Понятие и основные признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:13, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) узнать историю и причины появления государства;
2) рассмотреть понятие государства в современном его понимании;
3) определить признаки современного государства и дать им характеристику;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
1. История происхождения государства…………………………………………5
2. Понятие государства в современном мире………………………………….14
3. Основные признаки государства……………………………………………..19
4. Государственная власть………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……28

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Ф.Ф. Кокошкин отмечает, что первоначально до образования  государства люди жили в родовых союзах, тесно сплоченных внутри и замкнутых извне. Они были связаны кровной связью, происхождением от одного родоначальника. «Кровная связь была основанием распределения людей по таким союзам, но основанием самого существования этих союзов нужно признать общность интересов, именно, прежде всего интересов экономических. Конечно, первоначально лица, происходящие от одного общего родоначальника, вступают в данный союз в силу своего происхождения, в силу кровной связи ребенка с отцом и матерью, но дальнейшая совместная жизнь родственников, тот факт, что люди, сделавшись взрослыми и не нуждаясь более в помощи отца и матери для поддержания своего физического существования, однако, остаются вместе, - это объясняется необходимостью совместной борьбы с природой или, говоря языком марксистов, необходимостью совместного производства. Только в общении с себе подобными человек может охранить свое существование и добыть необходимые для него материальные блага.

Таким образом, общность интересов может вытекать прежде всего из кровного родства, и такие союзы лиц, происходящих от общего родоначальника, являются первичными формами человеческого общества. Господство родовых и племенных союзов в большинстве случаев соответствуют бродячему или кочевому образу жизни и первобытным формам хозяйства, при которых источником существования для людей служат сначала звероловство и рыболовство, а потом скотоводство.

С появлением земледелия и оседлой жизни возникает  новое основание общности интересов  – совместное жительство на одной  и той же территории и, вместе с тем, новые формы общения – территориальныесоюзы. Первичная форма таких союзов – община. К такой же категории относятся такого рода союзы, как город, провинция и, наконец, государство.

Первоначально, когда человечество стояло на более низкой ступени культуры, нежели теперь, все формы общения между людьми ограничивались этими двумя видами, но с течением времени у людей стали возникать общие интересы, не связанные с чисто внешними, не зависящими от воли личности фактами, каковыми являются происхождение и местожительство.

Вначале, пока потребности  всех членов союза несложны и однородны, пока они мало отличаются один от другого, общие интересы не отделяются в их сознании от личных. Между людьми нет  тех резких противоположностей, какие  замечаются в настоящее время. Общие интересы, не отделяясь от частных, осуществляются сами собой в силу естественной, инстинктивной солидарности людей; для их осуществления не нужно никакой искусственной организации. Особая организация всех членов союза для осуществления общих интересов становится необходимостью только тогда, когда общим интересам данного союза противополагаются, с одной стороны, интересы сталкивающихся с ним других таких же союзов, с другой стороны, особые индивидуальные и групповые интересы внутри самого союза.

Столкновения  различных родовых союзов (происходящие, главным образом, в силу причин экономических) создают для членов каждого союза  общий интерес внешней защиты от врагов. С другой стороны, в обществе происходит внутренняя дифференциация. С появлением частной собственности устанавливается имущественное различие между членами союза, а на почве имущественного неравенства возникают и другие групповые различия. Возникающие противоречия индивидуальных и групповых интересов вызывают, в свою очередь, весьма острую потребность во внутреннем мире и порядке, необходимом для сохранения самого союза. Таким образом, выдвигаются, по мере исторического развития, два общих интереса: 1) потребность внешней защиты и 2) потребность внутреннего порядка. И так как с появлением или обострением этих двух потребностей совпадает известная дифференциация внутри союза, нарушающая первобытное, естественное и бессознательное единодушие, которое уже не может обеспечить согласной деятельности на общую пользу, то требуется искусственная объединяющая организация, которая совершается в форме власти и подчинения. Такая организация представляет руководство общей деятельностью определенным лицам, которым подчиняются остальные. Такие союзы, ярким примером которого является государство, где существует власть и подчинение, называются организованными.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие «государство»  в современном мире.

Термин "государство" мы встречаем очень часто в  средствах массовой информации и  быту. На протяжении продолжительного исторического периода не было научного определения этого понятия и его содержание часто менялось. Например, французский король Людовик XIV отождествлял государство со своей верховной властью и говорил, что "государство - это я". Он имел определенную рацию, поскольку вся высшая власть принадлежала ему, но отождествлять власть одного монарха с государством нельзя. В бывшему СССР употреблялся срок (лозунг): "Государство - это мы". Государство отождествляли со всем народом. Хотя народ и граждане очень тесно связаны с государством, но отождествлять их неправильно. В.И.Ленин отождествлял государство с машиной для подавления одного класса другим. Для определенных исторических периодов такие сравнения возможные, особенно когда существуют авторитарные или диктаторские режимы. В данных сравнениях выражается суть государства, а не ее понятие и определение.

