Положение личности в государстве - как теоретическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:33, реферат

Описание работы

Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм.

Работа содержит 1 файл

Положение личности в государстве.docx

— 13.53 Кб (Скачать)

Положение личности в государстве - как теоретическая проблема.

Различные научные  теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм.

 Либерализм  означает свободный и характеризуется  следующими чертами взаимоотношения  личности с государством: 

- постулируется  абсолютная ценность человеческой  жизни и изначальное равенство  людей. Государство должно стоять  на страже этих постулатов;

- признается  автономия индивидуальной воли. Это означает, что в условиях  государства человек должен быть  свободным. Он должен иметь  возможность заниматься любой  полезной деятельностью;

- предполагается  рациональность и добродетельность  человека. Данное положение накладывает  на людей обязанность вести  себя по отношению к государству  и друг к другу разумно и  доброжелательно;

- государство  как социальная организация может  быть создана только на основе  консенсуса личностей и с целью  сохранить и защитить права  человека. Это означает, что государство  есть результат согласия людей  о его создании с целью обеспечить  свою безопасность;

- признается  существование неотчуждаемых прав  человека, таких как право на  жизнь, свободу, собственность. 

Государство никогда ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав;

- утверждается  договорный характер отношений  между государством и личностью,  то есть государство и личность  ставятся в равное положение  сторон договора, имеющих взаимные  права и обязанности;

- провозглашается  верховенство закона и свобода  человека в рамках закона. Это  значит, что человек должен жить  и действовать только в соответствии  с законом и не зависеть  от произвола государственных  чиновников;

- объем прав  государства и сферы его деятельности  должны быть ограничены только  необходимыми для общества и  человека функциями;

- частная жизнь  людей должна быть защищена  законом от вмешательства государства  и обеспечена ее тайна;

 - в идеологии общества должны быть сформулированы и существовать высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, о честности и лжи, обмане, о верности и предательстве, о порядке и анархии, которые должны быть доступны пониманию индивида и играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека. 

Анархизм, как  теория также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

 В анархизме  существуют различные течения,  но их главная общая черта  заключается в том, что должна  существовать полная свобода  поведения человека и отсутствие  какого-либо государственного принуждения.

 Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут.

Этатизм признает необходимость непосредственного  властного участия государства, соответствующих его органов  в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального  взаимодействия с экономикой и другими  сферами общественной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое  засилье государства вполне допустимо  и полезно для общества и граждан.

 Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

Информация о работе Положение личности в государстве - как теоретическая проблема