Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:42, реферат
Происходящие в рамках политического пространства процессы получили название политических процессов[167]. Они направлены на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.
Политический
процесс: сущность и
основные характеристики
Происходящие в рамках политического пространства процессы получили название политических процессов[167]. Они направлены на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.
Понятие «политический процесс» в современной литературе используется в нескольких аспектах: во-первых, как динамическое, интегральное измерение макрополитической жизни, включающее в себя функциональное воспроизводство и изменение компонентов политической системы (школа структурно-функционального анализа: Т. Парсонс, Р. Мертон); во-вторых, как совокупная политическая активность социальных субъектов, реализующих свои цели и интересы, как деятельность, направленная на завоевание и использование власти (поведенческая теория: Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин); и, в-третьих, как борьба за контроль над рычагами властвования и управления обществом, как групповое соперничество за материальные ресурсы и социальные статусы, характеризующиеся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил (конфликтный подход: Р. Дарендорф, Л. Козер).
Концептуальный подход к политическому процессу состоит в понимании его как: 1) хода развития политических явлений и 2) совокупности видов политической деятельности субъектов, взаимоотношений между ними, складывающихся под влиянием внутренних и внешних факторов.
По своей структуре
политический процесс состоит из
следующих элементов: субъект; объект
– цель, которая должна быть достигнута;
средства, методы, ресурсы и исполнители.
Содержание
политического процесса
включает в себя:
· социально-политические
условия возникновения и
· субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия;
· политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии;
· взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.
Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. д. В связи с этим в политической науке выделяются разные типологии политических процессов. Рассмотрим некоторые из них.
По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.
Можно говорить об эволюционном
и революционном политических процессах.
При революционном процессе используются
как мирные, так и не мирные средства,
насилие. Преобразования осуществляются
за сравнительно короткое время, имеют
часто обвальный характер и далеко не
всегда достигают тех результатов, на
которые были рассчитаны.
Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.
С точки зрения публичности
осуществления правящими
При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.
Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.
Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.
С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.
Нестабильный политический
процесс часто возникает в
условиях кризиса власти, утраты ею
легитимности. Причины нестабильности
могут быть самые разные: спад производства,
социальные конфликты, дискриминация
тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность
своим общественным статусом и т.д. Нестабильность
проявляется в резком колебании электоральных
предпочтений, в активности оппозиции,
критике правительства, в перекосах политики.
Нестабильный политический процесс характерен
для многих стран СНГ, где нестабильность,
похоже, становится хронической.
3. Основные
тенденции развития «
В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.
1 Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремле ние к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в кон ституциях многих европейских стран.
Конституция
Российской Федерации,
2
Важной тенденцией в развитии
современного государства
3
Тенденция децентрализации
4
Важными тенденциями в
Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран.
Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств,
создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.
Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.
5
Важная тенденция в развитии
современного государства –
6
Еще одна важная тенденция
связана с сокращением
4. Политическая деятельность, его субъекты и объекты.
«Политика — это искусство жить вместе» (Платон). Политика есть такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.
До недавнего
времени в нашей стране основными
субъектами политики и политических
отношений признавались классы. Нет
сомнения в том, что крупные социальные
общности, в том числе классы, могут быть
субъектами политики. Но этим проблема
субъектов политики не исчерпывается.
Субъекты политики — это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.
С определенной
долей условности политических субъектов
можно классифицировать на три группы.
Первая — субъекты социального и национального
уровня (первоисточники власти): социальные
общности, классы, группы, элиты, индивиды
и др. Вторая — институциональные носители
политической власти: государство и его
органы, политические партии, общественно-политические
организации и движения. Это постоянно
действующие субъекты политики, претворяющие
ее в жизнь. Третья группа — функциональные
политические субъекты: оппозиция, лобби,
средства массовой информации и др. Они
борются за политическую власть, прямо
или косвенно участвуют в ее осуществлении.
Субъекты политики
Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.
Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.
Объекты политики — это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.
Информация о работе Понятие и сущность политического процесса и его основные характеристики