Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 12:48, доклад
Сегодня, когда человечество в процессе глобализации становиться единым, но его так и не оставляют катастрофические потрясения, когда оно, по всей видимости, вновь стоит на пороге масштабных перемен, мы обращаемся к теме тоталитарных обществ, остающейся по прежнему актуальной.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Понятие и идейные истоки тоталитаризма……………………………………4
1.1 Возникновение понятия «тоталитаризм»………………………………..4
1.2 Основные черты тоталитаризма………………………………………….5
1.3 Основные черты тоталитарного общества………………………………8
1.3.1 Контроль над свободой мысли и подавление инакомыслия…8
1.3.2 Разделение населения на "наших" и "ненаших"……………….8
1.3.3 Тоталитаризм создаёт особый тип человека…………………..9
1.3.4 Государство вмешивается даже в личную жизнь человека…..9
1.4 Идейные истоки тоталитаризма………………………………………11
2 Заключение……………………………………………………………………15
3 Список используемой литературы…………………………………..18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и идейные истоки тоталитаризма……………………………………4
1.1 Возникновение
понятия «тоталитаризм»……………………
1.2 Основные
черты тоталитаризма………………………………………….
1.3 Основные черты тоталитарного общества………………………………8
1.3.1 Контроль над свободой мысли и подавление инакомыслия…8
1.3.2 Разделение населения на "наших" и "ненаших"……………….8
1.3.3 Тоталитаризм создаёт особый тип человека…………………..9
1.3.4 Государство вмешивается даже в личную жизнь человека…..9
1.4 Идейные истоки тоталитаризма………………………………………11
2 Заключение……………………………………………………
3
Список используемой
Введение
Сегодня, когда человечество в процессе глобализации становиться единым, но его так и не оставляют катастрофические потрясения, когда оно, по всей видимости, вновь стоит на пороге масштабных перемен, мы обращаемся к теме тоталитарных обществ, остающейся по прежнему актуальной.
Сегодня мы живем в эпоху провозглашенного плюрализма, многообразия мнений, мировоззрений. Свобода совести, гласность и демократия стали идолами нашего времени. Однако не все так просто. Вместе с этими несомненно достойными ценностями пришло поклонение многому тому, созидательность чего весьма сомнительна. Западные ценности, западный менталитет давно и стремительно распространяются по всему миру, меняя облики стран и континентов. Внося положительные достижения цивилизации, успехи в построении материальной стороны жизни, блеска и комфорта, они несут далеко неоднозначные ценности для внутреннего мира человека, а значит, и для самого общества. Ибо весь опыт человечества доказывает ту банальную истину, что из несовершенных людей нельзя создать совершенно общество.
Исследовать тему тоталитаризма трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как одностороння правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.
И все же хотелось бы углубится, по возможности, в философскую сторону вопросов тоталитаризма, докопаться до ядра, до сути. Что есть тоталитарность, чем она вызвана, насколько закономерна и неизбежна, как глубоко лежат ее истоки, возможно ли повторение ее в будущем? …Тем более, что социальная организация общества есть не что иное, как проявление глубинных свойств человеческого, народного характера, духа.
1 Понятие и идейные истоки тоталитаризма
Понятие
"тоталитаризм" впервые возникает
в окружении Муссолини в
Вообще
значение термина «тоталитаризм» вызывает
много споров. Некоторыми он отнесен
к определенному типу государства,
диктатуры, политической власти, другими
- к общественно-политическому
Многообразие форм и способов реализации тотального контроля над обществом и его гражданами обусловливает большой разброс в раскрытии сути рассматриваемого явления. И все же наиболее существенные черты тоталитаризма таковы.
Во-первых, абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, это проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей -идеократия), обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.
Вместе с тем идеократеский характер тоталитарного режима связан с его идеологической нетерпимостью, с преследованием инакомыслия, что приводит не только к запрещению других партий, но и к подавлению всякого инакомыслия внутри правящей политической организации.
Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы и культики, воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры — наилучшие выразители устремлений и чаяний народа.
В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством. В самом деле, о какой частной жизни индивида, составляющей основу или фундамент гражданского общества, может идти речь, если все аспекты человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, общественной, семейной и личностной) оказываются подконтрольными общественно-политическим институтам, государственно-партийным структурам?
В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. … террор — неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями — один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем.
Разумеется, в зависимости от конкретной разновидности тоталитаризма, а также ступеней его развития в той или иной стране в связи с конкретными условиями жизни названные черты или свойства тоталитаризма реализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапах больше внимания уделяется одним из них, на других — другим. Всегда имеются и различия в степени контроля тоталитарным режимом тех или иных сфер общественной жизни. … А если еще учесть неспособность тоталитарных режимов к саморазвитию, их слабую адаптацию к изменениям общественных реалий, то станет ясно, что раньше или позже, но неизбежно возникают предпосылки и возможности для разрушения или извержения тоталитаризма».
Однако
не все обществоведы так сходу
приклеивают тоталитаризму
«Слово «тоталитаризм» стало применяться западными социологами после Второй мировой войны (т.е. в условиях Холодной войны, идеологической войны, когда говорить о беспристрастности не приходилось – Е.К.). С помощью этого термина делались попытки охарактеризовать правление и Сталина, и Гитлера, а также некоторых их союзников, сателлитов. Появление термина связано с резкими изменениями во внешней политике, наступившими в то время, когда западные союзники тотчас же после разгрома держав оси оказались вовлеченными в ожесточенную холодную войну со своими прежними союзниками. Термин этот нельзя считать удачным, поскольку, представляя собой попытку найти какой-то общий знаменатель для обоих режимов, он не отражал существенных различий в предпосылках, структуре, целях и функционировании этих режимов...
При
составлении перечня
1.3 Основные черты тоталитарного общества
1.3.1
Контроль над свободой мысли и подавление
инакомыслия
Дж.
Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм
посягнул на свободу личности так, как
никогда прежде не могли и вообразить.
Важно отдавать себе отчёт в том, что его
контроль над мыслью преследует цели не
только запретительные, но и конструктивные.
Не просто возбраняется выражать - даже
допускать - определённые, но диктуется,
что именно надлежит думать. Личность
изолируется, насколько возможно, от внешнего
мира, чтобы замкнуть её в искусственной
среде, лишив возможности сопоставлений.
Тоталитарное государство обязательно
старается контролировать мысли и чувства
по меньшей мере столь же действенно, сколь
контролирует их поступки."
1.3.2
Разделение населения на "наших"
и "ненаших"
Людям
свойственно - и это почти закон
человеческой природы - быстрее и
легче сходятся на негативной почве,
на ненависти к врагам, зависти
к тем, кому лучше живтся, чем на
конструктивной задаче. Враг (и внутренний
и внешний) является неотъемлемой частью
арсенала тоталитарного лидера. В тоталитарном
государстве террор и страх используются
не только как инструмент уничтожения
и запугивания действительных и воображаемых
врагов, но и как нормальный повседневно
используемый инструмент упрвления массами.
С этой целью постоянно культивируется
и воспроизводится атмосфера гражданской
войны. Также тоталитаризм должен постоянно
демонстрировать гражданам свои успехи,
доказывать реалистичность провозглашаемых
планов или находить убедительные для
населения доказательства, почему данные
авансы не реализованы. И сюда очень
хорошо вписывается поиск внутренних
врагов. Здесь действует старый, давно
известный принцип: "Разделяй и властвуй".
Те, кто "не с нами, а значит, пртив нас"
должны подвергнуться репрессиям. Террор
развязывался без какой-либо видимой причины
и предварительной провокации. В нацистской
Германии он был развязан против евреев.
В Советском Союзе террор не ограничивался
расовыми признакми, и его объектом мог
стать любой человек.
1.3.3
Тоталитаризм создаёт особый тип человека
Стремление
тоталитаризма к переделке