Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:09, доклад

Описание работы

М .М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г.–академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника.

Работа содержит 1 файл

сперанский.docx

— 19.35 Кб (Скачать)

§ 1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского

М .М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г.–академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был приближен к двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя из которых – государственный секретарь. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству графа А. А. Аракчеева стал губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М . М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.

Умер  Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого  выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: «чиновник огромного  размера».

Политическая  доктрина М. М. Сперанского опирается  на глубокие познания в политических теориях как античных, так и  современных ему европейских  мыслителей. Будучи глубоко религиозным  человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма»  и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию  государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние  века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского»).

В своих  проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной  монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их».

Судебная  власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский  предусмотрел и возможность объединения  усилий различных властей для  согласного их действия в Государственном  совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных  или в отношении частных лиц  между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной  думой. Таким образом, Государственная  дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных  и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве  охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять  государством.

Он полагал, что в преобразованном по его  проектам государстве возможно наилучшим  способом обеспечить права подданных. В духе положений Ш. Монтескье  о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство  политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода  гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного – закон для  всех», а политическую свободу определял  как подчинение всех и каждого  законам, а также предоставление избирательного права.

Под гражданским  рабством он понимал подчинение одного класса («в повинностях личных или  вещественных») другому, а гражданская  свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе.

Анализируя  связи между этими понятиями, Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объем  по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. «Никакая сила в обществе не может  родить в государстве свободы  гражданской, не установив свободы  политической», и напротив, если в  государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство  умирает само собой. «Права гражданские  должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического». Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. «К чему гражданские  законы,– восклицает Сперанский,–  когда скрижали их могут быть разбиты  о камень самовластья!» Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней  разделение властей. Для России настало  время переменить существующее положение  вещей и установить новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что «темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах».

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный  чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуществления  такого проекта Сперанский предложил  и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» (3 апреля 1809 г.) и «Об экзаменах на чин» (6 августа 1809 г.). Этими узаконениями вводились  необходимые условия для занятия  должностей и получения служебных  чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов  на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения  чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало  для дворян невозможно.

На сословный  строй общества Сперанский в целом  не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

В своих  проектах он наделял дворянство всеми  политическими и гражданскими правами  и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские  права, а политические – в зависимости  от размера собственности (т.е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами.

К крепостному  праву Сперанский относился отрицательно. «Крепостничество,– писал он,–  несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры». «Каким образом,– спрашивал он,– ремесла в городах могут совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве?»

Однако  немедленной отмены крепостного  права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся  «к кочевому образу жизни». Он предложил  двухэтапную схему:

вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением  крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику  в адрес реформатора со стороны  дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление  своих земельных прав (не без основания). На него посыпались обвинения в «возжигании бунтов» и даже в «способствовании истребления дворянства». В конечном итоге судьба «великого чиновника» была решена и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

К сожалению, реализации его проектов растянулась  во времени: частично их осуществил его  ученик Александр II (Сперанский читал  цесаревичу Александру Николаевичу  курс политических наук), а ограничение  верховной власти «на непременном  законе» опоздало на сто лет и  было произведено только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г. «Об  усовершенствовании государственного порядка» и Основных законах Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г., но они, к сожалению, уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни, как того хотел великий реформатор.

Информация о работе Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского