Политология -история развития политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:05, доклад

Описание работы

Развитие политической мысли Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Политология -история развития политической мысли

а). Развитие политической мысли Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности. Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 – 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов. В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название “легизм”. Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

б). Политические учения античного века( Древней Греции и Древнего Рима).Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть. Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 – 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 – 347 гг. до нашей эры.) – политические идеи его изложены в диалоге “Государство”; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до нашей эры). Двухтысячелетняя история Древнего Рима – это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания. Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры – 65 г. – философ-стоик и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 – ок.140), Марк Аврелий (121 – 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой “Жизнь двенадцати царей” положил начало традиции политических портретов. Характерные черты политических учений этого этапа: • постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; • обособление их как относительно самостоятельной части философии; • анализ устройства государства, классификация его форм; • поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления. Политические идеи Платона: • государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку; • залог стабильности государства – разделение труда по склонности души; • управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии; • сословие стражей должно защищать государство; • землевладельцы и ремесленники – третье сословие – должны добросовестно трудиться на благо государства; • переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству. Аристотель, ученик и критик Платона: • выдвинул предположение о естественном происхождении государства; • назвал человека политическим существом; • классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих; • выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; • залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан; • высказывал идею верховенства закона. Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима. Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 – 430) пишет трактат “О граде Божием”, который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену “граду земному” придет “град Божий”, где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

в). Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами: • создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий; • распад их на раздробленные политические образования; • расцвет сословно-представительных монархий. Особенности политических учений этого этапа: • безраздельное господство католической церкви в духовной жизни; • политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов; • социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей; • обоснование теологической теории политической власти. Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 – 1274) в своем трактате “О правлении государей” пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок – от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

г) Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи: • освобождение политической науки от теологии; • развитие гуманистических начал в политической теории; • анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни. Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 – 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга “Государь”, в которой Макиавелли: • дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; • впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; • считал, что народ не играет никакой роли в государстве; • подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; • утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы. Родоначальниками социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 – 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности. Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти. На рубеже 17 – 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле “царства разума” путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В политической мысли это отразилось в виде концепций “просвещенного абсолютизма”. Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии. Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича “Политика”. Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 – 1750).

д). Политические учения Нового века. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в. Характерные черты политической мысли Нового времени: • формирование либеральной политической идеологии; • обоснование необходимости разделения властей; • анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; • формирование концепции прав человека и гражданина. Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 – 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма – граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 – 1825), Роберт Оуэн (1771 – 1858), Шарль Фурье (1772 – 1837). В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778), который: • утверждал, что главное зло – частная собственность; • первым разграничил государство и гражданское общество; • доказывал необходимость прямого народного правления. Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 – 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 – 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 – 1882) и др. В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 – 1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – теоретики коммунистического общества. В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.

1. Англо-американская  – разрабатывает проблемы политической  модернизации, стабильности, политических  конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф). 2. Французская – занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон). 3. Немецкая – занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер). 4. Польская – проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка). Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 – 1978). Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – основоположник психоаналитического подхода в политической жизни. Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 – 1923), Г. Моска (1838 – 1941), Р. Михельса (1878 – 1936). Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.

е). Развитие и становление -политической мысли в России Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла следующие этапы : • этап. 11 – 17 вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре. • этап. Конец 17 – первая четверть 19 в. • этап. Вторая четверть 19 в. – октябрь 1917 г. • этап. Октябрь 1917 г. – начало 90-х гг., коммунистический. Характерные черты российской политической мысли: • преобладание крайностей радикализма и консерватизма; • односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма; • тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций; • своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов; • чрезмерная идеализация и мифизация прошлого – консерваторами, будущего – радикалами; • недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.

1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде “Слово о Законе и Благодати” он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством. Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), “Повесть временных лет” (1113 г.). Главной идеей политической мысли Руси 15-го века – величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории “Москва – третий Рим”, разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в. По этой теории история человечества представляется как история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными – турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва – третий Рим, “а четвертому не быти”.

2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В. Н. Татищев (1686 – 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов. Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 – 1726). В эпоху “просвещенного абсолютизма”, связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли: • идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии; • политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права. Наиболее видным идеологом родовой аристократии был князь М. М. Щербатов (1733 – 1790), доказывавший “химерность” равенства и новаций. Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин. Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 – 1802).

3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа: • обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; • критика деспотизма в организации государственной власти; • необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; • поиск путей развития (самобытный и общеевропейский). Важнейшими представителями идеологии либерализма в первой половине 19-го века стали Н. С. Мордвинов (1754 – 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 – 1839). Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев (1795 – 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 – 1826). Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей: • критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя; • ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа; • огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение. Виднейшие представители российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 – 1870), В. Г. Белинский (1811 – 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) Идеи революционных демократов продолжили народники М. А. Бакунин (1814 – 1876), П. Л. Лавров (1828 – 1900), П. Н. Ткачев (1844 – 1885), Г. В. Плеханов (1856 – 1918).

4 этап – коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении – марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) – КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер. С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли.

Информация о работе Политология -история развития политической мысли