Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 06:40, контрольная работа
Демокра́тия (др.-греч.— «власть народа») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии[. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.
Модель развивающейся демократии имела и более умеренный вариант, во многом связанный с либеральной моделью представительного правительства. Ее основополагающие элементы были сформулированы еще Джоном Стюартом Миллем. Главное достоинство демократии Милль усматривал в том, что она способствует «наивысшему и гармоничному» развитию способностей человека. Участие в политической жизни повышает уровень сознания граждан и воспитывает их чувства, словом, развивает их. Демократия здесь предстает как своего рода образование. Поэтому Милль призывал к расширению сферы участия граждан в политике, считая, что право голоса должно быть предоставлено всем людям, кроме неграмотных. Избирательное право – радикальнейшую для того времени идею – он распространял и на женщин. Важное место в его теории занимала и местная власть, сильная и независимая, чтобы больше людей исполняли те или иные должности.
Милль,
как и другие либералы, осознавал
и опасности демократии. Правда,
в отличие от основных представителей
либеральной мысли он совершенно
не признавал идеи формального политического
равенства. Так же, как в свое время Платон,
он не считал, что все мнения в мире политики
имеют одинаковое достоинство. Отсюда
его предложение внести множественное
голосование – такую систему, при которой
неквалифицированный работник имел бы
один голос, квалифицированный – два,
а выпускник колледжа и ученый – пять
или шесть голосов. Но у Милля были в данном
случае и более серьезные сомнения, идущие
от извечного страха либералов перед тем,
что Алексис де Токвилль в знаменитой
своей фразе назвал «тиранией большинства».
Демократия с этой точки зрения всегда
несет в себе опасность того, что права
меньшинства и свобода личности могут
быть принесены в жертву идее народа, что
свобода дискуссии, критика, духовная
жизнь вообще – все это может быть принесено
в жертву некоей воле большинства, и тогда
воцарится однообразие и скучный конформизм.
Большинство ведь не всегда право; истина
не выясняется процедурой поднятия руки
при голосовании. Милль поэтому всячески
поддерживал идею совещательной, или парламентской,
демократии.
Народная демократия
Термин
«народная демократия» идет от тех
ортодоксальных коммунистических режимов,
что создавались по советскому образцу
после Второй мировой войны. Сюда
относятся различные формы
Маркс был убежден в том, что достаточно свергнуть капитализм и демократия рано или поздно восторжествует.
Но
еще более чем Марксу модель демократии,
реализованная в
СУЩНОСТНЫЕ
ХАРАКТЕРИСИТКИ И
ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА
Демократия представляет собой достаточно сложное, развивающееся явление. Ее сущностная сторона остается неизменной, она постоянно обогащается новыми элементами, приобретает новые свойства, качества.
В политологической литературе выделяются несколько основополагающих характеристик, дающих представление о сущности демократии.
1)
Демократия основывается на
2) Для демократии характерно, что волеизъявление народа происходит в результате регулярно проводимых, честных, соревновательных, свободных выборов. Это означает, что любая партия, группа должна иметь равные шансы по отношению к другим, иметь одинаковые возможности конкурировать друг с другом в борьбе за власть.
3)
Для демократии должна быть
обязательной сменяемость
4)
Демократия предусматривает
5) Демократия прямо связана с конституционализмом, главенством закона в обществе. Демократия и правовое государство – неразрывно связанные понятия.
6)
Демократическим считается и
такой признак, как защита
7)
При демократии имеет место
рассредоточение власти, разделение
ее на законодательную,
8)
Выделяется еще несколько не
основополагающих принципов
В
своей совокупности перечисленные характеристики
не в равной степени, дают представление
о демократии. Определенные отклонения,
нарушения неизбежны. Тем не менее, при
наличии всех вышеперечисленных признаков
можно с достаточной уверенностью квалифицировать
наличие демократии в тех или иных странах.
ПРЕДПОСЫЛКИ
И ПУТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
Политическая система РФ во всем многообразии ее связей и зависимостей пока что находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечивать неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан Российской Федерации. Этому мешают, во-первых, недостаточный опыт деятельности всех компонентов политической системы; во-вторых, невысокая политическая культура граждан Российской Федерации и, в-третьих, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с преступными элементами, оказывающими негативное воздействие на политико-правовой климат страны.
Преодоление названных и некоторых других недостатков, присущих политической системе РФ, составляет основную задачу ее дальнейшего развития как необходимого этапа, на пути построения правового государства и создания такого политико-правового режима, при котором каждый гражданин мог бы беспрепятственно реализовывать свои политические права, не нарушая прав других граждан и общества в целом. При этом можно выделить четыре первоочередных направления дальнейшего совершенствования политической системы:
1)
совершенствование
2)
принятие действенных мер по
повышению правовой и
3) расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и повышение их роли в делах государства;
4)
укрепление законности в
В
процессе совершенствования
Повышение уровня политического и правового сознания населения, граждан РФ является необходимым условием эффективного действия всей политической системы, ориентированной на максимально полную реализацию политических прав и свобод каждого человека, его активное участие в делах государства и общества. Конечно, эта задача не может решиться в одночасье или за один - два года, а требует длительного периода, в течение которого население России должно не только получать основы политических и правовых знаний, но и на собственном опыте убеждаться в полезности и необходимости активного участия в политической жизни страны, грамотном использовании своих политических прав и свобод.
Для осуществления действенной и целенаправленной деятельности государства, его органов и учреждений по политическому и правовому просвещению населения, надлежащему финансированию этой деятельности федеральным исполнительным органам государства надлежит принять специальную целевую программу, определив в ней как конкретные меры, так и непосредственных исполнителей. Особый упор должен быть сделан на вовлечение в деятельность по политическому и правовому просвещению населения средств массовой информации - прессы, радио, телевидения, а также образовательных учреждений,
Политически грамотное население, несомненно, проявит значительно больший интерес к деятельности политических партий и общественных организаций, чем оно проявляет его в настоящее время. Однако политическим партиям и общественным организациям следует также значительно активизировать свою связь с населением, постоянно и последовательно проводить работу по вовлечению граждан в свои ряды. Без постоянной и прочной связи с населением, массами, не имея в них твердой опоры, ни одна политическая партия не может рассчитывать на сколько-нибудь значимые результаты в борьбе за места в представительных органах государства и иные успехи в политической борьбе с другими партиями и общественными организациями.
Решающее значение в деле совершенствования политической системы РФ имеет деятельность государства по укреплению законности в сфере политических отношений. Без решения этой проблемы и создания прочного правопорядка в стране и политике вес иные меры в этой сфере не приведут к ожидаемым результатам. Необходимо прежде всего минимизировать деятельность нелегальных преступных сообществ, устранить их негативное влияние, на политико-правовой климат страны. Задача правового государства состоит не только в том, чтобы ему самому не допускать нарушений прав и свобод граждан, не устанавливать легального террора и насилия, но и своевременно пресекать подобные действия со стороны общества, той его части, которая в своих узкоэгоистических целях продолжает террор и насилие на нелегальной основе.