Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:17, реферат
Политическая наука прошла многовековой путь развития. В странах Северной Америки и Западной Европы она уже давно играет ведущую роль в системе обществоведческих наук. К сожалению, в нашей стране лишь в конце 1980-х гг. политология как наука была «узаконена» и как учебный предмет начала преподаваться в советских, а затем российских и украинских аудиториях.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Политология – наука о политике. Предмет, методы и функции политологии……………….4
2 Консерватизм и неоконсерватизм как идеологические течения современности……….……7
3 Словарь политологических терминов……………………………………………………….....11
Заключение………………………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………………………………..19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Политология
– наука о политике. Предмет,
методы и функции политологии……
2 Консерватизм
и неоконсерватизм как
3 Словарь
политологических терминов……………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Политическая наука прошла многовековой путь развития. В странах Северной Америки и Западной Европы она уже давно играет ведущую роль в системе обществоведческих наук. К сожалению, в нашей стране лишь в конце 1980-х гг. политология как наука была «узаконена» и как учебный предмет начала преподаваться в советских, а затем российских и украинских аудиториях.
В
ходе написания данного реферата
будут рассмотрены такие важные
политологические аспекты, как методы
и функции политологии, а также
консерватизм и неоконсерватизм
как идеологические течения современности.
В заключительной части реферата будет
составлен словарь из 100 политологических
терминов.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ
– НАУКА О ПОЛИИТКЕ. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ
И ФУГКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Политология – одна из самых молодых гуманитарных наук, как самостоятельная отрасль знания со своим предметом и методами. Она выделилась из других наук об обществе и человеке лишь в начале XX века, а сформировалась в еще более поздний период – к середине XX века. Однако попытки осознать политику как науку принимались намного раньше.
Политика является объектом исследования различных наук: истории, социологии, теории международных отношений, юриспруденции, философии.
Основным предметом политологии является не просто изучение политики, а, прежде всего, политическая власть, формы и методы ее функционирования и распределения в государственно-организованном обществе, ее отражение в политической системе, политическом сознании, интересах и поведении людей, социально-классовых групп, этнических общностей и их организаций.
Основная проблематика курса «Политология» - это политическая власть, политические институты, государство, гражданское общество, политическая система, политические партии, политическое лидерство, политическая деятельность и политическая культура.
Рассмотрим методы политологии.
Как и всякая конкретная наука, она опирается на три группы методов [3, c. 26]:
- общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод)
-
специальные (политическое
- методы других наук – истории, социологии. (анализ статистических данных, опрос различных групп населения, прямое наблюдение, изучение документов, контент-анализ прессы).
Социологический метод. Как политика зависит от жизни общества. Структурно-функциональный – рассматривает политику как систему, где каждый элемент выполняет свою функцию. Функциональный – зависимость между элементами (политические партии – избирательная система). Системный политика как система связи общества и государства. Антрополгический – политика как результат действий человека. Сравнительный – сравнивает системы, партии, режимы и т д с целью найти лучший. Исторический – изучает развитие политики, для прогнозов и закономерностей. Эмпирический – исследования, опросы, анкеты, статистика.
Место и роль любой науки, в том числе и политологии, определяется выполняемыми ею функциями. Основываясь на сущности и структуре политологии, можно выделить следующие её основные функции.
Функция рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т.д. Политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидацию других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов.
Описательная
функция - констатация политических
проблем и их оценка, признание
некоего положения дел
Разъяснительная функция - заключается в ответе на другие вопросы, в частности, по какой причине данное явление (процесс) вообще имел место; или почему оно обладает именно такими, а не другими признаками.
Прогностическая функция состоит в том, чтобы ответить на вопросы, по какому пути будут развиваться политические процессы, как в будущем будет выглядеть политическая реальность, когда будут иметь место определённые процессы или явления. Это необходимо для выработки механизма рациональной организации политических процессов, особенно таких её разновидностей и форм, как авторитет, влияние, принуждение и др.
Вопросами предвидения будущих событий занимается специальная наука - футурология. Характерной чертой футурологии политики является то, что она составляет среднесрочные прогнозы (около 50 лет). Однако период предвидения здесь слишком велик, чтобы признать достоверным прямое прогнозирование последствий. На современном этапе особо важное значение приобретает краткосрочное прогнозирование последствий политического поведения субъектов в различных регионах страны и проводимых ими политических акций.
Инструментальная
(или прикладная) функция призвана
дать ответы на практические вопросы:
какие предпринять действия или принять
решения, чтобы получить желаемый результат;
что надо сделать, чтобы предвидение проектируемой
действительности осуществилось - или
не осуществилось. Чтобы удовлетворить
это требование, необходимо располагать
достоверной информацией о состоянии
дел и знании средств эффективного воздействия.
Такими знаниями должен обладать каждый
искушённый политик. Эта функция также
обеспечивает изучение и учёт эффективности
предпринимаемых политических решений,
состояние общественного мнения, отношение
общественности к политическим структурам,
институтам и нормам.
2 КОНСЕРВАТИЗМ
И НЕОКОНСЕРВАТИЗМ КАК
Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Консерватизм возник как реакция на Великую Французскую революцию 1789—1794 гг. Потрясенные попытками радикального политического переустройства духовные отцы этого направления – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.
Система
воззрений консерватизма
На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:
1)
признание существования раз
и навсегда установленного
2)
естественное неравенство
3)
в силу природной «греховности»
4)
неверие в силу прогресса,
5)
отношение к конституции как
к проявлению высших принципов,
6)
убежденность в необходимости
правления закона и
7)
понимание гражданского
Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.
В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать «третий» (в отличие от предлагаемых либерализмом и социализмом) путь общественного развития, наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм и другие типы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.
Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.
В
целом неоконсерватизм весьма удачно
приспособил традиционные ценности
консервативного толка к
Информация о работе Политология – наука о политике. Предмет, методы и функции политологии