Политология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества. Массовая политическая грамотность граждан необходима современному обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.

Содержание

Введение
Политика как общественное явление.
Предмет политологии и ее функции.
Основные методы политических исследований.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Политология контроьная.docx

— 35.68 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный  экономический университет

 

Институт непрерывного образования

Факультет сокращенной подготовки

Контрольная работа

По дисциплине : политология

На тему: Политология как наука

Вариант 1

 

 

 

 

 

 

             Исполнитель:  студент 2 курса           

группы СЭПБ – 09

Вагин Денис Дмитриевич

Руководитель: Борзихина И.В.

 

 

Екатеринбург

2010

 

 

 

 

 

ПЛАН

  1. Введение
  2. Политика как общественное явление.
  3. Предмет политологии и ее функции.
  4. Основные методы политических исследований.

Заключение

                     Литература

 

 

 

 

 

                ВВЕДЕНИЕ

 

Политическая наука  занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества. Массовая политическая грамотность граждан необходима современному обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.Основанное на общечеловеческих ценностях политическое образование  способствует превращению человека из подданного властей в сознательного  и полноправного гражданина своего государства, а затем и в (по выражению  древнегреческих стоиков) Гражданина мира, что является одним из важнейших  показателей цивилизованной личностью.

В работе рассмотрена  политика как общественное явление, политология как наука, представлены категории и функции политологии, а также основные методы политических исследований.

 

 

 

1.Политика как  общественное исследование

Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне  сферы определенного типа политической системы. Гражданин сталкивается с  политикой в акциях правительства  страны, в муниципалитете, школе, церкви, деловом предприятии и т.д. Политика - один из неизбежных фактов человеческой жизни.  
                                                                                                                            Р.А. Даль

В научный оборот термин  "политика"  ввел  древнегреческий  философ

Аристотель  (384  -  322  до  н.э.).  По  его  определению  политика  -  это

цивилизованная форма  общности, которая служила достижению "общего  блага"  и"счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал  античный  полис  (город-

государство).

        Если  в  политическом  управлении  небольшими  городами-государствами непосредственно  участвовали  все  граждане,   то   в   гигантских   нациях-государствах,  пришедших  на   смену   полисам,   согласование   разнородных интересов различных групп осуществлялось  правящей  элитой  и  опиралось  на искусство достижения и  умелого  использования  государственной  власти.  Не случайно уже в 1515  году  итальянский  общественный  деятель,  политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли  (1469  -1527)  определял  политику  как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти  и полезно использовать  ее...»   Итак,  политика  есть  обращение  с  властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа,  а также от текущих ситуаций.

По  мере  роста  разнообразия  интересов  и  усложнения  форм   человеческой

деятельности содержание политики оказывалось все более  размытым,  поскольку

целеполагающее  и  упорядочивающее   воздействие   уже   не   ограничивалось

государственно  организованной  деятельностью,  но  проникало  и   в   сферу

взаимодействия  свободных  индивидов  по  вопросу  реализации   их   частных

интересов. Это дало повод  немецкому социологу Максу  Веберу  (1864  -  1920)

заметить, что политика "имеет  чрезвычайно широкий  смысл  и  охватывает  все

виды  деятельности  по  самостоятельному  руководству.  Говорят  о  валютной

политике  банков,  о  дисконтной  политике  Имперского  банка,  о   политике

профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике  городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией,  наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".

       Политика  как сфера деятельности по  руководству  обществом  входит  в

жизнь каждого человека достаточно рано. Однако  до  тех  пор  пока  разум  человека  подвержен  ошибочным  суждениям  и  человек  свободен  пользоваться  им,  а   в   обществе   существует   "неравное   распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной  раздоров и  конфликтов.  Согласовывать  несовпадающие   интересы   групп,   отдельных индивидов, обеспечивать  целостность  общества  как  жизнеспособной  системы призвана политика.

       В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем. Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции. Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм. По своему характеру политическое регулирование означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д.

Политика как сфера  общества диалектически взаимосвязана  с другими сферами и явлениями  общественной жизни.

Политика и экономика  сходны в том, что обе эти сферы  общества являются пространством социальной коммуникации. Различие заключается  в содержании этой коммуникации: в  политике она осуществляется по поводу власти и направлена на выражение  социальных интересов и управление обществом, а в экономике –  по поводу производства, обмена и распределения  материальных благ и направлена на материальное жизнеобеспечение людей. Также между политикой и экономикой проводится рыночная аналогия: политика может рассматриваться как своего рода политический рынок, на котором  партии и отдельные политики обменивают свой идейный капитал на места  в структурах государственной власти.

