Политология как система научного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:22, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является выяснение сущности, особенностей данной науки. Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего в том, чтобы ответить на следующие вопросы. Что такое политология? Какие общественные функции выполняет политология? Как взаимодействует политология и близкие ей другие общественные науки?

Содержание

1.Формирование основ науки политологии.
2.Предмет и задачи политологии.
Предмет политологии
Задачи политологии
3.Функции политологии.
4.Методы политологии.
5.Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

 

Задачи политологии.

Одна из основных задач  политологии состоит в том, чтобы  выявить основные закономерности и  тенденции функционирования и развития политики. Знание политических закономерностей дает возможность разработки практических рекомендаций, рациональных принципов и норм политической деятельности.

«Современные исследователи  выделяют три группы политических закономерностей  в зависимости от сферы их действия и проявления».10

К первой группе относятся  закономерности, выражающие связи и  взаимодействия политической сферы  с другими сферами общественной жизни. В этот разряд попадают зависимость  структуры, функции политической системы  общества от его экономической и  социальной структур, воздействие политики на экономическую, социальную и духовную жизнь общества и др.

Вторую группу образуют закономерности, выражающие существенные и устойчивые связи и отношения  во взаимодействии структурных элементов  самой политической сферы. Это такие закономерности, как влияние политического сознания, политической культуры личности на ее поведение.

В третью группу входят закономерности, выражающие существенные и устойчивые связи, тенденции развития отдельных  сторон, явлений политической жизни. Сюда относятся: разделение властей в демократическом обществе, Утверждение принципа политического плюрализма.

Необходимо понимать, что политические закономерности, в  отличие от законов природы, не действуют  на основе жестких причинно-следственных отношений. В политике высока степень неопределенности, непредсказуемости событий, роль вмешательства второстепенных факторов. Зависимость политики от особенностей исторических условий, социальной активности населения, его ментальных установок накладывает свой отпечаток на характер политических закономерностей и методику их выявления и объяснения.

 

  1. Функции политологии.

 

Предназначение и роль политологии находят свое проявление, в выполняемых ею функциях. В обобщенном виде эти функции можно подразделить, на четыре основные, находящиеся в достаточно тесном взаимодействии и в то же время сохраняющие свою специфику: теоретико-познавательную, прогностическую, практически-управленческую и идейно-воспитательную.

«Теоретико-познавательная функция политологии направлена на общее совершенствование научно-обоснованного методологического подхода, изучению политической реальности. Наука позволяет осмыслить существование и воспроизводство политических структур и принципов».11

Недостаток необходимых знаний о политике позволяет манипулировать сознанием политически неграмотных граждан и проводить политику, выгодную, прежде всего власть имущим. Таким образом, изучение политической теории – это основа для преодоления стереотипов массового сознания, возможность разобраться в сложном переплетении политических событий и занять объективно верную позицию.

Но  знание не только способно объяснить  политические явления и процессы, оно является основой для разработки прогнозов в политике. Отсюда вытекает вторая функция политологии –  прогностическая.

«Основа предвидения в политике – познание объективных закономерных тенденций в социальной и политических сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил».12 Ре5альное прогнозирование политических решений, процессов – верный шаг к общественно-политической стабильности. Развитие прогностической функции политической науки – одна из острых потребностей нашего времени.

Вырабатывать обоснованные предложения, рекомендации, планы и прогнозы для  политики, направленные на рационализацию и оптимизацию управления политическими процессами и явлениями – в этом находит свое выражение практически-управленческая функция. Политология как наука, изучающая политическую сферу жизнедеятельности людей, не может не влиять на формирование политического сознания и политической культуры общества, выступая базой для формирования политических идеалов и интересов. Следовательно, политология выполняет идейно-воспитательную функцию. Существуют и другие функции политологии, не являясь специфически политологическими, они дают представление о политологии. Вот некоторые из них.

Нормативно-инструментальная функция  политологии заключается в обосновании  политического действия, его средств  и методов, что является одной  из центральных задач политической науки. Каждое политическое явление, каждый политический проект оценивается с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям в обществе политическим и моральным ценностям. В этом проявляется экспертная функция политического знания.

 

 

 

 

 

 

 

4.Методы политологии.

Политические явления  и процессы познаются с помощью  различных методов. Методы – это  средства анализа, способы проверки и оценки теории.

Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. «Методология политической науки может быть представлена следующими периодами развития:

  • Классический период (до 19в.), связанный преимущественно с дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;
  • Институциональный период (19 – начало 20в.), когда ведущие позиции занимают историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;
  • Бихевиористкий период (1920-1970), когда стали активно внедряться количественные методы;
  • В последней трети 20в наступил постбихевиористский период, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов».13

Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, основными  течениями в рамках методологии политической науки по-прежнему являются «традиционалистское» и «бихевиористское».

