Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:46, контрольная работа
На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался в той или иной степени актуальным и насущным. Для нас и нашей страны решение этого вопроса как нельзя наиболее своевременно, т.к. мы находимся на переходном этапе от тоталитарного режима к демократическому государству
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие государства…………………………………………………………..5
2. Признаки государства…………………………………………………………9
3. Функции государства…………………………………………………………11
3.1. Понятие функций государства…………………………………………...11
3.2. Виды функций государства……………………………………………..13
3.2.1. Внутренние функции государства………………………………14
3.2.2. Внешние функции государства………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………..25
3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.
Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.
4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.[4]
3.Функции государства
3.1. Понятие функций государства
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.[5] В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.
К наиболее значимым признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.
Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:
потребностей и интересов населения;
экономических возможностей общества;
нравственного и культурного уровня общества;
профессионализма государственных служащих и структур и др.
В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции.[6] На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д.
Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.
3.2. Виды функций государства
В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.
3.2.1. Внутренние функции государства
Государство воздействует на основные сферы и процессы общественной жизни по разным направлениям. В зависимости от тех или иных сфер воздействия государства на жизнь общества и от содержания направлений самой деятельности, в системе основных внутренних функций современного государства выделяются следующие.[7]
1. Политическая — проявляется в обеспечении функционирования механизма государственной власти. Содержание данной функции раскрывается через такие направления деятельности государства, как формирование органов государственной власти, правотворчество, защита государственного суверенитета и конституционного строя.
Правотворческая деятельность проявляется в издании управомоченными органами государства нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные правила поведения, реализация которых обеспечивается, в том числе и мерами государственного принуждения .
2. Экономическая. Отражает степень участия государства в экономических процессах, уровень его влияния на экономику. Государство в той или иной степени неизбежно вмешивается в экономическую жизнь общества.
Оно защищает различные формы собственности (включая частную), проводит определенную фискальную политику (организует и обеспечивает сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет), охраняет свободу всех, не запрещенных законом форм экономической деятельности, осуществляет внешнеэкономические связи. Характеризуя экономическую функцию государства, необходимо учитывать, осуществляется ли она в условиях распределительной экономики или в условиях рыночных отношений. В первом случае, опираясь на централизованную систему управления экономикой, преобладающую в экономике долю государственной собственности, государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности: проводит жесткую плановую политику, определяет объемы производства, распределяет материальные и финансовые ресурсы, другими словами монопольно регулирует экономические отношения. Во втором случае непосредственное вмешательств (хозяйственную деятельность общества заметно сокращается. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. Государство в основном определяет экономическую стратегию развития общества, устанавливает правовые основы (регуляторы) рыночных отношений и ценовой политики, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность, а также борется с ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства.
В современных условиях государство с помощью разных способов и рычагов поддерживает либеральную экономику, регулируя отношения между производителями и потребителями, устанавливая по возможности одинаковые правила хозяйствования в условиях рынка, принимая меры для нормального и эффективного функционирования экономики, обеспечения ее конкурентоспособности. Одним из эффективных рычагов влияния государства на экономику всегда была и остается налоговая система. Обязательные платежи — налоги, сборы, пошлины — составляют основную доходную часть государственного бюджета. Для контроля за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты создаются специальные государственные органы. В России, например, в этих целях создана Государственная налоговая служба, действует налоговая полиция, органы финансовой разведки.
3. Социальная. Эта функция проявляется в поддержании необходимого уровня жизни граждан, в заботе о слабо защищенных слоях населения. Государство осуществляет ее через организацию систем здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание учреждений социальной защиты (дома престарелых, интернаты, библиотеки для слепых и т.п.), содействие развитию науки, культуры и образования.
Нужно подчеркнуть, что и в эксплуататорских государствах, выражающих преимущественно волю и интересы какой-то одной части общества (того или иного класса, тех или иных слоев населения) неизбежно осуществляются определенные общесоциальные функции, решаются так называемые “общие дела”, затрагивающие интересы самых разных групп и слоев общества: строительство ирригационных сооружений и дорог, борьба со стихийными бедствиями, организация работы транспорта и средств связи, обеспечение общественного порядка и т.п.
