Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:56, контрольная работа
Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества. Массовая политическая грамотность граждан необходима современному обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.
Введение
Политика как общественное явление.
Предмет политологии и ее функции.
Основные методы политических исследований.
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
Институт непрерывного образования
Факультет сокращенной подготовки
На тему: Политология как наука
Вариант 1
Исполнитель: студент 2 курса
группы СЭПБ – 09
Руководитель: Борзихина И.В.
Екатеринбург
2010
ПЛАН
- Введение
- Политика как общественное явление.
- Предмет политологии и ее функции.
- Основные методы политических исследований.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества. Массовая политическая грамотность граждан необходима современному обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.Основанное на общечеловеческих ценностях политическое образование способствует превращению человека из подданного властей в сознательного и полноправного гражданина своего государства, а затем и в (по выражению древнегреческих стоиков) Гражданина мира, что является одним из важнейших показателей цивилизованной личностью.
В работе рассмотрена
политика как общественное явление,
политология как наука, представлены
категории и функции
1.Политика как общественное исследование
Нравится это человеку
или нет, он не может находиться вне
сферы определенного типа политической
системы. Гражданин сталкивается с
политикой в акциях правительства
страны, в муниципалитете, школе, церкви,
деловом предприятии и т.д. Политика
- один из неизбежных фактов человеческой
жизни.
В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ
Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это
цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и"счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-
государство).
Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.
По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой
деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку
целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось
государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу
взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных
интересов. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864 - 1920)
заметить, что политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все
виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной
политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике
профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".
Политика
как сфера деятельности по
руководству обществом
жизнь каждого человека достаточно рано. Однако до тех пор пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек свободен пользоваться им, а в обществе существует "неравное распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.
В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем. Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции. Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм. По своему характеру политическое регулирование означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д.
Политика как сфера общества диалектически взаимосвязана с другими сферами и явлениями общественной жизни.
Политика и экономика
сходны в том, что обе эти сферы
общества являются пространством социальной
коммуникации. Различие заключается
в содержании этой коммуникации: в
политике она осуществляется по поводу
власти и направлена на выражение
социальных интересов и управление
обществом, а в экономике –
по поводу производства, обмена и распределения
материальных благ и направлена на
материальное жизнеобеспечение людей.
Также между политикой и
В целом можно сказать, что характер взаимодействия политики и экономики зависит от исторической стадии социально-экономического развития общества, от политического режима. Если в XIX в., когда в политике участвовали в основном привилегированные слои общества, политику можно было рассматривать как выражение экономических интересов господствующего класса, то в ХХ в. введение всеобщего избирательного права, развитие социал-демократического движения и усиление роли государства в регулировании экономики в развитых индустриальных странах придали экономической политике более социально справедливый характер. Что же касается влияния политического режима на экономику, то для демократии характерны многообразие форм собственности и разумное вмешательство государства в рыночную экономику. Для недемократических же режимов характерно стремление к огосударствлению экономики, управление экономикой административными методами, ее подчинение политическим целям правящей элиты.
Политика и религия подобны прежде всего тем, что они являются формами власти. Политика и религия – это соответственно сфера светской и сфера духовной власти в обществе, которые на протяжении всей истории боролись за влияние на общество и друг на друга.
Рассматривая взаимосвязь между политикой и правом, следует отметить их подобие на основании общей функции – регулирующей. Политика регулирует общественные отношения посредством своих властных полномочий, однако политические решения приобретают обязательность, только облеченные в форму законов и иных актов, принятых государством. С другой стороны, действие правовых норм в обществе может быть гарантировано только государством. Таким образом, регулирующие возможности политики и права оказываются взаимосвязанными и фактически невозможными друг без друга.
Наконец, рассмотрим взаимосвязь
между политикой и моралью. Мораль
и политику можно рассматривать
как различные способы
2. Предмет политологии и ее функции
Политология – это наука
о закономерностях
Важную роль в изучении вопроса о предмете политологии и в интернационализации ее академического признания сыграл известный Международный коллоквиум по вопросам содержания и структуры политической науки, созванный по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 году. Политологи из различных стран договорились о неком едином международном стандарте в понимании объекта, предметного поля и границ политической науки. Согласно этому политология должна включать в себя следующие основные компоненты:
идей;
региональные; законодательные, исполнительные и судебные), их
структуру и функционирование;
объединения, общественное мнение и т.д.;
мировая политика.
Таким образом, политологи, пошли тогда по пути «суммативного описания» предмета и границ политической науки посредством простого перечисления объектов и сфер, которые, по-видимому, она должна исследовать. Этот путь привел со временем к достаточно распространенной точке зрения на «суммативное» определение предмета политической науки, как совокупности политических объектов и соответствующем комплексе знаний, отражающих ситуацию, когда нет одной политической науки, но есть многие политические науки, а поэтому «политология это то, что делают политологи».
Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества и которые можно свести к 6 основным:
1. Познавательная - осуществляется
в ходе познания точного
2. Прогностическая - основана на уже полученных
знаниях о политике, которые позволяют
осуществлять предсказания, строить прогнозы
возможных будущих политических событий,
а также рассчитывать потери альтернативных
вариантов.
3. Практическая - представления о смысле
и возможностях политики влияют на практическое
управление, ход реализации поставленных
в политике целей.
4. Идеологическая - определяет стратегию
политического поведения, служит средством
идейного обоснования важнейших целей
и идеалов политической деятельности.
5. Культурная - эта функция позволяет политологии
обобщить представления людей о средствах
достижения политических целей, формировать
образы, наиболее желаемые состояния,
к которым необходимо стремится.
6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе
реализации этой функции складываются
нужные в обществе предпосылки и навыки
участия граждан в политическом процессе.
Именно она создает теоретическую базу,
обобщает опыт, помогая политической социализации
и формированию политической культуры.