Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:58, реферат
Появление понятия «демократия» относится к античным временам. Происхождение его - греческое; оно возникло, с одной стороны, как название конкретной политической практики ряда греческих городов и, с другой стороны, как оппозиция терминам «аристократия», «монархия», «тирания». Термин «демократия» состоит из двух слов: демос – народ и кратос – власть, т.е. народовластие.
Понятие демократии.
Сущность демократии как политического строя.
Свобода и ответственность как сущностные элементы демократии.
Список используемой литературы.
Содержание
Появление понятия «демократия» относится к античным временам. Происхождение его - греческое; оно возникло, с одной стороны, как название конкретной политической практики ряда греческих городов и, с другой стороны, как оппозиция терминам «аристократия», «монархия», «тирания». Термин «демократия» состоит из двух слов: демос – народ и кратос – власть, т.е. народовластие. Именно это содержание «демократии» было закреплено в ряде теоретических работ, составляющих гордость греческой политической мысли, прежде всего у Аристотеля, по мнению которого «демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих руках».
В современной политологии термин «демократия» имеет несколько значений. Во-первых, под демократией понимают то же самое, что и древние греки, т.е. такую систему правления, где народ сам осуществляет властные функции. Это так называемая непосредственная демократия, при которой граждане лично и добровольно принимают периодическое участие в принятии основных решений на народных собраниях, массовых митингах или во время референдумов. Эта классическая модель демократии крайне редко получала практическую реализацию, и «чистой» формы правления, где власть принадлежала бы только одному народу, нигде в мире не существует.
Во-вторых, термин «демократия» используется для обозначения такой формы государственно-политического устройства, которая является выборной и характеризуется разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. В этом значении демократия представляет собой не власть народа, а власть с согласия народа (народ – источник власти) и называется представительной, поскольку народ осуществляет свою власть не непосредственно, не прямо, а опосредованно, т.е. передает ее путем всеобщих выборов тем органам и лицам, которые выступают и действуют от его имени. В–третьих, демократию сегодня рассматривают не только как разновидность. государственно-политического устройства общества, но и как основной способ организации, упорядочения и регулирования отношений между всеми элементами социальной структуры общества по поводу их воспроизводства и удовлетворения политических интересов. Речь идет о политическом процессе, в котором властные государственные структуры проявляют одинаковую заботу о всех членах общества без исключения. В этом процессе велика роль властной процедуры как реального механизма осуществления принципов свободы и равенства.
В-четвертых, демократическим называют общество или общественное устройство, основанное на определенной системе ценностей (демократическом идеале), к которым относятся свобода и ответственность, равенство, уважение и обеспечение прав человека и меньшинств, социальная справедливость, понятая как равенство возможностей, соучастие граждан в управлении и другие.
С древних времен существуют
два главных подхода в
Коллективистские теории исходят из следующих принципиальных положений:
- принадлежность всей власти народу или другому крупному социальному субъекту, слияние его с государством;
- гомогенность (однородность) народа по своему составу, устраняющая почву для конфликтов между индивидами и государством;
- отсутствие частных интересов (есть только «классовый» или «общенародный» интерес) и, следовательно, всякой автономии личности;
- неограниченность власти большинства, которая отождествляется с народом, над меньшинством, в том числе отдельной личностью (т.е. ущемление прав меньшинства на деле).
Индивидуалистические концепции в отличие от коллективистских теорий демократии выделяют личность из общества и государства: а) личность признается главным источником власти; б) права личности приоритетны над правами государства; г) индивидуальная свобода понимается как отсутствие ограничений; д) сфера деятельности государства ограничивается преимущественно охраной общественного порядка и обеспечения безопасности граждан. Эти теории чрезмерно завышают роль личности и ее свободы в политической жизни общества, что в реальности приводит к углублению социального неравенства и нарастанию социальных конфликтов, а также не позволяет увидеть главного субъекта реальной политической жизни – группу.Сторонники теории «плюралистической демократии» отрицают прежде всего классовое содержание политической власти и в качестве реального творца политики выделяют социальную группу. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью социальной группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов.
2. Сущность демократии как
Вопрос о демократии по своей природе является в первую очередь политическим вопросом, ибо непосредственно связан с вопросом о политической власти, политической системе общества, о государстве. Реальная демократия нигде и никогда не существовала без государства. Поэтому демократия, понимаемая как отсутствие государства («подлинное народовластие»), представляет собой, по крайней мере в обозримой перспективе, утопический идеал. Реальная демократия в лучшем случае – правовое государство. Если государство представляет собой организационный способ осуществления политической власти, то правовое государство осуществляет политическую власть на основании обязательных правил, каковыми являются правовые нормы. В этом случае государственная власть есть олицетворение правопорядка, пределы которого всегда легитимированы (узаконены) либо конституцией, либо вековой традицией, либо обычаями и основанном на них мировоззрении (культурой). Демократические государства – современные, а также существовавшие когда-либо в истории – глубоко различаются, но все же имеют общие сущностные черты с точки зрения осуществления народом своей политической воли в форме прямой, представительной либо плюралистической демократии.
Прямая (непосредственная) демократия
отличается тем, что все население
непосредственно влияет на властные
структуры и определяет содержание
законодательного процесса. Классические
формы такого политического строя
существовали в Древнегреческих
полисах и Древнем Новгороде.
Референдумы (всенародное голосование)
и другие формы прямой демократии
почти не встречаются в виде постоянного
политического процесса, так как
необходимо наличие целого ряда условий
(небольшая территория, малочисленное
население, «прозрачность» политических
отношений и т.д.). Однако современное
развитие электроники создает
В современных развитых обществах непосредственная демократия осуществляется в следующих основных формах:
- всенародное обсуждение проектов законов и других государственных документов, референдумы, плебисциты;
- прямые выборы гражданами
депутатов, руководителей
- участие трудящихся в
контроле за деятельностью
- отчеты должностных лиц
перед гражданами о выполнении
обязанностей в интересах
- осуществление приема
должностными лицами населения,
- рассмотрение органами
управления и должностными
- участие населения в общественном контроле, средствах массовой информации.
Представительная демократия существует во многих современных странах и базируется на следующих исходных принципах:
- Народное представительство.
Граждане выдвигают из своей
среды (группы) представителей, на
которых возлагаются функции
принятия законодательных
- Закон большинства. Если
правительство является
- Право на несогласие
и неповиновение. Граждане, избирающие
представительную власть, чтобы
она служила их интересам,
- Поддержка правительства
народом. Это основной
- Политическое равенство.
В демократическом обществе
Плюралистическая демократия
представляет собой разновидность
демократического процесса, сущность
которого заключается в том, что
с возникновением множества различных
политических ассоциаций (групп давления),
усиливаются возможности