Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:36, контрольная работа
Как вечно течение времени, так и политические процессы находятся в непрерывном изменении, сложны и трудно предсказуемы. Наука, изучающая политику, сегодня, как никогда, важна и актуальна. Без нее немыслимы социальное управление, перспективы развития. Изучение ее поможет осмыслить пройденные этапы всемирной истории, понять своеобразие трудностей и противоречий, переживаемых современными странами.
Введение……………………………………………………………………..……2
1.Сущность политологии………………………………………………..……….5
2. Предмет политологии, ее структура и методы………………………………7
3. Функции политологии………………………………………………………..13
4. Значение политологии……………..………………………………………... 15
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………..19
Среди частных методов политологии выделяются социологический, сравнительный, статистический, биографический анализ (выборки, анкетирование, опросы, изучение документов, речей), а также политическое прогнозирование и анализ конкретной политической ситуации. В зарубежной политологии применяется бихевиоральный анализ, основанный на изучении поведения человека, его психики, поступков в контексте конкретных политических ситуаций.
Пожалуй, чаще всего политология использует исторический метод - изучение политических явлений и политической мысли в развитии, в сравнении разных исторических эпох, деятелей. Эти и другие методы помогают не только понять политические процессы и действия, но и выбрать правильные научные решения по их реализации.
Синтез науки и практики - это, видно, самое ценное в политологии. Никакая наука не даст правильных рекомендаций, если она не проверяется практикой, не улавливает импульсов и противоречий жизни. Пренебрежение наукой вообще и общественными в частности привело к тяжелому состоянию, к кризису культуры и морали, к дегуманизации общества. Если мы говорим о гуманизации жизни, значит необходимо, чтобы мы достаточно производили одежды, обуви, продуктов питания и других товаров народного потребления. Если мы говорим о гуманизации жизни, значит следует думать о национальном и духовном возрождении всех народов, о возможности общения между людьми, о знании разных идей развития. Бесспорно, мы должны знать гуманистические традиции разных стран и вклад белорусского народа в мировую культуру.
Как и любая наука, политология развивалась и развивается только во взаимодействии с другими науками. Она - плод просвещенных умов разных эпох и народов, ученых разных направлений, от Древнего мира до наших дней. Вначале политическая мысль развивалась в русле философии, правоведения, истории, несколько позже - социологии.
Рассмотрим взаимосвязь политологии с другими родственными общественными науками.
Стартовой площадкой для политологии является философская мысль, служащая извечной цели познания и существования мира, его общественных законов и движущих сил. Философия концентрирует внимание на философских, методологических сторонах политики. Ее главная задача - разработка теории познания политики: соотношение между материальным и духовным, объективным и субъективным, словом, как переплетаются в политике основные философские понятия и категории. Взаимодействие политологии и философии следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, общественная роль философии (философии политики) в развитии политических знаний, а также в использовании философской методологии. Во-вторых, немаловажная роль философской (мировоззренческой) позиции субъекта в его политической деятельности. В мировой и отечественной истории можно назвать сотни примеров, когда деятельность того или иного лидера всецело зависела от его философских взглядов и культуры мышления, от его подходов к мировым проблемам.
Тесно переплетены друг с другом политология и политэкономия. В наше время люди, как никогда, ощущают, что политика сильно влияет (в том числе и негативно) на развитие экономики, на общественную организацию труда.
Политическая наука может многое взять у экономической науки, которая призвана вооружать людей знанием фундаментальных законов производства, распределения, обмена и потребления. Постигая суть этих законов, особенно с учетом радикальных перемен во взглядах на собственность, землю, кооперативную деятельность, политическая экономия сегодня способна послужить мощной опорой и союзником политологии.
Без знания истории страны, ее мыслителей и лидеров трудно понять содержание политологии, своеобразие прошлого и современных политических отношений в мире. По мысли древних, история - это учитель жизни. Русский историк Михаил Погодин справедливо писал: «Время настоящее есть плод прошедшего и семя будущего». История дает людям энтузиазм и помогает убрать препятствия на пути развития. Н.К. Карамзин считал, что история содержит в себе урок и мудрым законодателям, и простым гражданам.
Наиболее органично политология связана с социологией. На стыке этих двух паук возникла научная дисциплина - политическая социология, изучающая систему взаимодействия политики с социальной средой. Политическая социология разрабатывает пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь людей. Она изучает социальную природу власти, общественное мнение, деятельность политических институтов и лидеров.
С давних пор известна взаимосвязь между политикой и политической географией. Макиавелли раскрыл роль географических условий, влияющих на государственную жизнь, благосостояние и нравственный облик народа. По его мнению, люди должны отказаться от мысли найти страну, которая удовлетворяла бы всем требованиям общежития, а трудом и энергией создавать условия, которые не уготовила им природа. У каждой страны есть своеобразие земного пространства, климата и рельефа, флоры и фауны, истории и менталитета. Все это местное, специфическое надо учитывать при выработке своей внутренней и внешней политики. Отрасль знаний о географической обусловленности политических явлений, о связи между землей и политикой в начале века назвали геополитикой. В наши дни она ориентирует политических деятелен на рациональное использование пространств и природных ресурсов, приоритетные источники национального богатства, недопущение конфликтов, попыток передела территорий и границ.
Наука о политике не может обойтись без праксиологии - области социологических исследований, которая изучает индивидуальную и общественную деятельность (в том числе и политическую) с точки зрения выяснения их эффективности. Она поможет выявить субъективные факторы политической деятельности и политических процессов. Интересно вспомнить, что президент Польской академии наук Т. Катарбинский назвал философа А.А. Богданова (уроженца Гродненской губ.) одним из пионеров развиваемого польскими учеными нового научного направления - праксиологии, «общей теории хорошей работы».
Политология имеет дело с живыми людьми, с реальным политическим процессом. Ее задача - изучить не идеал, а реальную практику развития и совершенствования политического управления обществом. Она показывает, какую роль выполняют политические интересы, идеалы и культура в управлении и руководстве, их взаимосвязь с остальными сферами общественной жизнедеятельности - правоведением, логикой, демографией, экологией, социальной психологией.
Большое место в политологии отводится изучению теории и практики политики, места человека в политическом развитии, соотношению эволюции и революции, а также реализации политических прав граждан, их участию в управлении делами общества и государства.
Политика выступает как призвание, служение отечеству, она сделала особо привлекательной и сравнительно новую для нас научную и педагогическую профессию политолога.
3. Функции политологии
Определить функции политологии - значит яснее понять ту роль, которую она выполняет в обществе, увидеть ее взаимосвязь с постоянно изменяющимися потребностями социально-политического развития.
Каковы же основные функции политологии?
1. Информационно-познавательная. Изучающий политологию получает новую для себя социальную информацию, объясняющую сущность познаваемых проблем, познает теорию и практику мирового общественного развития, роль государства, политическую систему общества, партий, учится искусству анализа и т.д. Нас будет интересовать, что представляет собой ныне и как будет изменяться наше государство, какова роль власти, лидеров в его стагнации (застое) или нормальном развитии.
2. Мировоззренческая, или идейно-воспитательная. Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, раскрывает их сущность, учит с научных или классовых позиций оценивать общественные явления. Эта функция помогает определять и отстаивать политический идеал и нравственные ценности общества, сопоставлять достижения разных форм человеческого общежития в прошлом и настоящем, добиваться всеобщего прогресса. Обращаясь к молодежи, академик О.Ю. Шмидт писал: «Никакой прогресс невозможен в науке и в просвещении без прогресса политического». Политология учит объективно-историческому мышлению, умению отличить истину от заблуждений, закономерность от случайности, политику от лжеполитики, верную мысль от популизма. Знания о политике, хотим мы этого или нет, оказывают позитивное или иное воспитательное воздействие на человека, на его отношение к справедливости и несправедливости, добру и злу и т.д. Любое политическое знание выполняет мировоззренческую функцию и как метод решения определенного типа проблем выполняет функцию методологическую.
3. Прогностическая. Политическая теория не только решает задачи сегодняшнего дня, но и стремится заглянуть в будущее, опередить практику. Научившись объективному анализу политического процесса, мы можем предвидеть ход событий, исход замыслов и решений. Такой анализ возможен только на основе достоверной и полной информации. Научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей и гипотез - одна из важнейших и актуальных задач нашей науки. Политики, не способные прогнозировать, обречены на неудачи. Ныне особенно остро встал вопрос о научном прогнозировании, о рациональном соотношении фундаментальных и прикладных исследований, накоплении нового социологического материала, о честности в сфере политики. Политология должна быть свободной от приспособленчества и конъюнктуры.
