Политика как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие «политика» привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений.

Содержание

1. Понятие и сущность политики…………………………………......3
2.Структура, уровни и функции политики………………………......8
Список использованных источников………………………………..13

Работа содержит 1 файл

политология готово.docx

— 29.91 Кб (Скачать)

Важнейшим элементом структуры  политики является и политическое сознание. В самом общем виде оно характеризует  зависимость политического регулирования  от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстаёт как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов.

Воплощённая (объективированная) часть человеческих замыслов и представлений  существует в формах практической деятельности людей, институтах, механизмах, и процедурах борьбы за власть, даже в архитектуре, государственных учреждений и прочих материализованных формах. В то же время не выявленный мир политического  сознания «живёт» в поле публичной  власти в виде ценностей, идеальных  побуждений, оценок, мотивов поведения  и т.д. С точки зрения зависимости  от политического сознания политика может быть представлена как постоянный переход, преобразование различных способов мышления из духовной формы в материальную, и наоборот.

Ещё одним структурным  элементом выступают политические отношения. Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. В этом смысле политические отношения раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками «игры» за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой. Например, политические процессы могут формироваться в рамках обострённой борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в обществе прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Не случайно Дж.Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров.

Если попытаться перечислить  конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать  политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.п., обычаи и традиции, образцы  поведения, общественное мнение, специфический  политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов  и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты, группировки  и т.д.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня её существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как  целое, публичную принудительную власть, её устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней  занимает центральное место и  характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчинённое значение.

С общегосударственным макроуровнем политики обычно связывают её основные функции в обществе. Они характеризуют  важнейшие направления воздействия  политики на общество. К ним относятся:

- поддержание и укрепление  целостности общества как сложно  дифференцированной социальной  системы, обеспечение общественного  порядка и организованности;

- разработка целей всего  общества и составляющих его  коллективных субъектов, организация  масс и мобилизация ресурсов  на их осуществление;

- авторитарное, обязательное  для всех распределение дефицитных  ценностей и благ;

- предотвращение и регулирование  групповых конфликтов;

- конституирование сложных  социальных субъектов (коммуникационная  функция). Суть этой функции достаточно  полно описывает английский политолог  Р.Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования  общности; определение общих интересов  всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Кроме этих, присущих в большей  или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд  специфических для определённых типов социальных систем функций. Это  – поддержание классового или  социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан  к управлению государственными и  общественными делами; обеспечение  социальной справедливости и общего блага и др.

Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в  системном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г.Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» - воздействия общества на политику – и функции «вывода» - влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» - разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.

Многообразие функций  политики свидетельствует о её глубоком проникновении в общество, распространении  на весьма различные социальные явления.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
  2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2002.
  3. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М., 1995.
  4. Гаджиев К.С. Введение в политологическую науку: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.
  5. Панарин А.С. Политология: Учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 1998.

 


Информация о работе Политика как социальное явление