Понятие и природа политического лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: 1)рассмотреть классификацию политических лидеров, 2) узнать роль и функции лидера.
Теоретическую основу контрольной работы составляют труды российских учёных, таких как Ю.Г. Волкова, . Пугачева В. П., Соловьева А. И., Зотова В.Д.

Содержание

Введение 2стр.
Понятие и природа политического лидерства 3стр.
Типы и функции лидеров 8стр
Специфика политического лидерства 11стр.
Тенденции развития лидерства в России 14стр.
Заключение 17стр.
Список используемых источников 18стр.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

 

 

                                     Типы и функции лидеров.

 

Проявления лидерства  достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся  попытки типологизации столь  сложного явления обусловлены стремлением  прогнозировать вероятное поведение  лидеров на основе тех или иных признаков.

Оду из первых аргументированных  попыток классификации лидерства  предпринял М. Вебер. В основу классификации  был положен авторитет лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность  «отдавать приказы и вызывать повиновение», Вебер различал три  типа лидерства. Первый тип – традиционное лидерство, которое основано на вере в святость традиций передачи власти по наследству, это власть старейшин, вождей, монархов. Второй тип - рационально  легальное лидерство, исходящее  из признания законности формальных правил избрания лидера и передачи ему управленческих функций. Этот тип  лидерства устанавливается через  всеобщие свободные выборы, опирается  на учет интересов выборщиков и лидера. Третий тип – харизматическое  лидерство, он связан с верой в  сверхъестественные, выдающиеся способности  лидера, от которого ожидают чуда.

Понятие «харизма» заимствовано из раннехристианских источников и означает «качество личности, признаваемое необычным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям».

Харизматическое лидерство  возникает на крутых поворотах истории, и на первых порах ему чуждая какая  бы то ни было организация. Харизма должна постоянно поддерживаться лидером. Харизматический лидер, как правило, подчеркивает социальную общность людей, усиливает националистические чувства, особенно наглядно это проявляется во время экстремальных ситуаций.

Таким образом, появление  харизматического лидера тесно связанно с политическим кризисом и конфликтами, что выводит на политическую арену  личность, которая выдвигает особую, многообразную доктрину избавления людей от всех бед и напастей.

Одной из наиболее современных  и общераспространенных типологий  лидеров является система американского  политолога Маргарет Дж. Херманн. Она классифицирует лидеров в зависимости от имиджа. М. Херманн выделяет четыре собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его конституентов; способов взаимосвязи с его сторонниками; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый образ – лидер - знаменосец. Его отличает собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и знание способов его достижения. Для понимания этой формы лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К таким лидерам можно отнести лидера российских большевиков В. И. Ленина.

Второй образ – лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он агент группы. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их последователи. Наиболее подходит к лидеру подобного типа в советской России Л. И. Брежнев, выражающий интересы партийной бюрократии.

Третий образ – лидер - торговец, для которого важна способность убеждать. Благодаря ей сторонники покупают его планы, идеи, вовлекаются в их реализацию. В этом случае лидерство основывается на взаимоотношениях, которые политик устанавливает со своими избирателями. Особую значимость приобретает стратегия лидера, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки общества. Образом подобного лидера можно считать сорокового американского президента Р. Рейгана.

Четвертый образ - лидер - пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных условиях могут быть отнесены к этой категории.

Выделение четырех собирательных  образов в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде они встречаются  редко. Чаще всего те или иные свойства от каждого идеального типа сочетаются в лидерстве одной личности на разных этапах ее политической деятельности.

Среди общезначимых функций лидеров в политологии выделяются следующие:

конструктивная – выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества;

интегративная – объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

организационная – создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы;

координационная – согласование действий институтов власти, направлений их деятельности;

инструментальная – определение  способов и методов осуществления  поставленных перед обществом задач;

мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

коммуникативная – обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами или слоями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Специфика политического лидерства.

 

Отношения лидерства отличаются неравенством: на одной стороне –  авторитет, сила, воля и влияние лидера, на другой – готовность подчинения, доверие, подчас преклонение его  последователей. В чем – то отношения  лидерства похожи на отношения власти. И в том, и в другом случае становится возможным влиять на людей, добиваться своих целей, изменяя поведение  других. Однако отношения лидерства  в отличий от отношений власти обязательно предполагают установление особой психологической связи между ведущим и ведомыми, позитивного эмоционального контакта, когда последователи относятся к своему лидеру, по крайней мере, с симпатией и доверием, но чаще с восхищением, уважением и любовью. Лидер добивается своего не за счет применения силы, а за счет своего эмоционального воздействия на людей, за счет того, что ему удается создать вокруг себя ауру исключительности, превосходства над другими людьми.

В отношении лидерства  обычно ключевой фигурой считается  лидер. Он должен выделятся среди  своих последователей какими – то особыми качествами, благодаря которым собственно стало возможным его возвышение над остальными. К таким качествам обычно относят черты характера, интеллектуальные способности, деловые качества, приобретенные навыки и умения организовать людей, убеждать их, завоевывать популярность. У любого крупного политического лидера можно найти ту или иную комбинацию вышеуказанных черт.

Однако судьба всех политических лидеров говорит о том, что  одних лидерских качеств еще  недостаточно, чтобы утвердится во главе масс. Лидером человек становится только в определенной ситуации. Под  ситуацией понимается совокупность факторов, влияющих на отношения между  лидером и его последователями. Эти факторы, влияя на мотивацию , как лидера, так и его последователей, могут либо укреплять их взаимную зависимость, либо разрушать. Ситуация является объективным основанием отношений лидерства. Она включает в себя не только текущие изменения в экономике, социальной и политической жизни общества, но и такие долговременно действующие факторы, как культура и институциональные отношения. Часто именно способность человека правильно оценить ситуацию, скорректировать соответствующим образом свои действия обеспечивает ему лидерские позиции в обществе.

