Политология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:30, реферат

Описание работы

Политика – одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного решения политических проблем.

Работа содержит 1 файл

Реферат Политология..docx

— 45.12 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Политика – одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного решения  политических проблем.

Подчинение политики интересам  человека и человечества невозможно без её научного осознания. Потребность  в научных знаниях о политике человечество ощущало всегда. Помочь в решении этих вопросов призвана политология. Изучение политологии  в современном динамичном социуме  необходимо всем гражданам демократического государства, чтобы узнать его основные политические механизмы и уметь  влиять на них в своих интересах.

Термин «политология»  произошел от слов «politika» и «logos» (слово) и означал в греческом варианте государственные и общественные дела, искусство управлять государством. Это область взаимоотношений и различных видов деятельности людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. Политология как наука охватывает многообразные проявления мира политических явлений: практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность, образы политического мышления, теорию политической деятельности.

 

 

 

 

 

 

Возникновение и  развитие политической науки.

 

 Политология как наука  сформировалась не сразу. 

При рассмотрении вопроса  об эволюции политических идей необходимо отметить, что в своем развитии политология несколько основных периодов:

 

1.      Античная  политическая мысль (Платон, Аристотель  и др.).

2.      Политические  идеи Средневековья и Нового  времени.

3.      Политические  концепции Х1Х-ХХ вв.

Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первые формы специализированного  отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад  и существовали преимущественно  в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации  власти.

Постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль  стала приобретать форму теории.

С середины 1-го тысячелетия  обнаружилась тенденция к большей  рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных  учений.

Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а  затем и целые концепции, носящие  философско-этическую форму. Этот процесс  связан прежде всего с творчеством  Конфуция, Платона. Аристотеля.

Первое систематизированное  представление о политике и государстве  изложено Платоном (437–347 гг. до н. э.) в  работах «Государство», «Законы» и  др. Идеальное справедливое государство  представляет собой правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон - владыка над правителями.    Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального государства:

 Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.

Олигархия – власть узкой  группы богатых правителей, при которой  бедные не участвуют в управлении государством.

Демократия – власть всех, не имеющая должной системы управления. Из нее вырастает еще одна несовершенная  форма - тирания – власть одного. Это наихудший тип государства, ибо в нем царят беззаконие, насилие и произвол.

Политические идеи Платона  были подняты на новую высоту его  учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика” он предлагает анализ существующих в его время  форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма  общежития людей, способ организации  общественных связей и отношений, ибо  “человек – есть животное политическое”. В государстве должна действовать  власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь  исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.

Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят  в осуществлении общего блага, в  неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.

К правильным Аристотель относил  такие формы государства, как:

Монархия – единоличная  власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.

Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в  странах, в которых высоко ценится  личное достоинство людей.

Полития (республика) – выборная власть многих (большинства).

К неправильным формам были отнесены:

Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего  только собственную выгоду и корыстные  интересы.

Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.

 

Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.

Политическим идеалом  Аристотеля является смешанная форма  государства, представляющая собой  синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы.

Идеи древнегреческих  мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима. Среди них выделяются политические идеи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком  проблем правового равенства  граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими  требованиями природы и велениями  человеческой натуры. Главную причину  появления государства в том, что по мере развития общества настоятельный  характер приобрела проблема защиты частной собственности. Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан.

Вслед за Аристотелем Цицерон  выделяет следующие формы государства: монархию – царскую власть, аристократию – власть оптиматов, демакратию – власть народа.

Заслуга Цицерона состоит  в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляющих  и управляемых. Под воздействие  закона должны попадать все, а не только некоторые избранные граждане. Тем  самым он заложил основы теории правового  государства.

Во времена Средневековья  политические апеллировали к идее божественного  сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Выдающиеся политические мыслители времени  - Аврелий Августин-Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226 –1274 гг.).

Августин-Блаженный написал  известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое  есть плоды божественного творения. Ф. Аквинский подразделяет формы  правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать  единым целым». По его мнению, церковь  управляет душами людей, а государство  – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.

Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической  формы. Существенное изменение по отношению  к вопросам о происхождении и  природе государства произошло  в эпоху Возрождения и Нового Времени. Родоначальником этого  процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). В своей теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них.

Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства  произошел в условиях Нового Времени  с появлением и развитием теории естественного права и общественного  договора. Выдающимися представителями  нового подхода стали Томас Гоббс (1588–1679 гг), Джон Локк (1632–1704 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.).

Т. Гоббс изложил свою теорию в  трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства  предшествовало естественное состояние  людей, которое характеризовалось  «войной всех против всех». По своей  природе человек от природы жаден  и эгоистичен, ищет не общения, а  господства над другими людьми. Поэтому  жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для  выхода из естественного состояния  люди вынуждены искать мира. Для  этого нужен общественный договор  об учреждении государства. По этому  договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в  пользу одного правителя или политического  института, безоговорочно подчиняются  государственной власти.

Иную интерпретацию происхождения  государства с позиций теории общественного договора предложил  идеолог  Великой Английской революции  Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние  человечества представляет как царство  свободы и равенства. Здесь у  людей не было причин для вражды. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства  и нуждалось в надежной защите и охране, для чего люди договариваются об учреждении государства, передавая  ему полномочия для выполнения своих  основных функций. К наилучшим формам государственного устройства он отнес  конституционную монархию. Одним  из достоинств последней является разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную).

Более детальное развитие названная теория получила в концепции  Монтескье. Он изложил свои взгляды  в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать  безопасность граждан от произвола  правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и  права людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима  лишь в государстве, в котором  все общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых  действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и  судебная.

Идеи Монтескье получили широкое распространение еще  при его жизни, к его творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели и мыслители.

В условиях Нового Времени  весьма заметную роль в развитии политических идей сыграл Жан-Жак Руссо. Он был  приверженцем договорной теории государства  и представлял радикально-демократическое  направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического  права» он истолковывает свободу  и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов.

Философская революция в  Германии во второй половине ХVIII –начале  ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Идеал государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и  независимость всех граждан в  государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений – «Философия права», в которой  он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства.

В первой половине XIX века влиятельным  общественно политическим течением стал критический утопический социализм. В трудах таких его ярких представителей, как Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн излагалась резкая критика нарождавшегося в Европе капитализма, отрицалась частная собственность, революции, классовая борьба и обосновывались идеи гармонического общественного устройства, при котором утверждаются справедливые распределительные принципы, труд превращается в первую жизненную потребность и становится возможным всестороннее развитие личности.. Критический утопический социализм стал источником теории научного коммунизма, разработанной в середине прошлого века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Первую  систематизированную  теорию демократии разработал Алексис  де Токвиль. В своем знаменитом трактате «Демократия в Америке» он отметил тенденцию стирания сословных рамок и условностей в образе жизни, культуре, других областях социальной сферы, которая с необходимостью обусловливает смену аристократического устройства общества на демократическое. Демократизация может приводить к доминированию воли (тирании) большинства над обществом и “новому деспотизму”.

Ярким явлением обществоведческой  мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники  – К. Маркс и Ф. Энгельс), составной  частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского  учения является теория научного коммунизма, в котором политическая концепция  занимает основное место. Существо теории можно отразить в следующих положениях:

1.      Власть, государство,  политическая система относятся  к основным институтам общества  и не могут не иметь классовую  природу, ибо они возникают  с расколом человеческого общества  на антагонистические классы. Их  природу нельзя понять из самой  себя, ибо она коренится в «в  материальных жизненных отношениях»  общества, в силу чего «анатомию  гражданского общества следует  искать в политической экономии».

Информация о работе Политология