Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:25, доклад
Содержанием политико-правовой доктрины является ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине. Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, вопросы об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности; проблемы форм государства, его задачи, методов политической деятельности, связи государства и права, проблема прав личности и др.
Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи. Политические учения раннего классового и рабовладельческого общества опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим.
Содержанием политико-правовой доктрины является ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине. Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, вопросы об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности; проблемы форм государства, его задачи, методов политической деятельности, связи государства и права, проблема прав личности и др.
Программные положения - оценка государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы, присущие каждой политико-правовой доктрине, накладывают отпечаток на направленность содержания ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов или социальных групп, их отношение к государству и праву. Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на социально-классовой основе.
Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззрения эпохи.
Политико-правовые доктрины чаще всего являются результатом индивидуального творчества, но те из них, которые приобретают общественное значение, имеют определенные социальные функции. К функциям политико-правовых доктрин 1)идеологическое самоопределение (самосознание) какой-либо социальной группы по проблемам права, государства, политики, 2)влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику государства и развитие права.
Одним из способов определения социальной сущности и реального содержания политико-правовой доктрины является установление связи ее программных положений с объективными тенденциями исторического процесса, проекция программной части доктрины на реальный исторический процесс.
Для того чтобы определить, чьи
интересы выражены в данном учении,
необходимо исследовать исторические
условия создания этого учения, прежде
всего классовую структуру
Политическая
мысль Египта
Возникновение рабовладельческого государства
— Древнего Египта — относится к IV тысячелетию
до н.э. Государство в Египте сложилось
в форме централизованной монархии —
восточной деспотии, во главе которой
стоял фараон.
В политических учениях рабовладельцев важное
место занимает идея сильной государственной
власти, воплощенной в неограниченной
власти фараона, который уподобляется
Богу. Религия широко используется в политической идеологии для оправдания социального
неравенства. Идеология обоготворения
царя проводится систематически и организованно,
путем различных обрядов, церемоний и
т.п. Уже в мифах и сказках эпохи Древнего
Царства (3000—2400 гг. до н.э.) фараону присваивается
имя «великий Бог», «благой Бог», повествуется
о том, что цари рождаются от брака между
смертной женщиной и Богом солнца. Политико-правовая
идеология развита в политических трактатах в виде «поучений».
Так, в «Поучении Птахотепа» (третье тысячелетие
до н.э.) автор считает, что деление людей
на «высших» и «низших» установлено Богом.
Поэтому Птахотеп считает, что бороться
против социального неравенства бессмысленно.
Главная идея «Поучения» состоит в стремлении
привить покорность и смирение угнетенным,
оправдать перед ними социальное неравенство
и внушить им мысль о вечности и неизменности существующего
рабовладельческого строя, о вечности
господства «высших» над «низшими».
Теми же идеями проникнуто
«Поучение гераклеопольского царя
своему сыну Мери-ка-Ра» (около 210 г. до
н.э.). В «Поучении» отражен рост внутренних
противоречий общества. К началу Среднего
Царства (XXI—XVIII вв. до н.э.) усиливается
расслоение сельских общинников, значительная
часть которых разорялась. Обостряется
борьба и между отдельными группами населения.
В «Поучении» и отражен этот процесс. Царь
учит сына, как управлять государством.
Он призывает: «Скрути толпу и удали пламя,
которое от нее исходит». Автор «Поучения»
призывает подавлять бедняков как врагов
царя: «Не поддерживай человека, который
враждебен, ибо он беден... он враг!». Поучение
советует также возвышать вельмож, видя
в них опору государственной власти. Учитывая
дальнейший процесс расслоения класса
рабовладельцев, автор считает, что царь
должен приближать к себе не только знатных,
но и незнатных богачей для консолидации.
Уже в этот период возникает попытка обосновать
ненависть к другим народам. «Больше чем
отвращение, — говорится в «Поучении»,
— азиат для Египта».
Физический труд считается уделом «низших»,
«проклятьем судьбы». В «поучении» автор
с презрением говорит о положении ремесленников
и крестьян, вынужденных добывать себе
пропитание тяжелым физическим трудом.
Для Древнего Египта
характерен догмат о существовании
потустороннего мира.
В конце Среднего Царства (XVIII в. до н.э.)
происходит народное восстание, в результате
которого были захвачены имущество рабовладельцев
и государственные учреждения. Описание
этого восстания содержится в литературном
памятнике под названием «Речение Ипувера».
Из текста «Речения Ипувера» видно, что
движущими силами восстания были рабы
и свободные бедняки (крестьяне, ремесленники).
Документы, фиксирующие привилегии и права
богачей, уничтожаются. Восставшие бедняки
и рабы «прогоняют царя» и захватывают
государственную власть. Усиливается
разочарование в религии. С ужасом Ипувер
говорит о том, что люди теряют веру в Богов.
Однако, в результате этого восстания
не было проведено каких-либо коренных
преобразований. Рабство продолжало существовать
и после восстания.
Сокрушаясь об утраченных правах рабовладельческой
знати, Ипувер говорит, что «тот, кто не
имел даже временных рабов, стал теперь
собственником наследственных рабов».