Политология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:07, реферат

Описание работы

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества. Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н. э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ РЕФЕРАТ.docx

— 34.29 Кб (Скачать)

Введение

Политическая  наука занимает видное место в  ряду других общественных наук. Ее высокая  значимость определяется важной ролью  политики в жизни общества. Элементы политических знаний зародились еще  в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов  в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н. э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.  
Наиболее глубокое в Древнем мире теоретическое понимание политики принадлежит греческим философам и политологам. Само слово «политика» древнегреческого происхождения («полис» - город, государство). Греческий ученый Платон (IV в. до н. э.) в своем труде «Государство» предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Его ученик Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий - государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200-120 до н. э.) выдвинул идею разделения властей - власти царя, власти народа и власти старейшин.Деятель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач.В XVII веке в политику была привнесена идея «естественных прав»: свобода в убеждениях и действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция «общественного договора» провозглашала первоэлементом всего социального мироздания автономно существующего индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское состояние, ради избежания неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство. Выразителями концепции «естественного права» и «общественного договора» были представители нескольких европейских стран: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ф. Прокопович, Д. Дидро и др.В XIX в. крупный вклад в развитие политической теории внесли представители либеральной политической теории А. Токвиль и Дж. Милль.Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в. в связи с прогрессом социологических знаний. Научному исследованию присущи аргументированность, системность и доказательность. Политическая наука складывалась как относительно самостоятельная область обществознания, призванная всесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне. Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

Научные труды:

· Наиболее древние  из дошедших трудов по политической мысли - «Политика» Аристотеля, «Государство»  Платона, Цицерона

· Средневековье: Аврелий Августин («О граде божьем»), Фома Аквинский

· Возрождение: Макиавелли, «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» - отказ  от взгляда на политику как предмет  божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком  человеческое явление, поэтому книга  Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.

· Новое время: Гоббс, «Левиафан»; труды социалистов-утопистов

· XIX в.: социальные концепции Маркса, Вебера и Спенсера

· ХХ в.: Поппер «Открытое  общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм»); труды Римского клуба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность политологии.

Политология - это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. Объектом изучения политической науки является политика - политические процессы, происходящие в обществе. Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

· История развития политических теорий и учений

· политические институты (партии, движения, государство, политическая система)

· политическая культура, политическое поведение

· политическое сознание, общественная мысль

· международные  отношения

· Сердцем предмета политологии является власть.

Конечно, эти  проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Политология же из учает  их, интегрируя в себе отдельные  аспекты этих дисциплин. 
 
 
 

2.Задачи политологии.

Задачи - формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - это система принципов и приемов с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а так же политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роли политологии (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - повышение социально-экономической эффективности деятельности, а так же снижение политических рисков социально-экономических субъектов. В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного-то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом. 
 

3.Функции политологии:

 
1)Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

2)Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще «политического человека».

3)Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

4)Инструменталистская (или практическая) функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

5)Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

6)Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов. 
 
 
 

4.Методы политологии:

 
 
 
Методы  политологии На  чем акцентируют 
внимание
Как изучают политику  
Институциональный На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных  структур и формальных правил принятия решений  
Исторический На политических явлениях и процессах во времени  и пространстве Анализ изменений  политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего  
Социологический На зависимости  политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы  
Бихевиористский На личностном измерении политики, поведении отдельного человека Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность  измерения его мотивации  
Психологический На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных  психических процессов, влияющих на политическое поведение  
Системный На целостности  политики и характере ее взаимоотношений  с внешней средой Анализ характера  внутренних связей между составляющими  политику элементами  
 
 
 
 
 

5. Актуальность политического знания.

Последнее десятилетие, которое продемонстрировало становление  отечественной политической науки, характеризуется постепенным утверждением демократической государственности. Политический демократизм, в свою очередь, стимулирует развитие теоретического политического знания, способствует повышению культуры политического  дискурса, культуры гражданственности, поднимает роль политического образования. Происходящее переосмысление значения политических факторов в жизни общества делает в настоящее время проблему политического знания одной из актуальных философских тем. 
Политическое знание как вид социального знания тождественно с ним своим объектом, в роли которого выступает общество. Вместе с тем политическое знание имеет свой особый предмет. Говоря предельно абстрактно, предметом политического знания является политическое. Политическое - это особая система человеческих связей, духовно и предметно-нацеленных, в которых реализуется общественная природа человека: его связанность с другими людьми, его способность к совместному существованию, его интерес к устроению общей жизни в виде построения социальных форм общежития и поддержания его социальных норм. Политическое обладает исключительной важностью для человека, поскольку только оно является единственным реальным гарантом сохранения человеком себя как социального существа. Поэтому будет правильным считать, что именно к политической сфере, а не к религии, морали и даже не к экономической деятельности обращается человек, когда желает определить себя как субъекта деятельности, уточнить свой реальный статус в обществе, добиться официального признания себя и своих заслуг.Своевременность изучения членами общества политического знания как самостоятельного феномена, на мой взгляд, определяется и явлениями, которые связаны с кризисом позитивистской политической науки

