Политология в системе социально-гуманитарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Объект и предмет политологии. Понятие политического 4
2 Политология в системе социально-гуманитарного знания.
Структура политологии 9
3 Методы исследования и функции политологии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

      В-четвертых, в целях отстаивания своих  социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и  общественные организации: партии, профсоюзы, движения и т. д. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых «групп интересов», «групп давления», а также идеологических учений является также важной составной частью политологии.

      На  основе всего вышеизложенного можно  предложить такое определение предмета политологии: Политологияэто наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания. 

2 Политология в системе социально-гуманитарного знания. Структура политологии 

      К изучению политической сферы жизни  общества имеют отношение многие науки: философия; социология, теория государства  и права, история, политическая география  и т. д. Столь широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признается многими учеными-обществоведами, в том числе и политологами. Разногласия начинаются между ними при решении вопроса о месте политологии, среди других наук о политике.

      При решении этого вопроса в отечественной  литературе отчетливо выделяются две  позиции. Первая позиция исходит  из представления, что Политология  представляет собой лишь одну из наук о политике. В этом качестве она имеет предметом своего изучения институциональные стороны политической жизни, прежде всего механизмы власти в государстве.

      Сторонники  второй позиции, отмечая в качестве достоинства этого подхода то, что он позволяет при изучении политики использовать специфические методы различных наук, вместе с тем указывают на ряд его существенных недостатков. Главный из них состоит в недостаточном учете целостности политической сферы, взаимосвязи разнообразных политических исследований. Дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствие обобщающей политической науки, по мнению сторонников второй позиции, не позволяют в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представлять собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях. По мнению А. А. Федосеева, в качестве комплексной и относительно самостоятельной области современного научного знания об обществе: «политология имеет целью проникнуть в сущность самой политики как целостного общественного явления, выявить на микро и макро уровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в различных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы её дальнейшего развития, а так же выработать объективные критерии социального измерения политики»

      В соответствии с данным подходом политология  рассматривается как целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, исследующего различные стороны политики на разных уровнях познания и под различными углами зрения: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию.

      Политическая  философия является наследницей философского этапа в развитии политологии. Философия, как известно, это теоретическая основа мировоззрения человека. Поэтому политическая философия, во-первых, придает политическому исследованию мировоззренческий характер. Политической философии свойствен нормативно-ценностный подход. Этот подход предполагает выяснение значения политических явлений для жизни личности и общества в целом, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства. Этот подход ориентирован на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он в большей степени исходит не из реального, а из должного или желаемого и требует опираться в политических решениях на этические ценности и нормы. Иными словами, в этом аспекте исследований, во-первых, политическая философия вырабатывает ценностно-нормативные критерии политики. Во-вторых, политическая философия анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл понятий и категорий политической науки, формулирует обобщенные теории и выявляет закономерности развития политического процесса.

      Эти две стороны политико-философского подхода позволяют сделать вывод о том, что политическая философия служит мировоззренческо-методологической базой политологических исследований, обеспечивая целостность в изучении политики, выявление ее сущностных характеристик, дает оценку смысла и значения различных политических концепций, выявляет принципы и законы во взаимоотношениях индивида, общества и власти, соотношение рационального и иррационального начал, мотивационную основу и нравственные критерии политического поведения.

      Политическая  философия — это наиболее высокий  и, следовательно, абстрактный уровень  анализа политики. В этом заключается  как сильная, так и слабая его  сторона. Сильная сторона состоит  в том, что политическая философия  создает для политического исследования мировоззренческо-методологическую базу, слабая — в умозрительных, зачастую оторванных от эмпирической реальности суждениях.

      Более конкретно политическая сфера жизнедеятельности  индивида и общества исследуется  в теории политики. Теория политики вычленяется из государствоведения и правоведения и находится на стыке с целым рядом юридических дисциплин: теории государства и права, конституционного права, международного публичного права и т. д. В рамках данной проблематики теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания и т. д. В решении этих вопросов пересекаются предметы исследования юридических наук и политологии. Однако политология подходит к проблеме государственно-правовых отношений гораздо шире юридических дисциплин. Она рассматривает их, прежде всего как социальные явления, как политические институты, формы политической организации общества, имеющие своей главной целью реализацию социальных интересов. Одна из центральных проблем теории политики — это проблема политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов, оснований, легитимизации и т. д. Наряду с этим теория политики рассматривает политическую систему, институты государства, политические режимы, субъекты политики и т. д.

      Теория  политики развивается на базе обобщения  эмпирического материала, конкретно-исторической практики. Значительную роль в создании теории политики играет сравнительная политология. В рамках сравнительной политологии проводятся исследования политической культуры различных стран и регионов, политических систем, организаций, политической антропологии и психологии.

      Для формирования общей теории политики большое значение имеет осмысление накопленных политической мыслью идей и концепций. Поэтому к общей теории политики тесно примыкает политическая история. Политическая история изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической последовательности.

