Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:38, реферат
Целью данной работы является рассмотрение предмета политологии как науки.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть общие принципы существования политологии как науки;
- рассмотреть вопросы, связанные с определением предмета политологии.
Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – политология.
Важную
роль в изучении вопроса о предмете
политологии и в
1)
политическую теорию – теорию
политики и историю
2)
публичные (государственные)
3)
политическое участие и
4)
международные отношения –
Таким образом, политологи, пошли тогда по пути «суммативного описания» предмета и границ политической науки посредством простого перечисления объектов и сфер, которые, по-видимому, она должна исследовать. Этот путь привел со временем к достаточно распространенной точке зрения на «суммативное» определение предмета политической науки, как совокупности политических объектов и соответствующем комплексе знаний, отражающих ситуацию, когда нет одной политической науки, но есть многие политические науки, а поэтому «политология это то, что делают политологи».
Что из себя представляет
В наши дни она находится в состоянии рефлексии. То есть политология находится в поиске себя, пытается осознать накопленные за столетия знания. Однако развитие политической науки было связано со следованием той или иной парадигме. Сегодня же все прошлые политические парадигмы исчерпали себя, а на смену им не пришло новой.
Данная проблема была поднята
известным российским
В современной политологии
Матвейчев высказывают интересную мысль, что «идущую "войну всех против всех" может закончить только мир. А миры подготавливают поэты и мыслители. Ни политика, ни экономика, ни наука и техника не способны спасти мир, катящийся в пропасть»14.
Должны прийти новые «поэты»,
которые разрушат мёртвый
Только так возможно
Формальное начало политологии как самостоятельной науки — образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии. Другая точка зрения — курс лекций по политической теории, прочитанный в Колумбийском университете в 1857 г. Френсисом Лейбером. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО создается международная ассоциация политической науки.
В России современный облик политические исследования приобретают в конце XIX — начале XX в. Крупные исследователи — М.М.Ковалевский, Б.Н.Чичерин, И.И.Новгородцев, М.Я.Острогорский, марксистские теоретики Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. Подробный материал по данному вопросу изложен в теме «История политических учений».
Изучение политических проблем в советский период велось в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права.
Самостоятельной политической науки не было, но работы в области политических наук можно найти практически во всех смежных гуманитарных дисциплинах.
Первая докторская степень по политической науке была присуждена в июне 1991 г. в Москве. С этого момента было защищено более 1300 кандидатских и 250 докторских диссертаций.
В России на настоящий момент существует более 280 кафедр политологии, где работает более 3000 преподавателей.
Происходит также становление новой профессии в прикладной политологии — профессии политических технологов, спрос на услуги которых постоянно растет, так как в стране по крайней мере один раз в 4 года проводятся выборы в органы власти разного уровня, в которых участвует по разным оценкам от 17000 до 200000 специалистов. По неофициальным данным объем рынка услуг оценивается порядка 1 млрд. долларов США.
Формирование в современной России гражданского общества, развитие демократии требуют глубоких политологических знаний людей. Демократический строй не может утверждаться и быть эффективным без соответствующей политической культуры населения.
Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а приобретается в ходе систематического овладения соответствующими знаниями и опыта.
Введенная в вузах России в конце 80-х — начале 90-х гг. учебная дисциплина «Политология» предполагает следующие требования в области политических знаний для выпускников высших учебных заведений:
—иметь представления о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России (и ее регионах), ее месте и статусе в современном политическом мире, понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;
—знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксеологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
—знать
права и свободы человека и гражданина,
уметь их реализовывать в различных сферах
жизнедеятельности.