Запада и стремлениями отечественных политологов и  философов избежать повторения этого  этапа развития политического знания.Также  теоретически актуальными становится в настоящее время и осознание  того, что многие проблемы политического  мира обусловливаются состоянием и  уровнем развития политического  знания, которое является не посторонним  компонентом политики, а всегда включено в ткань политической реальности, определяя политическое действие человека и его политическое мироощущение. Поскольку политика все больше становиться  силой, способной осуществить согласование разнообразных и противоречивых устремлений людей, внести единство в плюрализм целей и задач, объединить в единое целое различные  подсистемы социального организма, постольку особое значение в созидании  интеллектуальных основ политического  консенсуса приобретает политическое знание. Именно развитие политического  знания, утверждение культуры политических дискуссий и дебатов, неустанный поиск нравственных оснований политики, а не политические битвы и схватки, революционные потрясения и государственные  перевороты, как мне кажется, становятся знаком современного человеческого  существования.Человек как существо политическое начинает вновь обретать свою истинную природу, состоящую не в деструктивной силе разъединения и самоутверждения, а в сопричастности и соучастии каждого в судьбе каждого. Поэтому сегодня нам  нужно обратить свой взор на политическое знание и политический разум, на его  созидательную и мироустроительную  способность, его творческий потенциал, его устремленность в будущее  и перспективную нацеленность.Особое значение изучение политического знания приобретает в современных российских условиях. Ведь ни для кого из нас  не является секретом тот факт, что  уже сегодня современная история  России может быть расценена как  один из самых драматических периодов ее развития, сравнимых с наиболее крутыми переходными эпохами. Содержание ее и смысл будут предметом  пристального внимания и острых дискуссий  многих поколений исследователей. Время высветит еще новые, ныне потаенные, оттенки, тенденции, сущностные характеристики современных нам событий, расширит возможности более глубокого и всестороннего понимания исторической эпохи, в которой мы, ее современники, являемся действующими, а посему заинтересованными в том или ином повороте событий, лицами. Поэтому с задачами совершенствования политического знания в настоящее время связаны демократические ожидания граждан России, их надежды на творческое развитие политического разума, на возможности политического диалога между политиками в целях избежания новых глубинных потрясений.Политическое знание, которое в отличие от других форм социальной действительности, сконцентрировано не столько на познании сложившихся форм социального бытия, сколько на поиске образа будущего, на разработке стратегии возможного общественного движения; политическое знание, на которое возлагаются надежды ученых и политиков в деле стабилизации политического развития и снятии политических и социальных конфликтов, должно быть осмысленно философией и стать объектом исследования его гносеологического статуса.Я считаю, что в этой связи очень важными и чрезвычайно актуальными становятся исследования проблемы самобытности политического знания, его содержательных и функциональных возможностей и границ. Они доказывают автономность политического знания и показывают, что являясь элементом политического и в то же время фактором, творчески преображающим политику, конструирующим политическую реальность, политическое знание уникально и своеобразно не сводимо ни к одному из имеющихся в человеческом арсенале гносеологических продуктов.Политическое знание как продукт политического познания и инструмент политики вызывало интерес философии с ранних этапов ее становления, однако его изучение, как правило, оставалось на периферии философских трудов, осуществляясь в контексте общефилософского осмысления политических явлений.

Марксизм Х1Х  века сознательно выдвинул политические вопросы на передний план социально-философского исследования, подчиняя социальную философию  задачам изучения сущности политики и ее роли в процессе естественно-исторического  развития общества, придавая большое  значение осмыслению политической идеологии, политического сознания.В послеоктябрьской России не были сформированы ни традиции политической философии, ни политической науки как автономной научной  дисциплины. Долгие годы отмечалось высокомерное пренебрежение к субъективному  анализу политических реалий и проведению конкретных политологических исследований, т.к. на первом плане находился идеологический компонент политического знания. Исследования политики в советский  период проводилось в основном в  пределах исторического материализма как социальной философии марксизма  и научного коммунизма (начиная с 60-х годов) как его политической теории. Постепенно политика стала  объектом комплексного исследования различных  социальных наук. К ее изучению подключилась юриспруденция, история, социология, соц. психология. Однако власти, контролировавшие идеологическую ситуацию в стране, продолжали относиться с большим  подозрением к возможности признания  за комплексными политическими исследованиями статуса самостоятельной науки. Но исследовательское любопытство  заставило советских ученых сбросить "покрывало неведения" с политической науки. Это впервые предприняли  Ф.М.Бурлацкий, А.В.Дмитриев, А.А.Галкин, Г.Х.Шахназаров и др.В советские  годы появились значимые философские  работы о политике, ее сущности, ее субъективной стороне, методологии исследования политических явлений, поэтому нельзя сказать, что изучение проблем политики было только схоластическим и проводилось  в жестких пределах, определяемых партийно-идеологическими установками. Политические исследования в 70-е - 80-е  годы были плодотворными и накопили серьезный фактический материал в изучении политической действительности, политического сознания.Теоретиками  политики было привлечено внимание к  вопросу о сущности политики, политической власти и природе политических отношений (Н.И.Азаров, А.П.Бутенко, А.А.Галкин, Д.А.Керимов, В.Е.Чиркин и др.). В этот период политика рассматривалась через призму отношений власти и ее деятельности, и центральными категориями политического анализа были "политическая система", "политические отношения", "политическая организация". Категория "политическое" еще не была в центре внимания российских исследователей.К концу 80-х годов произошло полное раскрепощение формирующейся политической науки, вышедшей из-под партийно-идеологического диктата, возник своеобразный политологический бум в области и теоретического осмысления политики, и в сфере начавшихся конкретных политологических исследований.

Информация о работе Политология как наука