Политология и этапы её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:45, реферат

Описание работы

Основные этапы в истории развития политологии
Античные истоки политической науки
Политическая мысль Средневековья
Формирование основ политической науки в Новое время
Становление основ политологии в России
Формирование теоретических основ политологии
Политология после второй мировой войны
Восстановление политологии в России
Роль и значения политологии в обществе

Работа содержит 1 файл

Политология и ключевые этапы ее развития.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Политическая  наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная  дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего  интереса людей к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и т.д. Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет.

     Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это  одна из важнейших сфер жизнедеятельности  людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как  социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей.

     Роль  и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей  и радикальной трансформации  подвергаются мировоззренческие установки  и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология.

     Этимологически  термин политология переводится  с древнегреческого на русский язык как наука о политической системе общества.

     Являясь наукой о политике, политология анализирует  в той или иной мере все связанные  с ней процессы и явления, всю  политическую сферу жизни общества [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  этапы в истории  развития политологии
 

     В истории Запада формирование политического  знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего  времени. В целом формирование политического  знания было тесным образом связано  с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы. И в самом деле трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и т.д.

     Можно выделить три крупных этапа в  истории формирования и развития политологии.

     Первый  период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

     Второй  период - с начала Нового времени  до середины ХIХ в. - характеризуется  формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и , соответственно, истоко их научного анализа.

     В третий период, охватывающий 1880-1890-е  гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов. 

     1.1. Античные истоки политической науки 

     Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостно-синкретический характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.

     В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел  на себя не как на специалиста в  какой-либо области знания, а как  на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.

     Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни людей, тем более об отделении государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической т.е. общественной. Иначе говоря речь может идти отнюдь не о политической науке в строгом смысле слова, а о философии или о науке об обществе-государстве в лице полиса, что далеко не однозначно содержанию, которое мы вкладываем в понятие «государство». 

    1. Политическая  мысль Средневековья
 

     В течение всего Средневековья  сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности  некому единому началу. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительным искусством и музыкой, культурное начало пронизывало так же право, хозяйство всю практическую деятельность. В свою очередь сама культура и все сферы общественной жизни были пронизаны политическим или государственным началом. И человек воспринимал свое социальное окружение как нечто целостное.

     Феодальная  система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной  системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках соей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Каждый человек стал зависеть от своего господина, и такое подчинение получило правовое основание. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. Палата лордов и палата общин в Великобритании, генеральные штаты во Франции состояли не из представителей народа, а выражали исключительно интересы отдельных сословий, корпораций, профессий и т.д. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но , по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

     После принятия христианства императором  Византийской империи Константином постепенно христианская теология приобрела  политическое значение. Религия стала стержнем культуры и мировоззрения феодального общества. Политика, право, юриспруденция в руках священнослужителей превратились в прикладные отрасли богословия. Чуть ли не с самого начала акцент был сделан на постулате о божественном происхождении власти и необходимости покорности и недопустимости сопротивления ей. Эта установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную религию. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.

     На  исходе Средневековья постепенно возникла идея о двойной истине - богословской и философской, религиозной и  научной. Постепенно формировалась мысль о необходимости разграничения сфер деятельности церкви и государства. 
 
 

     1.3. Формирование основ  политической науки  в Новое время 

     Качественные  изменения с позиции возникновения  политической науки произошли в  связи с переходом от Средних  веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная с Нового времени можно вести речь о мире политического и гражданском обществе, как о самостоятельных подсистемах человеческого социума

     В контексте данных изменений протекал подспудный процесс диверсификации и возникновения новых научных дисциплин. Уже в середине века право, теология и медицина существовали как самостоятельные дисциплины в университетах. Но философия продолжала охатывать подавляющую часть знаний о природе и обществе. Такой точки зрения продолжали придерживаться и ряд мыслителей Нового времени.

     Вместе  с тем процесс сегментации  единой философии и рождения новых  научных дисциплин приобрел необратимый  характер. К середине ХVIII в. философия  разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

     В ХIХ в. возникло и получило распространение  понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; праа и свободы человека; формы правления и т.д.

     Большой вклад в освобождение политики и  политической мысли от теологии и  церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза. Сильный импульс развитию политической теории, иде конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления, а так же вызреванию предпосылок формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих эти теориям и идеям, был дан эпохой просвещения, а затем Великой французской революцией.

     Во  второй половине ХVIII - начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для  разработки ведущих политических теорий и концепций современности. Так  создавались предпосылки формирования самостоятельной научной дисциплины, призванной профессионально исследовать и анализировать мир политического.

     Процесс вычленения собственно политологии  со своим понятийно-категориальным аппаратом методологическими принципами и системой аргументации протекал в общем контексте развития науки Нового времени. Многие политики нового времени стремились к тому, чтобы свети политику к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов. Постепенно объяснение политических феноменов и процессов в терминах рационализма становится общепринятым в западном обществознании.

     Утверждалось, что в социальных и политических реальностях будут обнаружены законы и закономерности. Создавалась методология  анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, неуклонно возрастал интерес к методам формально-правового анализа, юридической логике и сравнительно-правовому анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.

     ХIХ  век стал в некотором роде веком  не только исторической, но госудорствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права . Наметилась тенденция к политизации и социологизации проблематики государства и права и, соответственно, к пересмотру юридического формализма.

     Сложились такие направления политической и правовой мысли, как теория политического  представительства , юридический позитивизм и социологическая юриспруденция, теория правового государства и сравнительное правоведение . Как бы подытоживая эти тенденции и процессы известный французский историк А. Де Токвиль в середине ХIХ в. пришел к выводу о необходимости создать «новую политическую науку для нового мира». С этого времени начинается период окончательной институализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Информация о работе Политология и этапы её развития