Научный подход к определению понятия государства, как и любого другого понятия, требует отмежевать одно понятие от другого или от аналогичных социальных явлений. Такими аналогичными или близкими социальными явлениями есть родовое и гражданское общество, политические партии, религиозные и общественные организации, колонии, полуколонии, доминионы, мафиозные организации.[1]

Как верно подметил известный австрийский юрист  Г. Кельзен, «трудности в определении  понятия «государство» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно: для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества. Нередко же он применяется и в очень узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления, или же субъектов, а также – нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

Один из величайших мыслителей античности Аристотель считал, что государство есть «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих». Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли определял государство через «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов». Крупный французский мыслитель XVIстолетия Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Известный английский философ XVIвека Томас Гоббс – сторонник абсолютной власти государства как гаранта мира и реализации естественных прав – определял его как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Создатель идейно-политической доктрины либерализма английский философ-материалист Джон Локк понимал под государством «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих в государство» Он рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона. «Государство, - утверждал Ф. Энгельс, - есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В.И. Ленин тоже видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, - считал он, есть орган господства определенного класса, который не можетбыть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)».[10]

"Только в  государстве - указывал Борис  Николаевич Чичерин, русский историк, юрист, философ, -  может развиваться разумная свобода и нравственная личность; предоставленные же самим себе, без высшей сдерживающей власти, оба эти начала разрушают сами себя… Государство, - поясняет он, - есть высшая форма общежития, высшее проявление народности в общественной сфере. В нем неопределенная народность собирается в единое тело, получает единое отечество, становится народом. В нем Верховная Власть служит представительницей высшей воли общественной, каков бы ни был образ правления. Эта общественная воля подчиняет себе воли частные и устанавливает, таким образом, твердый порядок в обществе…"[13]

Известный русский  ученый-юрист В.Н. Лешков (1810-1881) трактует государство как высшее проявление бытия общества. «В древних государствах не только религиозные идеи поглощали все частное и личное; но и политика играла ту же роль в Египте, Греции, Риме. Влияние на государственное устройство древних обществ, приписываемое преданием известным личностям – Миносу, Ликургу, Солону, Нуме, дает уже чувствовать, что древние государства устроялись как бы по заданной идее, по одной идее, или по отдельным интересам классов, аристократии, демократии, олигархии, не составляя результата всей народности. Да и по внешнему виду древние государства были скорее городами, civitas, как Ниневия, Вавилон, Спарта, Рим, которые действием ума, характера, силы овладевали пространствами более и более обширными и подчиняли себе населения и племена более или менее разнообразные, и свою волю – волю единичную в монархиях, или собирательную в республиках – делали законом для всех поселений, на всем покоренном пространстве.

Государство —  сложное явление и охватить одним  понятием все его аспекты невозможно, поэтому достаточно полное представление  о нем может дать только ряд  определений. В этой связи в первую очередь следует различать понятие государства в широком и узком смысле слова.

В широком смысле государство — это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая  организация гражданского общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Иными словами, государство — это форма организации общества, возникающая на определенном этапе его исторического развития. Слова "страна", " отечество", "общество", "государство" являются синонимами, если в них подразумевается понятие государства в широком смысле (социологическом).[9]

В узком смысле государство --- это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти (публичной, политической), распространяющейся на всё население страны и её территорию, обладающей на этой территории монополией на издание нормативно-правовых актов, применение принуждения, налогообложения. Иначе говоря, государство— это механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизм управления обществом. Такая трактовка государства по существу отождествляется с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. В то же время не следует забывать о существовании в развитом демократическом государстве системы органов местного самоуправления, деятельность которых не связана с выполнением функций органов государственной власти.

Таким образом, суммируя все признаки и определения, можно определить государство как «универсальное политическое сообщество и организация в обществе, обладающая особой суверенной публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в том числе принудительного) воздействия (включая социально-политический арбитраж), выражающая прежде всего (но не только) интересы доминирующего социального слоя (класса) и выполняющая общие для общества задачи.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Признаки государства

I. Публично-политическая (государственная) власть.

Государственная власть — это власть одновременно публичная и политическая. Публичной  она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени всего  общества в целом при решении  вопросов, относящихся к её компетенции.[13]

Политическая  природа государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него Относительно самостоятельное  существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании этих отношений, что и делает её как власть публичную властью политической; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально неоднородном обществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах. Последнее и придает публичной власти политический характер. Поэтому она и выступает всегда как власть публично-политическая.[1]

Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, ибо государство — это организация данной власти, т. е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: парламента, правительства, правосудия, контрольно-надзорных, военных и т. д. Сама же по себе государственная власть — это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения, так как основой действенности государственной власти является авторитет силы, а не сила авторитета.[7]

Информация о работе Понятие и основные признаки государства