Политика как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:36, реферат

Описание работы

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую ее содержание.

Содержание

Введение

1. Основные трактовки политики.

2. Происхождение политики и ее сущность

3. Внутренняя структура политики. Функции политики.

4. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

политика как социальное явление..docx

— 27.36 Кб (Скачать)

     Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной  конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время  оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к  идеалам «плановой экономики». И  от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или  же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет  зависеть характер политического воздействия  на экономику. 

     Следует помнить, что политика и экономика  связаны не непосредственно, а - опосредствованно - через социальные отношения. Экономика, предопределяя материальные устои  жизнедеятельности людей, обуславливает  характер социального расслоения общества. В зависимости же от экономического содержания своих социальных интересов  различные группы обращаются к политическим формам их удовлетворения, побуждая тот  или иной характер деятельности государства. Форма реакции государства на социальные требования групп будет, разумеется, зависеть от конкретно-исторической ситуации. А следовательно и характер отношений между экономикой и  политикой тоже будет весьма различным. 

     Политика  и право. Правовая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господство тех или иных сил. Вместе с тем, правовые нормы сглаживают групповую  заостренность политических требований, ибо вынуждены ориентироваться  не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства, предъявляя им общеобязательные требования, независимые от партийных пристрастий  и антипатий. Право является той  системой требований к совместному  существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без  которой невозможно его существование. 

     Право также регулирует политическое поведение  граждан. Оно определяет границы  и возможности деятельности как  оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации  политическою режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но и в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона, а закон, в свою очередь, может очень слабо соотноситься с правом. Так, например, в недавнем прошлом право было в нашей стране безгласной служанкой политики, областью жизни, никак не регламентировавшей властный беспредел тоталитарной бюрократии. 

     Политика  и мораль. Практический опыт показывает, что в политике, как и в любом  другой сфере общественной жизни, процесс  реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Политика изначально соединяет в  себе две различные системы координат  в отношениях человека с государственной  властью: пользы и нравственности. И  если политическое сознание заставляет человека оценивать события и  поступки с точки зрения вреда  или пользы, эффективности или  неэффективности в достижении целей, то мораль помещает эти же вопросы  в плоскость взаимоотношений  Добра и Зла. 

     Конечно, моральность политики - величина относительная. В стабильных демократических режимах  мораль является одним из важнейших  источников взаимно уважительного  диалога правящих групп и общества. В то же время режимы, для которых  характерно отсутствие нравственной рефлексии, неизбежно превращают цинизм, вероломство, человеконенавистничество в доминирующие нормы власти и управления, способствуя  тем самым возрастанию коррупции, криминализации правления, а в конечном счете - превращению политики в инструмент разжигания ненависти между различными группами населения н дезинтеграции  общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма. 

     Правда, столь же опасен и гиперморализм, вытесняющий критерии политической оценки ситуации абстрактными пожеланиями, наивными предположениями, оторванными  от жизни требованиями. Как правило, такая мистификация сознания политических субъектов также неизбежно ведет  к доминирующему положению группировок, манипулирующих общественным мнением  в угоду своим эгоистическим  интересам. Поэтому приверженность людей моральным идеалам в такой ситуации может обернуться глубокой жертвенностью, неоправданными уступками, формой поощрения демагогов. 

Вывод: Выдержать  необходимый баланс между политическими  и моральными критериями весьма непросто. И чаще всего это удается людям, имеющим непосредственный опыт разностороннего  политического участия с крепкими нравственными устоями. Не обладающие моральными принципами, легко перешагивают через все внутренние ограничения  в использовании средств для  сохранения и повышения своего властного  статуса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Пока  существует политика, разрешать ее противоречивые отношения с моралью  до конца, раз и навсегда, попросту невозможно. В то же время вполне возможно придать этому конфликту  цивилизованную форму. Прежде всего  это возможно за счет проведения властями гуманно ориентированной политики, исключающей привилегированное  положение правящих элит или какой-либо иной социальной (национальной, религиозной) или политической группы, политики, ориентированной на гражданский  мир, поиск консенсуса между политическими  силами.

     В то же время такая линия должна дополняться соответствующими механизмами  отбора правителей и усиления демократического контроля за их деятельностью со стороны  общественного мнения. При этом и  сам человек должен стараться  не перекладывать груз моральной  ответственности за свой политический выбор на ту или иную партию, государство  или иных лиц. Только это сделает  мораль надежным источником политического  развития, а политику - средством  укрепления статуса универсальных  норм и ценностей морали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литератра: 

1. Лобанов К.Н.  Политология. Курс лекций.- Белгород, 1997, лекция 7. 

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.- М.,1998, гл.3,4,5. 

Дополнительная  литература 

1. Бутенко А.  П. Наука, политика, власть: проблемы  взаимоотношения и соотношения// Социально-гуманитарные знания. 2003. №3. 

2. Вебер М.  Политика как призвание и профессия  // Избр. произведения. - М., 1990. 

3. Васильев В.  А. Социальные интересы: единство  и многообразие // Соц.-полит. журнал. 1999. № 3. 

4. Кравченко  И. И. Политика и мораль // Вопросы  философии. 1995. № 3. 

5. Краснов Б.  И. Политическое прогнозирование. - М., 1990.

Информация о работе Политика как социальное явление