Политология, как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Политика – это наука государственного управления, которая охватывает все, что связано с функционированием государственной власти.
Цель курсовой работы: изучить основные признаки политологии как науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ПОЛИТОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ И МЕТОДЫ……………5

1.1. Политика и политология…………………………………………………..5

1.2. Система категорий политологии………………………………………….9

1.3. Методы исследования в политологии…………………………………..11

2. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ. ПОЛИТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК……………………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Политология как наука.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      При анализе политических явлений и процессов используются также категории наук, находящихся на «стыке» с политологией (политическая социология, теории международной политики, теории государства и права, политическая психология, политическая философия). Речь идет о таких категориях, как правовое государство, гражданское общество, социальные слои и группы, частная собственность, общественное мнение, абсолютизм, революция и др. 

1.3. Методы исследования в политологии

      В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания» т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике.6 Методы политологии сложились постепенно. Существует определенная периодизация хода их исторического развития:

      1. Классический период до XIX века, связан  с логико-философским и морально-этическим  подходом в методологии. 

      2. XIX-нач. XX вв. Институциональный период, на передовые позиции выходят  историко-сравнительный и институциональный методы.

      3. Бихеовиористский период – на первое место выходит количественный метод

      4. Постбихеовиористский период – характеризуется сочетанием традиционных и новых методов. Однако споры о приоритетных подходах продолжаются.

      На  сегодняшний день выделяют следующие политические методы:

      1. Нормативно-ценностный подход предполагает  выяснение значения политических  явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения  общего блага, справедливости, свободы,  уважения человеческого достоинства  и других ценностей. Этот подход ориентируется на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

      2. В отличие от нормативного  функциональный подход требует  изучения зависимости между политическими  явлениями, обнаруживающимися в  опыте, например: взаимосвязи уровней экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п.

      3. Структурно-функциональный анализ  предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.

      4. Институциональный метод делает акцент на функциях и деятельности политических институтов (государства, политических партий, движений).

      5. Антропологический подход истоки  политики видит в коллективной  сущности человека. Этот подход  требует изучения политики как  обусловленной не социальными факторами, а родовыми чертами человеческой природы, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.).

      6. Психологический подход также  требует исходить в политических исследованиях из реальной природы человека, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Психологический метод ориентирован на изучение объективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

      7. Исторический подход обращает  внимание на политические явления  во времени и пространстве: как  происходит изменение политических  институтов. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, исследования связи прошлого, настоящего и будущего.

      8. Социологический метод предполагает  выяснение зависимости политики  от общества, выявление социальной  обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

      9. Бихевиористский метод акцентирует  внимание на поведении человека  в сфере политики. Кредо бихевиоризма: политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (вербальное, словесное и практическое, осознанное и мотивируемое подсознанием) политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.

      10. Системный метод делает акцент  на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как единого сложно устроенного организма, как саморегулирующегося механизма, который находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет, по Д. Истону, две важнейшие функции:

  • распределение ценностей и ресурсов;
  • обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.

      11. Динамическую картину политики формирует деятельностный подход. Он рассматривает ее как специфический вид общественной деятельности, как процесс принятия политических решений и мобилизации ресурсов на их осуществление, организации масс; как регулирование деятельности, учет и контроль за реализацией целей, анализ полученных результатов и постановку новых целей и задач.

      Деятельностный  подход служит методологической базой  теории политических решений. Рассматриваемая  под этим углом зрения политика выступает  как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельностного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом.

      12. Своеобразным развитием и конкретизацией  деятельностного метода является критически-диалектический метод. Он ориентирован на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движущей силы любых политических изменений.

      13. Сравнительный (компаративистский)  подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например политических систем, партий, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д., с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения практических задач.

      14. Субстанциональный («субстанция» – первооснова, материя), или онтологический, подход требует выявления или исследования первоосновы, составляющей специфическую качественную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношения господства и подчинения в их многообразных проявлениях или деление общества на «друзей» и «врагов» (К. Шмитт). Поэтому не случайно, что среди огромного количества определений политики явно доминируют ее характеристики через власть и господство.7

      Использование всех названных и других методов  позволяет дать разнообразные всесторонние характеристики политической реальности.

      Таблица 1.

Сравнительная характеристика фундаментальных и прикладных политологических исследований

  Фундаментальные

исследования

Прикладные  исследования
1. Цель  исследования Познавательная (познание механизмов, закономерностей) Преобразовательная (использование опознанных механизмов)
2. Роль  субъекта исследования Объективированная (отстраненно-нейтральная) Субъективированная (активно-заинтересованная)
3. Связь  с практикой Опосредованная Непосредственная
4. Взаимосвязь  теоретического и эмпирического уровней познавательного цикла От сбора  и описания эмпирически-конкретных данных к абстрактно-теоретическим моделям От абстрактно-теоретических  моделей к конкретному их синтезу  в практических технологиях
 

 

2. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ.  ПОЛИТОЛОГИЯ В  СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ  НАУК. 

      Социальная  роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.

      Методологическая  функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.8

      Познавательная  функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

      Объективный анализ политической действительности является необходимым условием для  выработки научно обоснованной политики. Политология не только отражает политическую реальность, но и способна служить  мощным инструментом воздействия на нее. Отсюда следующая функция политологии – инструментальная, или регулятивная – связана, прежде всего, с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность. Политическая наука дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами. К сожалению, на практике политологические знания и рекомендации политической науки не всегда бывают востребованы обществом, органами власти и управления.

      Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции общественно-политического развития. Прогнозирование – одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки. В последнее время возможности прогнозирования несколько расширились благодаря использованию новейших научных достижений, вычислительной техники, современных методик и т.д.

      Идейно-воспитательная, мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

      Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Тем более актуальна эта задача для Беларуси и других посттоталитарных стран.

Информация о работе Политология, как наука