В целом можно сказать, что характер взаимодействия политики и экономики зависит от исторической стадии социально-экономического развития общества, от политического режима. Если в XIX в., когда в политике участвовали в основном привилегированные слои общества, политику можно было рассматривать как выражение экономических интересов господствующего класса, то в ХХ в. введение всеобщего избирательного права, развитие социал-демократического движения и усиление роли государства в регулировании экономики в развитых индустриальных странах придали экономической политике более социально справедливый характер. Что же касается влияния политического режима на экономику, то для демократии характерны многообразие форм собственности и разумное вмешательство государства в рыночную экономику. Для недемократических же режимов характерно стремление к огосударствлению экономики, управление экономикой административными методами, ее подчинение политическим целям правящей элиты.

Политика и религия  подобны прежде всего тем, что  они являются формами власти. Политика и религия – это соответственно сфера светской и сфера духовной власти в обществе, которые на протяжении всей истории боролись за влияние  на общество и друг на друга.

Рассматривая взаимосвязь  между политикой и правом, следует  отметить их подобие на основании  общей функции – регулирующей. Политика регулирует общественные отношения  посредством своих властных полномочий, однако политические решения приобретают  обязательность, только облеченные в  форму законов и иных актов, принятых государством. С другой стороны, действие правовых норм в обществе может быть гарантировано только государством. Таким образом, регулирующие возможности  политики и права оказываются  взаимосвязанными и фактически невозможными друг без друга.

Наконец, рассмотрим взаимосвязь  между политикой и моралью. Мораль и политику можно рассматривать  как различные способы регуляции  поведения людей. Если мораль регулирует поведение человека изнутри путем  соотнесения мотивов его поступков  с общепризнанными нравственными  ценностями (добро, благородство, справедливость и т.д.), то право и политика относятся  к способам внешнего регулирования. Таким образом, политика должна быть сферой моральной ответственности  ее субъектов. «Без союза с моралью  политика лишается компаса, указывающего ей высокие общественные цели и гуманные средства их претворения в жизнь» [Бондарь П.И., Бондарь Ю.П. Политология: : Учеб.-метод. комплекс. Мн., 2003, с. 46]. Политика, использующая безнравственные методы, даже если она ставит высокие цели, никогда не приведет к достойным  результатам.

 

2. Предмет политологии  и ее функции

Политология – это наука  о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных  силах и стимулах, нормах и принципах  политической деятельности.

Важную роль в изучении вопроса о предмете политологии  и в интернационализации ее академического признания сыграл известный Международный  коллоквиум по вопросам содержания и  структуры политической науки, созванный  по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 году. Политологи из различных стран договорились о неком едином международном стандарте в понимании объекта, предметного поля и границ политической науки. Согласно этому политология должна включать в себя следующие основные компоненты:

  1. политическую теорию – теорию политики и историю политических

     идей;

  1. публичные (государственные) институты (центральные, местные и 

региональные; законодательные, исполнительные и судебные), их

     структуру  и функционирование;

  1. политическое участие и давление граждан – партии, групповые

     объединения,  общественное мнение и т.д.;

  1. международные отношения – международные организации и

     мировая политика.

Таким образом, политологи, пошли тогда по пути «суммативного  описания» предмета и границ политической науки посредством простого перечисления объектов и сфер, которые, по-видимому, она должна исследовать. Этот путь привел со временем к достаточно распространенной точке зрения на «суммативное» определение  предмета политической науки, как совокупности политических объектов и соответствующем комплексе знаний, отражающих ситуацию, когда нет одной политической науки, но есть многие политические науки, а поэтому «политология это то, что делают политологи».

Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для  индивида и общества и которые  можно свести к 6 основным:

1. Познавательная - осуществляется  в ходе познания точного образа  политики, выявления основных закономерностей,  тенденций изменения, формирования  представлений о ее основных  компонентах.  
2. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.  
3. Практическая - представления о смысле и возможностях политики влияют на практическое управление, ход реализации поставленных в политике целей.  
4. Идеологическая - определяет стратегию политического поведения, служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности.  
5. Культурная - эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремится.  
6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.

Информация о работе Политология как наука