Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:51, реферат
Целью данной работы является изучение и обоснование предмета, объекта, методов и функций политологии.
Введение 2
Предмет политологии 2
Объект политологии 3
Методы политологии 5
Функции политологии 8
Заключение 9
Литература 10
Оглавление
Введение 2
Предмет политологии 2
Объект политологии 3
Методы политологии 5
Функции политологии 8
Заключение 9
Литература 10
Среди множества проблем, касающихся
отечественных гуманитарных и общественных
наук, особое место занимают проблемы
становления и развития политической
науки – политологии.
Стремясь обрисовать круг политических
вопросов, которыми занимаются в настоящее
время правоведы, философы, социологи,
экономисты и представители других дисциплин,
многие ученые не без основания выделяют
в первую очередь такие, как политическая
система общества; роль и соотношение
государства, партий и общественных организаций;
содержание политической власти, способы
разработки и проведения в жизнь государственной
политики, формы и методы управления; участие
различных классов и слоев в политике
и др.
Вместе с тем эти же авторы вполне резонно
ставят вопрос о все более возрастающей
возможности, приоритетности разностороннего
целостного изучения политики, о необходимости
«отпочкования» в связи с этим новой научной
дисциплины – политологии.
Целью данной работы является изучение
и обоснование предмета, объекта, методов
и функций политологии.
Важную роль в изучении вопроса
о предмете политологии и в
интернационализации ее академического
признания сыграл известный Международный
коллоквиум по вопросам содержания и
структуры политической науки (Париж,
1948 г.), созванный по инициативе ЮНЕСКО.1
1. Теорию политики, представляющую
собой введение, философско-методологические
основы политики и политических отношений;
2. Теорию политических
систем и их элементов (
3. Теорию международных
отношений (система
4. Теорию управления социально-
5. Политическую идеологию
и историю политических учений
(изучение генезиса
Таким образом, политологи пошли
тогда во многом по пути «суммативного
описания» предмета и границ политической
науки посредством простого перечисления
объектов и сфер, которые, по-видимому,
она должна исследовать.
Этот путь привел со временем к достаточно
распространенной точке зрения на «суммативное»
определение предмета политической науки,
как совокупности политических объектов
и соответствующем комплексе знаний, отражающих
ситуацию, когда нет одной политической
науки, но есть многие политические науки,
а посему «политология это то, что делают
политологи».
Объектом изучения политологии является
политика. Обратимся к содержанию
понятия политика.
«Политика» — одно из наиболее употребимых
слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий
политический деятель Перикл утверждал:
«Лишь немногие могут творить политику,
но судить о ней могут все»
Термин «политика» (греч. politika — государственные и общественные дела; polis — городгосударство) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».
«Политика в высшем смысле есть жизнь,
а жизнь есть политика» (О. Шпенглер).
«Изучение политики есть изучение влияния
и влияющего ...иными словами, кто что получает,
когда и как» (Г. Лассуэлл).
«Политика — борьба интересов, маскируемая
под борьбу принципов. Руководство общественными
делами во имя личной выгоды»(А.Бирс).
Каждое из этих определений содержит
рациональное зерно, ибо отражает тот
или иной аспект реального мира политики,
который характеризуется многогранностью
и соответственно сложностью его познания
(схема 1).
Схема 1. Содержание мира политики
Анализ различных подходов к теоретической
интерпретации политической сферы позволяет
сделать вывод о ее многомерном характере.
Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных
аспектов: 1) как сфера общественной жизни;
2) как один из видов активности социальных
субъектов; 3) как тип социальных отношений(между
индивидами, малыми группами и т.д.).
В первом аспекте политика предстает в
контексте структуры общества как его
элемент, занимающий свое место и играющий
в нем. Второй аспект рассмотрения политики
связан с ее интерпретацией как способа
совокупной и индивидуальной активности
социальных субъектов, вида человеческой
деятельности и социального поведения.
Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует
политику как предприятие и профессиональную
деятельность ее субъектов, занимающихся
политической деятельностью «по случаю»,
«по совместительству» и «профессионально».
Что же касается третьего аспекта, то уже
Аристотель определяет политику как высший
вид человеческого общения. Французские
историки периода Реставрации и марксисты
трактуют политику как отношения классов
по поводу государственной власти. В XX
в. разрабатываются концепции «конфликта—консенсуса»,
характеризующие политику как тип конфликтных
отношений и социальных взаимодействий.
Политические явления и
Основные типы методов и уровни методологии
политических исследований сложились
постепенно в ходе исторического развития
политической мысли. Периодизация развития
методологии политической науки может
быть представлена следующим образом9:
1) классический период (до XIX в.), связанный
преимущественно с дедуктивным, логико-философским
и морально-аксеологическим подходами;
2) институциональный период (XIX — начало
XX в.) — на ведущие позиции выходят историко-сравнительный
и нормативно-институциональный методы;
3) бихевиористский (англ. behavior, behaviour —
поведение) период (20—70е гг.), когда стали
активно внедряться количественные методы;
4) в последней трети XX в. наступил новый,
постбихевиористский этап, характеризующийся
сочетанием «традиционных» и «новых»
методов.
Споры о приоритетных подходах продолжаются
до сих пор, основными течениями
в рамках методологии политической
науки по-прежнему являются «традиционалистское»
(исповедующее качественные методы классической
и институциональной
Институциональный метод связан со стремлением
выявить определенные юридические нормы,
проанализировать основные законы общества,
начиная с конституции, и их смысл для
существования и нормального развития
общества. Большое влияние оказали здесь
воззрения Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка,
Т.Джефферсона и др.
