена ресурсов и др.

Так же мы можем определить основные положения бихевиористского направления: основа властеотношений - контроль одного субъекта над другим; некоторые исследователи видят  исходное начало власти в воле, как  естественном свойстве человека, в  его агрессивности и стремлении к большему и лучшему; власть проявляется  в силе, способностях (руководителя), и люди жаждут быть в услужении (подчинении), стремятся присоединиться к воле кого-либо; человек-первоисточник власти; критическое отношение к особой роли государства в упорядочении отношений между людьми.

Однако, марксистско-ленинское  направление понимает политическую власть, как волю класса, как господство одних над другими, как подчинение организованной силе. Акцент делается на классовом господстве-подчинении, а политическая власть видится исключительно  сквозь призму понятий диктатуры  пролетариата и диктатуры буржуазии. Но такой подход может отражать реальные отношения только в обществе с устойчивыми классовыми размежеваниями. Марксизм абсолютизировал зависимость власти от классовых отношений.

Следовательно, характерными признаками власти будут: доминирование  властной воли; наличие особого аппарата управления; суверенитет органов  власти; монополия на регламентацию  жизни общества; возможность принуждения  в отношении общества и личности.

Конституция Российской Федерации  определяет, что "Носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ" (ст. 3, п.2). Народ, как источник власти, осуществляет ее непосредственно  через выборы и референдумы, через  органы государственной власти, через  органы местного самоуправления. В  качестве атрибутов политической власти выступают: экстенсивность - число объектов, широта воздействия власти;  обширность - число сфер, в которых осуществляется власть; интенсивность - мера воздействия  власти на ее объект. Воздействие власти на объект осуществляется в различных  формах. Основными формами осуществления  власти являются: господство, руководство, управление, координация, организация, контроль.

Так же, политическая власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них  можно отнести: право, авторитет, убеждение, традиции, манипуляции, принуждение, насилие.

Необходимость политической власти заключается, Во-первых, в том, что  власть инклюзивна, проникает  и функционирует во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, власть регулирует общественные отношения (между государством и  партиями, между группами людей и  т.д.). В-третьих, власть необходима для  организации общественного производства. В-четвертых, власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле. В-пятых, поддерживает целостность  и единство общества как социального образования. В-шестых, власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества.

Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции.

Анализ видов, форм и функций  власти позволяет построить ее определенную классификацию, или типологию. По проблеме типологии власти существует множество  мнений и концепций. С учебной  точки зрения попробуем типологию  власти рассмотреть многосторонне. Это важно для оценки облика власти, ее роли в обществе, перспективности  и процесса функционирования.

Политическую власть можно  определить:

  1. По степени институциализации. Институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муниципальная и т.п.; Неинституционная, неформальная власть - власть в малых неформальных группах.
  2. По объему прерогатив власти различают: международная власть всемирных организаций; международная власть союзов, блоков стран; власть государства во внешнеполитических отношениях; государственная власть;

ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации).  

  1. По субъекту власти: личная (царская, королевская, президентская и т.п.); коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.);  парламентская; правительственная; судебная.
  2. По структуре правящего субъекта власть различается:  единоличная (монарх, диктатор); единоначальная (президент, премьер-министр);  полиархическая (группа власти, олигархия).
  3. По применяемым методам выделяются: власть-господство;  власть-насилие;  власть-авторитет; харизматическая власть и др.
  4. По режиму правления: демократическая; авторитарная; деспотическая; тоталитарная; бюрократическая и др.
  5. По социальному типу: рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; социалистическая.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически  пронизывает все общественные сферы. Говоря о сущности власти можно выделить несколько теорий: реляционистские, поведенческие, теории обмена ресурсов и др.   Обобщив все понятия  власти, можно выделить одно: власть-это  один  из  важнейших видов социального  взаимодействия, специфическое отношение, по  крайней  мере, между двумя  субъектами, один из которых подчиняется  распоряжениям  другого, в результате этого подчинения властвующий субъект  реализует  свою  волю  и интересы.

 

 

 

1  Аристотель. Сочинения. Том 4. М.: Политиздат, 1984. C. 219.

2  Цит. по.: Смирнов И.П. Демократия – в теории, тоталитаризм - на практике  //  Социально-политический журнал. 1992 . С. 7.

3 Краснов.Б.И. Власть как явление общественной жизни // Социально – Политический журнал. 1991. №11. C. 35.

4 Краснов.Б.И. Теория власти и властных отношений. //  Социально – Политический журнал. 1994. №3-6. C. 80. 

5 Байтин.М.И. Государство и Политическая Власть . Саратов , 1972 . C. 112.


Информация о работе Понятие и сущность власти