Институциональный метод  был связан со стремлением выявить  определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная  с конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества. Большое внимание оказали воззрения Ш.Монтескье, Дж.Локка, Э.Берка и др.

В данном методе основное внимание уделяется политическим институтам – парламенту и правительству, партиям  и избирательным процедурам. Анализ ведется исходя из сложившихся и общественно укоренившихся политических форм. Эти формы, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой – призваны вносить в общество стабилизирующее начало.

Сравнительный метод  известен со времен Аристотеля, Платона, Ш.Монтескье. Его особенность заключается  в сопоставлении двух или более  политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит подобие политических объектов, вычленить общие черты или показать, по каким признакам они различаются.

Любое сравнительное  исследование включает следующие этапы: отбор и описание фактов; выявление  и описание тождества и различий; формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез. Сравнительный политический анализ позволяет: разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике; дать оценку политическому опыту, институтам; прогнозировать события, последствия.

«Существует несколько  разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано  на сопоставление государств друг с  другом; сравнительно ориентированное  описание отдельных случаев; бинарный анализ основан на сравнении двух стран; кросскультурные и кроссинституциональные сравнения нацелены соответственно на сопоставление национальных культур и институтов. Сравнительная политология играет значительную роль в структуре политической науки».14

Социологический метод  представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Методы социологических исследований – опросы, анкетирование, эксперименты – позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучить политические явления и процессы. В современной политологии социологические методы получили большое распространение. С помощью социологического метода можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу власти, государства, права.

Антропологический метод  исходит из природы человека, он широко используется при анализе  механизмов, институтов власти и социального  контроля преимущественно в доиндустриальных обществах. Этот метод дает ключ к изучению таких проблем, как связь человека и политики, влияние национального характера на политическое развитие и наоборот.

«Психологический метод  ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера. В основании этого метода легли наиболее значимые идеи Аристотеля, Сенеки, Н.Макиавелли о соотношении личности и власти, о природе человека в политике, о воспитании гражданина».15

Одним из источников современного психологического подхода стали  идеи психоанализа. На основе психоанализа возможно объяснение различных типов политического поведения. Политический психоанализ необходим при изучении процесса политической социализации, мотивов поведения лидера и малых групп.

«Своеобразную революцию  в политической науке совершил бихевиористский метод, возникший как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности».16Применение этого метода в политологии основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет, прежде всего, индивидуальное измерение.

«Основные принципы бихевиорального  движения можно сформулировать следующим  образом:

  • Стремление к обнаружению элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и прогностическую ценность;
  • Любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе;
  • Для получения данных необходимо использовать адекватные методы;
  • Интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать;
  • Исследование должно носить системный характер, т.е. раскрывать основные причинно-следственные связи, все многообразие наблюдаемых структур;
  • Политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д.».17

Значительный вклад  бихевиоризм внес в изучение поведения  электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии. В рамках постбихевиористического периода формируются и получают развитие такие типы политического исследования, как структурно-функциональный анализ и системный подход.

За единицу исследования в структурно-функциональном анализе принимается «действие», а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия. Цель такого анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться без ущерба своим функциональным обязанностям. Структурно-функциональный анализ включает функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действий потребностям политических субъектов и т.д.

Бихевиористский метод  не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 1950-1960-х гг. возникла потребность в системном подходе, который рассматривает политическую сферу как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, взаимодействующих друг с другом и внешней средой. «С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований».18

Метод политической коммуникации. Коммуникация – это передача смысла с помощью символов. Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, в которой политические структуры выступают в качестве коммуникативных единиц. Политические взаимодействия рассматриваются как информационные потоки, главный из которых – политическое решение и реакция на него агентов политики.

Метод экспертных оценок. В основе этого метода лежит проведение экспертных оценок в той области политической деятельности, которая подвергается проверке. Опыт показывает, что наиболее эффективным является применение метода для решения широкого круга неформализуемых проблем политической жизни.

Моделирование политических процессов. Моделирование – это упрощенный способ описания причинно-следственных связей. С помощью теоретических моделей формируются представления о функционировании и изменениях в социальных системах при различных условиях, причинах конкретных явлений. Этот метод исследует политические процессы и явления путем разработки и изучения их моделей. Потребность в методе моделирования возникает тогда, когда анализ реального политического явления невозможен или затруднителен. Моделирование политических процессов может осуществляться не только с помощью эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез.

Информация о работе Политология как система научного знания