В данном подходе основное внимание уделяется
политическим институтам (парламенту
и правительству, партиям и избирательным
процедурам, механизмам разделения властей
и конституционному устройству). Анализ
строится, исходя из сложившихся и общественно
укорененных политических форм. Эти формы
или институты, с одной стороны, являются
логическим продолжением и закреплением
социальных отношений и норм, а с другой
— призваны вносить в общество стабилизирующее
начало.
Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Аристотеля, Платона, Монтескье. Его особенность заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются.
Антропологический метод, который исходит из природы человека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах, а также проблем адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам. Этот метод дает ключ к изучению таких проблем, как связь типа человека (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на политическое развитие, и наоборот.
Своеобразную революцию в
Применение бихевиористского метода в
политологии основывается на убеждении,
что политика как общественное явление
имеет прежде всего индивидуальное измерение,
и потому все групповые формы деятельности
она стремится вывести именно из анализа
поведения индивидов, соединенных групповыми
связями. Подход такого рода предполагает,
что доминирующим мотивом участия в политике
является психологическая ориентация.
Для бихевиористов политика — это вид
социального поведения индивидов (групп),
характеризующийся установками и мотивациями,
связанными с участием во власти и властвовании.
Коммуникативный метод позволяет
разработать кибернетическую
Метод политического моделирования состоит
в исследовании политических процессов
и явлений путем разработки и изучения
их моделей. Возможны различные классификации
моделей. Например, по назначению выделяют
измерительные, описательные, объяснительные,
критериальные и предсказательные модели.
Некоторые политические процессы —
такие, как принятие решений на выборах
или распределение голосов
Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств моделирование политических макро и микропроцессов стало одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки, которое в свою очередь имеет множество собственных разветвлений. Одно лишь системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели политической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования выборов в парламент.
Политология, как и любая наука,
выполняет ряд функций в
Во-первых, это гносеологическая, познавательная
функция, суть которой состоит в наиболее
полном и конкретном познании политической
реальности, раскрытии присущих ей объективных
связей, основных тенденций и противоречий.
Во-вторых, политология, изучая объективные
закономерности, тенденции и противоречия
политической системы, проблемы, связанные
с преобразованием политической действительности,
анализируя пути и средства целенаправленного
воздействия на политические процессы,
выполняет функцию рационализации политической
жизни. Она обосновывает необходимость
создания одних и ликвидации других политических
институтов, разрабатывает оптимальные
модели и политические структуры управления,
прогнозирует развитие политических процессов.
Тем самым политология создает теоретическую
основу политического строительства,
политических реформ.
В-третьих, политология выполняет функцию
политической социализации, формирования
гражданственности, политической культуры
населения. Знание научных основ политики
позволяет правильно оценить соотношение
общечеловеческих, государственных, групповых
и личных интересов, выработать отношение
к существующим политическим структурам,
партиям, определенную линию политического
поведения.
В-четвертых, это прогностическая функция.
Политология способна дать: 1) долговременный
прогноз о диапазоне возможностей политического
развития той или иной страны на данном
историческом этапе; 2) представить альтернативные
сценарии будущих процессов, связанных
с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного
политического действия; 3) рассчитать
вероятностные потери по каждому из альтернативных
вариантов, включая побочные эффекты.
Но наиболее часто политологи дают кратковременные
прогнозы развития политической ситуации
в стране или регионе, перспектив и возможностей
тех или иных политических лидеров, партий
и т.д.
Разумеется, между этими функциями существует
тесная взаимосвязь. Понятно, что спою
социальную роль политология может выполнять
на основе определенной совокупности
знаний. Причем, чем выше степень познания,
чем конкретнее полученные знания, тем
эффективнее она реализует свои социальные
задачи.
Итак, политология сегодня занимает
важнейшее место в зарубежном
обществознании. Еще в античной общественной
мысли политика, наряду с философией,
была одной из центральных наук.
В «Никомаховой этике» Аристотель именно
ей отводит центральное место в соей всеобъемлющей
по тому времени классификации наук. В
иерархии Аристотеля политика является
важнейшей наукой постольку, поскольку
ее функция связана с основной общественной
целью – согласованием всеобщего блага
с благом отдельных людей посредством
управления человеческим общежитием.
Другие же науки связаны со средством
достижения этой гармонии. Итак, политика
и политическое знание даже ранее прочих
предметов стали объектом интереса мыслителей
прошлого.
Таким образом, изучение содержание политической
науки имеет большое значение в понимании
многих явлений и процессов общественной
жизни.
В данной работе рассмотрены предмет,
объект, методы и функции политологии.
1.Политология: курс лекций / Под ред.
М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.,
1997. – 383 с.
2.Политология: Учебник для вузов / Под
ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 1999. – 600
с.
3. Современная российская политика: Учебно-методический
комплекс. – 2-е изд. дополн., перераб. Малышев
Ю.А. – Новосибирск: СибАГС, 2002. – 148 с.
4.Политология: Учебник для студентов юридических
и гуманитарных факультетов / Под ред.
Р.Т. Мухаева. – М.: Юристъ, 2001. – 435 с.
5.Политология: Учебник для вузов / Под
ред. В.Н. Шевченко, А.П. Зиновьева. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 321 с.
1 Политология: курс лекций / Под ред.
М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. И доп. М.,
1997. – С.30.
2 Там же.
3 Политология: курс лекций / Под ред.
М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. И доп. М.,
1997. – С.32.
4 Политология: курс лекций / Под ред.
М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. И доп. М.,
1997. – С.34.
5 Политология: Учебник для
6 Политология: Учебник для вузов
/ Под ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 1999.
– С. 7.
7 Там же.
8 Малышев Ю.А. Современная
9 Политология: курс лекций / Под ред.
М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.,
1997. – С. 26.
10 Политология: Учебник для вузов
/ Под ред. В.Н. Шевченко, А.П. Зиновьева.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –
С. 32.
11 Политология: Учебник для