Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:36, реферат
Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую ее содержание.
Введение
1. Основные трактовки политики.
2. Происхождение политики и ее сущность
3. Внутренняя структура политики. Функции политики.
4. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.
Заключение.
Например,
сегодня в России без помощи Президента
и правительства в принципе невозможно
установить режим хозяйственной
конкуренции, утверждение рыночных
отношений, развитие предпринимательства,
т. е. всего того, что составляет суть
экономической реформы. В то же время
оппозиция также пытается использовать
материальную силу государства, но не
для поощрения, а для воспрепятствования
этим тенденциям, для возврата к
идеалам «плановой экономики». И
от того, удастся ли исполнительной
власти отстоять курс на реформы или
же она не устоит перед натиском
политических оппонентов, и будет
зависеть характер политического воздействия
на экономику.
Следует
помнить, что политика и экономика
связаны не непосредственно, а - опосредствованно
- через социальные отношения. Экономика,
предопределяя материальные устои
жизнедеятельности людей, обуславливает
характер социального расслоения общества.
В зависимости же от экономического
содержания своих социальных интересов
различные группы обращаются к политическим
формам их удовлетворения, побуждая тот
или иной характер деятельности государства.
Форма реакции государства на
социальные требования групп будет,
разумеется, зависеть от конкретно-исторической
ситуации. А следовательно и характер
отношений между экономикой и
политикой тоже будет весьма различным.
Политика
и право. Правовая сфера закрепляет
в действующем законодательстве
основные принципы политического господство
тех или иных сил. Вместе с тем,
правовые нормы сглаживают групповую
заостренность политических требований,
ибо вынуждены ориентироваться
не только на сторонников данной политической
линии, но и на всех граждан государства,
предъявляя им общеобязательные требования,
независимые от партийных пристрастий
и антипатий. Право является той
системой требований к совместному
существованию людей, которая предопределена
самой природой общества и без
которой невозможно его существование.
Право
также регулирует политическое поведение
граждан. Оно определяет границы
и возможности деятельности как
оппозиции, так и правящих структур,
выступая, таким образом, одной из
важных предпосылок легитимизации
политическою режима. Конечно, в конкретных
политических системах отношения между
политикой и правом достаточно противоречивы
и неоднозначны. Не только в тоталитарных
и авторитарных, но и в определенной степени
и в демократических странах политическая
лояльность нередко становится выше закона,
а закон, в свою очередь, может очень слабо
соотноситься с правом. Так, например,
в недавнем прошлом право было в нашей
стране безгласной служанкой политики,
областью жизни, никак не регламентировавшей
властный беспредел тоталитарной бюрократии.
Политика
и мораль. Практический опыт показывает,
что в политике, как и в любом
другой сфере общественной жизни, процесс
реализации интересов изначально связан
с моральным выбором человека.
Политика изначально соединяет в
себе две различные системы
Конечно,
моральность политики - величина относительная.
В стабильных демократических режимах
мораль является одним из важнейших
источников взаимно уважительного
диалога правящих групп и общества.
В то же время режимы, для которых
характерно отсутствие нравственной рефлексии,
неизбежно превращают цинизм, вероломство,
человеконенавистничество в доминирующие
нормы власти и управления, способствуя
тем самым возрастанию
Правда,
столь же опасен и гиперморализм,
вытесняющий критерии политической
оценки ситуации абстрактными пожеланиями,
наивными предположениями, оторванными
от жизни требованиями. Как правило,
такая мистификация сознания политических
субъектов также неизбежно
Вывод: Выдержать
необходимый баланс между политическими
и моральными критериями весьма непросто.
И чаще всего это удается людям,
имеющим непосредственный опыт разностороннего
политического участия с
Заключение
Пока
существует политика, разрешать ее
противоречивые отношения с моралью
до конца, раз и навсегда, попросту
невозможно. В то же время вполне
возможно придать этому конфликту
цивилизованную форму. Прежде всего
это возможно за счет проведения властями
гуманно ориентированной
В
то же время такая линия должна
дополняться соответствующими механизмами
отбора правителей и усиления демократического
контроля за их деятельностью со стороны
общественного мнения. При этом и
сам человек должен стараться
не перекладывать груз моральной
ответственности за свой политический
выбор на ту или иную партию, государство
или иных лиц. Только это сделает
мораль надежным источником политического
развития, а политику - средством
укрепления статуса универсальных
норм и ценностей морали.
Использованная
литератра:
1. Лобанов К.Н.
Политология. Курс лекций.- Белгород,
1997, лекция 7.
2. Пугачев В.П.,
Соловьев А.И. Введение в
Дополнительная
литература
1. Бутенко А.
П. Наука, политика, власть: проблемы
взаимоотношения и соотношения/
2. Вебер М.
Политика как призвание и
3. Васильев В.
А. Социальные интересы: единство
и многообразие // Соц.-полит. журнал.
1999. № 3.
4. Кравченко
И. И. Политика и мораль // Вопросы
философии. 1995. № 3.
5. Краснов Б.
И. Политическое