4. Регулятивная, или прагматическая. Политология немыслима в отрыве от реальной жизни, от политической деятельности, от регулирования политических отношений. Она помогает оценить политическую действительность, реакцию деятелей на злободневные вопросы, что и как делать, чтобы политические меры способствовали стабильному развитию общества и взаимопониманию между людьми. Без правильного анализа реальности невозможен правильный диагноз, а без верного диагноза невозможны единственно правильные действия. Общество вправе ожидать от политики обоснованных действий, рекомендаций, программ, которые выражаются в полезности, фактической судьбе человека.
4. Значение политологии
Значение политологии связано с регулированием, изменением, перестройкой практических политических отношений людей. На первый план выходят конкретная полезность познания, его практический результат, технологическая применимость, иначе говоря, прагматическое значение. Сюда относится знание принципов, путей и механизмов целесообразного изменения политики, с одной стороны, и технологии практического использования политической теории - с другой.
Политология рассматривает отношения человека к политическим интересам и целям общества, к государственной власти, которые выражаются в политических нормах, решениях и рекомендациях. Поскольку данная наука исследует политические ценности, в структуру своего познания она включает оценку не только разных идей и практических результатов, по и политической жизни людей, их включенности (или невключенности) в политический процесс, оценку политических деятелей. В нашей науке нельзя обходиться без осмысления того, что представляли собой вклады Н. Макиавелли, Т. Мора, А.И. Герцена, М.М. Сперанского, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, И.В. Сталина, У. Черчиля, Ф. Рузвельта, П.М. Машерова и др.
Нельзя представить себе подготовку специалистов любого профиля, не владеющего основами политической науки, па которые опирается поиск наиболее оптимальных форм управления общественными процессами, международными делами, формированием политической культуры.
Разумеется, ни одна наука не может дать готового ответа на все возникающие теоретические и практические вопросы. Она требует постоянного поиска, открытий, исследований и способна предсказать и определить устойчивые тенденции, вызывающие более или менее заранее известный результат. Сказанное относится и к политологии.
В конце XX в. возникла проблема соотношения общечеловеческого и национального, которая породила немало конфликтов и требует всестороннего межгосударственного осмысления. Особенно интенсивно обсуждаются такие проблемы, как соотношение вечного и нового, веры и пауки, природы и общества, либеральных и социалистических ценностей и т.п. Чтобы не сбиться с магистрального пути, не потерять перспективу, мы должны строить общество, максимально открытое для завоевания мировой цивилизации, полнее использовать все цепное, что выработало человечество, не только в передовой технологии, по и в области общественной жизни, культуры, нравственности.
Рассматривая политику как исторический процесс, немыслимый без знаний и творчества, нам хотелось бы, чтобы человек с юных лет учился понимать и анализировать разные формы общественной жизни, оказывался бы способным воздействовать и на себя, и на собственную историю, учился бы быть политологом-человеком, думающим о судьбах Отечества и всего мира. Здесь полезно сослаться на опыт могилевчанина Николая Константиновича Судзиловского (1850 - 1930). Рыцарь свободы, деятель международного революционного движения, ученый-энциклопедист, 55 лет прожил в эмиграции. Он побывал в Польше, Румынии, Болгарии, Франции, Англии, Японии, Китае, был избран президентом сената Гавайских островов в США (1901). Судзиловский - один из немногих революционеров-белорусов, кто встречался и беседовал с К.Марксом, Ф.Энгельсом, Сун Ят-Сеном, Христо Ботевым и др. Он многое повидал, изучил, поэтому его политические мысли, несомненно, интересны и поучительны. Его, пожалуй, можно назвать одним из первых наших земляков-политологов. Н.К. Судзиловский - автор социологической статьи «Народ и студенчество», изданной в 1875 г. в Лондоне, и книги «На политические темы», выпущенной в 1907 г. в Нагасаки. В своей книге он, в частности, писал: «Истинно образованные люди с действительно широким горизонтом сознают ничтожество своих познаний. Сократы древние и нынешние откровенно признаются, что «знают лишь то, что ничего не знают». Благодаря этому, действительно ученые и образованные люди не берутся управлять другими, находят это слишком сложною, невозможною задачей. Они думают, что всякий должен управлять самим собой, относя эту аксиому как к отдельным людям, так и к целым народам. В этом есть альфа и омега демократии».