      Значительное  место в системе политологических дисциплин занимает политическая социология. Политическая социология исследует социальный срез политических явлений. Она выявляет зависимость политики от различных сфер жизнедеятельности общества, влияние на политическую систему, политические институты и политическое поведение экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Наиболее ярко социологический подход к политике представлен в работах К. Маркса, В. И. Ленина, VI. Вебера. В марксизме политика трактуется как вторичное, надстроечное явление. Это коренное положение марксизма в отношении политики наиболее четко выражено в хрестоматийной формуле В. И. Ленина «политика есть концентрированное выражение экономики». Видный немецкий мыслитель М. Вебер, напротив, экономические и политические явления выводил из особенностей духовной жизни, культуры народов.

      Политическая  социология исследует политические явления на двух уровнях: теоретическом  и эмпирическом. Задача первого уровня — выработка методологии исследований, создание объясняющих моделей, что важно для понимания политики. Но не меньшее значение в политологии имеют конкретные эмпирические политико-социологические исследования, которые служат основой прикладной политологии. Прикладная политология имеет непосредственную практическую направленность. Поэтому прикладная политология концентрирует свое внимание на конкретных событиях и ситуациях в жизнедеятельности государств, партий, социальных групп индивидов. Прикладная политология вырабатывает практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, краткосрочные прогнозы, которые используются при принятии тех или иных политических решений.

      Субъективные  механизмы политических взаимодействий, связей и отношений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, установок, убеждений, мотивации, ценностных ориентации изучает политическая психология. В политической психологии существует два среза исследования политического поведения: индивидуально-личностный и общественно-групповой. В индивидуально-личностном аспекте политическое поведение рассматривается как результат восприятия и осознания конкретным человеком тех или иных политических реалий: политических лидеров, программ партий, движений, деятельности властных структур и т. д. Этот аспект особенно важен при изучении общественного мнения по различным вопросам: определения уровня политической культуры населения, участия индивидов в выборах органов власти, определения тех или иных приоритетов социальной политики и т. д.

      Общественно-групповой  аспект политико-психологических исследований направлен на выявление закономерностей и ситуативных реакций масс на воздействие внешней среды. Основной задачей этого аспекта политико-психологического исследования является оценка общественных настроений, отслеживания механизмов «психического заражения» и т.д. Это особенно важно для понимания стихийных массовых действий: бунтов, мятежей, поведения людей во время митингов, демонстраций и других акций протеста или поддержки.

      В систему политических наук входят также  политическая антропология и политическая география. Политическая антропология устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека, а также показывает влияние на политику социо-культурных особенностей той или иной общности. Приоритетным направлением политико-антропологического исследования является выявление особенностей политической культуры того или иного народа, государства из особенностей его национальной культуры, «народного духа». Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равнинной местностью, наличием природных ископаемых ).

      Раскрыв междисциплинарный характер политологии, мы тем самым показали характер взаимодействия и взаимовлияния политической науки  и других родственных ей гуманитарных и социальных наук: философии, истории, социологии, психологии. Однако для прояснения специфики политологии было бы полезно установить особенности подхода каждой из этих наук к изучению политической сферы общественной жизни.

      Из  всего цикла философских наук наиболее близкой политологии по объекту исследования является социальная философия. Социальная философия рассматривает политику под своим углом зрения — с общемировоззренческих и методологических позиций. В мировоззренческом плане социальную философию интересует место и роль политической сферы общественной жизни среди других сфер общественной жизни: материальной, духовной, социальной. В социальной философии политика рассматривается в широком и многоплановом контексте как часть более сложной, динамичной и самовоспроизводящейся системы, каковой является человеческое общество. Таким образом, философское исследование политической сферы направлено не на раскрытие действия в нем конкретных механизмов (этим преимущественно занимается политология), а на формирование общей картины мира, и уяснение места в нем человека: является ли человек свободным, самодеятельным субъектом политического действия, или же он пассивный объект воздействия различных сил и т. д. Важной областью социально-философских изысканий служат также прояснение взаимодействия в политическом сознании общественного и индивидуального личностного начала, исследование природы политических убеждений, верований, норм, ценностей и идеалов.

      Тесная  связь существует между политологией и социологией. Переплетение проблематики этих наук послужило поводом для дискуссии в научной литературе по вопросу о том, можно ли рассматривать политологию как самостоятельную науку или же в качестве политической социологии она является составной частью социологии.

      Ряд видных теоретиков политики (М. Гравитц, М. Дюверже, М. Хэттинг, О. Берг-Шлоссер и др.) отказывают политологии в праве на самостоятельное существование и рассматривают ее в качестве политической социологии. Нам представляется более правильной позиция тех авторов, которые считают, что при такой трактовке политологии утрачивается дифференцированный подход к политике, недостаточно учитывается множественность политических дисциплин и, в частности, специфика социологического анализа политики. К тому же при отождествлении политической социологии с политической наукой возникает вопрос об отношении к ней несоциологических политических дисциплин—политической философии, политической психологии, политической географии и т. д. Понимая сложность разграничения областей исследования политологии и социологии, мы, как следует из вышеизложенного, считаем необходимым признать право на существование политологии как междисциплинарной целостной, но структурированной науки о политике и поэтому рассматриваем политическую социологию в качестве составной части политологии.

Информация о работе Политология в системе социально-гуманитарного знания