Политическое лидерство  отличается от других видов лидерства  в обществе, прежде всего своей  масштабностью, вовлеченностью значительных масс населения. В этой связи политических лидеров принято делить на следующие  группы:

на общественных лидеров, пользующихся поддержкой практически всего населения;

на региональных, чей круг влияния ограничен определенным регионом;

на лидеров, выражающих устремления  и чаяния определенных социальных слоев или групп, например студенчества;

партийных лидеров, способных  вести за собой не только членов партии, но и тех, кто разделяет  программные цели организации.

Чем больше масштаб политического  лидерства, тем острее проявляется  еще одна проблема этого типа социального  взаимодействия. Политическому лидеру приходится иметь дело не с одним типом человека, а с людьми, принадлежащие к разным социальным группам, часто придерживающимися разных ценностных ориентаций, имеющими разные запросы, желания и устремления. Последователи лидера с разной степенью интенсивности включены в лидерское отношение. Одни из них готовы безоговорочно и полностью принимать любые решения своего лидера, другие относятся к нему достаточно критично и поддерживают его только до определенной степени.

Перед партийным лидером  проблема неоднородности его последователей стоит не так остро: партия объединяет идеологических единомышленников, вступление в ее ряды является добровольным делом. Однако здесь тоже могут быть люди с разными представлениями о  тактических целях и практических действиях организации. И если из партии начнется массовый отток тех, кто разочаровался в ее лидерстве, то это не может не привести к  постановке ее членами вопроса о  своем лидере.

Лидер же общенационального  масштаба постоянно сталкивается с  проблемой социальной, идеологической неоднородности своих последователей, и неумелыми действиями он может  вытолкнуть за пределы своего лидерского влияния значительные социальные группы. Если общенациональный лидер занимает в стране высший государственный  пост, то для него ситуация еще больше усложняется. Ему необходимо реагировать  на ожидания не только своих сторонников, избирателей, тех, кто привел его к власти, но и многих других людей, которые за него голосовали, а может быть, даже отдали предпочтение его конкуренту. Ведь по законодательству некоторых стран избранным главой государства может считаться и тот, за кого проголосовало менее одной трети всего взрослого населения.

Большое количество последователей, их неоднородность неизбежно требует  структуризации отношений политического  лидерства. Лидер физически не может  вступать в непосредственный контакт  с каждым человеком, ему одному невозможно охватить всю информацию, понять и  прочувствовать проблемы каждой социальной группы. Вот почему в рамках отношения  политического лидерства складываются достаточно устойчивые структуры, с  одной стороны, помогающие лидеру в  его работе с массами, а с другой – выступающие в виде медиаторов, посредников в общении лидера с народом. Такими структурами могут  быть группы поддержки лидера, а  если речь идет о государственном  деятеле, то эту функцию могут  выполнять и аппаратные службы, а  так же партии, политические движения и организации.

Таким образом, отношение  политического лидерства является сложным взаимодействием, с одной  стороны, лидера, обладающего определенными  чертами характера, деловыми качествами и способностями, а с другой –  его последователей, связывающих  с ним определенные ожидания и  готовых в обмен на оправдание этих ожиданий подчиняться ему. Это  отношение структурировано, в его  рамках возникают различные организации, помогающие наладить взаимодействие между  лидером и его последователями, придать им упорядоченный, стабильный, предсказуемый характер. Это отношение  находится под постоянным воздействием различных внешних факторов, влияющих на мотивацию поведения как лидера, так и его последователей, факторов, при определенных условиях способных разрушить само отношение лидерства.

 

 

 

 

 

                       Тенденции развития лидерства в России.

 

В становлении политического  лидерства в России можно выделить ряд типов, связанных с общественно  – политической деятельностью первых должностных лиц страны. Если использовать типологию М. Вебера, в России долго  доминировал традиционный тип лидерства: монарх – самодержец, власть которого передавалась по наследству. Абсолютная власть монарха признавалась правящим классом в обмен на его монополию  на собственность и людей. Идея господства правителей над зависимым населением оформилась в политическую традицию и переходила из поколения в поколение, не смотря на революцию и смену  эпох.

В советской и постсоветской  России персонифицированные формы  власти олицетворяют вожди. Вождизм  представляет собой феномен подданнической политической культуры, культуры тотальной  зависимости населения от власти. В этих условиях общество отождествляется  с государством, политика – с  идеологией, воля вождя – с волей  народа, с историей. Восприятие действительности становится иррациональным, ибо отношения  между вождем и его окружением утрачивают разумные основы. Вождь  прибегает к наиболее доступным  манипуляциям общественным сознанием, которое воспринимает все новое  как чуждое и чужое, враждебное. Иррациональным становится стремление окружения наделить вождя необыкновенными способностями, необычной мудростью и прозорливостью, знанием всего того, что должны знать его близкие и подчинённые и, естественно, страна и народ.

В современных условиях, казалось бы, многие признаки персонифицированной  власти в России трансформировались из вождизма в политическое лидерство. Так, легитимность Президента страны приобретает  рационально – легитимные черты: она формируется на всеобщих выборах; результаты свободного волеизъявления признаются всем обществом; деятельность лидера опирается на Конституцию; разделение властей и наличие наряду с  Президентом как главой высшей исполнительной власти представительных органов в  лице парламента и т. д.

Информация о работе Понятие и природа политического лидерства