С переходом от эпохи эксплуататорского государства к социальному право выражает уже не одну только волю класса или группы людей, осуществляющих государственную власть, но и (так или иначе) согласованную волю всех граждан. Возрастает деятельность государства, направленная на обеспечение нормального существования общества, защиту демократических прав и свобод личности. Это становится особенно приоритетным в условиях правового государства. Современные государства все в большей степени решают “общесоциальные задачи”, проводят экономические и социальные реформы. Сегодня человек — главная социальная ценность. Забота о человеке, обеспечение прав личности является важнейшим принципом социальной политики демократического государства. Главное социальное назначение демократического государства — обеспечение общественного прогресса, основанного на принципах социальной справедливости. Для социального государства характерны обеспечение приоритета прав и свобод личности, забота о социально и экономически незащищенных слоях населения. Государство берет на себя значительную долю расходов, связанных с улучшением жизненных условий и обслуживанием слабо защищенных слоев населения (заботу о пожилых людях, ветеранах, подростках и инвалидах, охрану материнства и детства, помощь безработным и беженцам и т.п.). Реализация этих задач осуществляется государством посредством установления государственных пенсий и пособий (в том числе пособия по безработице), а также гарантированного минимального уровня оплаты труда; совершенствования системы охраны труда и занятости населения; поддержки многодетных семей; развития сети социальных служб и т.п.
Помимо проведения активной политики, обеспечивающей интересы малоимущих слоев населения, нуждающихся в социальной поддержке, современные государства осуществляют деятельность, направленную на создание условий для нормального, бесконфликтного существования общества. Это — закрепление и охрана прав и свобод личности; осуществление программ охраны здоровья нации, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека; поддержка различных форм образования; содействие развитию науки и научно-технического прогресса и многое другое.
4. Культурно-воспитательная. Культура всегда выступала важнейшим компонентом общественной жизни. Принимая нормативные правовые акты в сфере культуры, государство целенаправленно формирует морально-эстетическую и нравственную модель в обществе. Специфическая социальная роль, которую играют правовые нормы в духовной жизни общества, наиболее полно выражается и реализуется в сочетании с другими социальными механизмами. Именно поэтому преобразования в области культуры нельзя рассматривать вне связи с экономическими, социальными и политическими процессами, происходящими в обществе, с осуществляемой государством деятельностью по защите прав и свобод личности. В современных условиях политика демократических государств в сфере культуры ориентирована на сохранение накопленного культурного богатства и дальнейшее его развитие, наиболее полное удовлетворение культурных потребностей различных слоев общества, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, обеспечение благоприятных условий для доступа всех социальных слоев к ценностям национальной и мировой культуры, поддержание престижа национальной культуры за рубежом. Государство создает правовую основу для реализации прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Законодательство призвано, в частности, обеспечить присущими ему специфическими средствами необходимую охрану прав и законных интересов личности в духовной сфере, каковой и является культура. С помощью законодательства государство гарантирует возможность приобщения к духовным и материальным ценностям, созданным человеком.
В этом проявляется гуманистическая направленность государственной политики в области культуры. Важно подчеркнуть, что современное законодательство о культуре учитывает прогрессивные достижения мировой культуры и ориентировано на общечеловеческие ценности, признаваемые нормами международного права. В заключительном Документе Конференции СБСЕ по человеческому измерению, проходившей в Копенгагене в 1990 году подчеркивается, что государства принимают на себя обязательства издания таких законов, которые будут способствовать взаимопониманию и терпимости, особенно в области образования, культуры и информации. Реальность осуществления права на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям в значительной степени зависит от многообразия видов культурных учреждений: библиотеки (государственные, муниципальные, юношеские, библиотеки для слепых), театры (детские, драматические, музыкальные), картинные галереи, выставочные и концертные залы и т.п. Право пользования учреждениями культуры государство обеспечивает также доступными ценами на билеты в музеи, театры, концертные залы, установлением льгот для учащихся, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.