Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа
Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной на истории народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Ницше – деятель европейской политической мысли 4
Глава 2.Оценка проблемы государства у Ф.Ницше 5
Глава 3. Влияние идей Ницше на дальнейшее развитие европейской политической мысли 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Вывод: Ницше же находил статичной только религию, а культуру разделял на два динамичных элемента: искусство, основанное на мире видимости и фантазии, и науку, уничтожающую все иллюзии и образы. Государство он вообще не считал созидающей силой истории, оно лишь результат действительных потенций культуры. Современную культуру Ницше отвергал потому, что она, с его точки зрения, не сознает своего назначения вырабатывать гениев.
Низкие меркантильные
интересы, холодный научный рационализм,
стремление государства
Мысль о вечном возвращении настолько глубоко захватила Ницше, что он создал величественную дифирамбическую поэму "Так говорил Заратустра". Он писал ее в феврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале 1884 г. в Сильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, столь лично-интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для близких друзей.
"Заратустра" занимает
исключительное место в
"Заратустра" практически
не переводима с немецкого
на другие языки, как не
Книга содержит необычайно
большое число полускрытых
Не случайно, не красного словца ради поставил Ницше появление сверхчеловека в зависимость от смерти богов. На первый взгляд, кажется, что Ницше помещает человека на опустевшее место Бога. Но это не так. Если Бог мертв, то его место так и остается пустым, и не созидание, а только господство над сущим в виде господства над Землей переходит к сверхчеловеку будущего.
Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер, не дуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества.
Вывод: Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно представлять это возмущение, возможно и понятное, как опровержение Ницше. Он мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс величайших самопреодолений, как великое торжество духовной природы человека, а не индульгенцию буйствующему произволу хамов. Тогда станет понятно, что "аристократия" в учении Ницше вовсе не равнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются не как социально-политические, а исключительно как моральные категории. Общественная иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или бедностью определяются знать и чернь, а величием или ничтожеством. Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию человека.
Глава 3. Влияние идей Ницше на дальнейшее развитие европейской политической мысли
В 1874 г. Ницше задумал серию
памфлетов. Из примерно 20-24 задуманных
удалось написать только четыре эссе
под общим заглавием "Несвоевременные
размышления": "Давид Штраус, исповедник
и писатель", "О пользе и вреде
истории для жизни" (1874), "Шопенгауэр
как воспитатель" (1874) и "Рихард
Вагнер в Байрейте" (1875-1876). В этих
размышлениях Ницше выступил страстным
защитником немецкой культуры, бичевавшим
филистерство и победоносное опьянение
после создания империи. Сомнение Ницше,
родится ли из победы Германии и
ее политического объединения
Драматична не только жизнь Ницше, но и судьба его наследия. Затравленный непониманием и одиночеством при жизни, он был извращен и оболган после смерти. Скандалы вокруг его рукописей и их фальсификация последовали почти сразу. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.
Известно, какой кровавый
след оставили в истории нелюди,
возомнившие себя сверхчеловеками.
Но виновен ли в этом Ницше? Ни в
коем случае. Его сверхчеловек - результат
культурно-духовного
Другое заблуждение, вытекающее
из неверного толкования сверхчеловека
у Ницше, заключается в том, что
Ницше объявляют философом
Действительно, господство
знати - одна из главных основ общественно-
"Господство" Ницше
понимал не как политическую
или юридическую и, тем более,
не экономическую власть над
людьми. Его "господство" относится
к сфере духа - это власть в
силу выдающихся духовных
Нельзя без возмущения смотреть на то, как зловещие всходы "ницшеанства", а фактически осквернение его памяти, чертополохом разрастались в Германии и Европе. Словно предчувствовавший эту Вальпургиеву ночь, этот шабаш, Ницше писал о зловонном рое ядовитых мух, которые "льстят тебе, как Богу или дьяволу; они визжат перед тобою, как перед Богом или дьяволом. Ну что ж! Они - льстецы и визгуны, и ничего более".
А между тем ницшеанства как такового нет, этим термином обозначают по крайней мере три различных явления.
Первое - новое воспроизведение отдельных положений Ницше в творчестве таких философов, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, Ж. Делёз, Ж. Деррида.
Второе - современная международная школа ницшеведения со своим ежегодником "Ницше-штудиен", издательскими центрами, научными организациями и периодическими конференциями или симпозиумами.
Третье - дальнейшая разработка тех проблем, которые вошли в современную культуру и философию через Ницше. А поскольку он касался буквально всего духовного содержания истории и культуры, то по этому критерию не только "философия жизни", у истоков которой стоял он, но практически все основные направления современной культурологической и философской мысли можно смело отнести к ницшеанским. Даже марксистское, если взять идеи Ницше об относительности и обусловленности морали и нравственности или его тезис о воспитании нового человека.
Но существует еще одно, четвертое и наиболее зловещее значение ницшеанства - политическое, которое сконструировали прежде всего нацисты, руководствуясь идеологией, основанной на аморальности, политическом экстремизме, цинизме и нигилизме. В политическом смысле трактовалась философия Ницше и у нас, подвергаясь безусловному осуждению и критическому разгрому, так как считалась источником нацизма.
Ценностная система нацизма представляет собой смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и идей таких авторов, как геополитик К. Хаусхофер с его обоснованием «исторической закономерности территориальной экспансии Германии»; Ф. М. Мюллер с его теорией «арийской филологии»; А. Гобино – с размышлением «о неравенстве человеческих рас» и британец Х. С. Чемберлен – с идеей «человека и сверхчеловека»; Г. Гербигер с доктриной «вечного льда» и многие другие (4, с. 12). Но все же важнейшими компонентами этой идеологии стала интерпретация рассуждений Ницше о «сильных и слабых нациях» и расистские взгляды Р. В. Дарре, ставшего одним из руководителей Главного управления СС по вопросам расы и поселений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В учении Ницше, как в любом
серьезном нравственно
Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство, прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.
Наиболее существенное различие
между людьми, по мнению Ницше, состоит
в том, что некоторые из них
от природы слабы, другие сильны опять-таки
по природе. Соответственно различается
и их мораль. Сильные ("хозяева",
по терминологии Ницше) ценят личное
достоинство, решительность, настойчивость,
самоуверенность, несгибаемую волю
и неистощимую энергию в
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