Политика как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 06:15, реферат

Описание работы

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

Содержание

Введение
Основные трактовки политики
Происхождение политики и ее сущность
Внутренняя структура политики. Функции политики
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Политика как социальное явление.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Политика и право. Правовая сфера закрепляет в действующем  законодательстве основные принципы политического  господство тех или иных сил. Вместе с тем, правовые нормы сглаживают групповую заостренность политических требований, ибо вынуждены ориентироваться   не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства, предъявляя им общеобязательные требования, независимые от партийных пристрастий и антипатий. Право является той  системой требований к совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование.

Право также регулирует политическое поведение граждан. Оно определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации политическою  режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но и в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона, а закон, в свою очередь, может очень слабо соотноситься с правом. Так, например, в недавнем прошлом право было в нашей стране безгласной служанкой политики, областью жизни, никак не регламентировавшей властный беспредел тоталитарной бюрократии.

Политика и мораль. Практический опыт показывает, что  в политике, как и в любом  другой сфере  общественной жизни, процесс  реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Политика изначально соединяет в себе две различные системы координат в отношениях человека с государственной властью: пользы и нравственности. И если политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, эффективности или неэффективности в достижении целей, то мораль помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений Добра и Зла.

Конечно, моральность  политики - величина относительная. В стабильных демократических режимах мораль является одним из важнейших источников взаимно уважительного диалога правящих групп и общества. В то же время режимы, для которых характерно отсутствие нравственной рефлексии, неизбежно превращают цинизм, вероломство, человеконенавистничество в доминирующие нормы власти и управления, способствуя тем самым возрастанию коррупции, криминализации правления, а в конечном счете - превращению политики в инструмент разжигания ненависти между различными группами населения и дезинтеграции общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма.

Правда, столь же опасен и гиперморализм, вытесняющий критерии политической оценки ситуации абстрактными пожеланиями, наивными предположениями, оторванными от жизни требованиями. Как правило, такая мистификация сознания политических субъектов также неизбежно ведет к доминирующему положению группировок, манипулирующих общественным мнением в угоду своим эгоистическим интересам. Поэтому приверженность людей моральным идеалам в такой ситуации может обернуться глубокой жертвенностью, неоправданными уступками, формой поощрения демагогов.

Вывод: Выдержать необходимый  баланс между политическими и  моральными критериями весьма непросто. И чаще всего это удается людям, имеющим непосредственный опыт разностороннего политического участия с крепкими нравственными устоями. Не обладающие моральными принципами, легко перешагивают через все внутренние ограничения в использовании средств для сохранения и повышения своего властного статуса.

 

Заключение

 

Пока существует политика, разрешать ее противоречивые отношения  с моралью до конца, раз и навсегда, попросту невозможно. В то же время  вполне возможно придать этому конфликту  цивилизованную форму. Прежде всего  это возможно за счет проведения властями гуманно ориентированной политики, исключающей привилегированное положение правящих элит или какой-либо иной социальной (национальной, религиозной) или политической группы, политики, ориентированной на гражданский мир, поиск консенсуса между политическими силами.

В то же время такая  линия должна дополняться соответствующими механизмами отбора правителей и  усиления демократического контроля за их деятельностью со стороны общественного  мнения. При этом и сам человек  должен стараться не перекладывать  груз моральной ответственности за свой политический выбор на ту или иную партию, государство или иных лиц. Только это сделает мораль надежным источником политического развития, а политику - средством укрепления статуса универсальных норм и ценностей морали.

 

Список литературы

 

  1. Бутенко А. П. Наука, политика, власть: проблемы взаимоотношения и соотношения// Социально-гуманитарные знания. 2003. №3.
  2. Васильев В. А. Социальные интересы: единство и многообразие // Соц.-полит. журнал. 1999. № 3.
  3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник. – М.: Юрист, 2008. – С. 8-19, 20-29, 330-369.
  4. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. секретарь Борцов Ю.С., науч. ред. Коротец И.Д. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2007.
  5. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. секретарь Борцов Ю.С., науч. ред. Коротец И.Д. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. – 608 с.

 


Информация о работе Политика как социальное явление