Политика как профессиональная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Выдающийся политический мыслитель XX в. Макс Вебер отмечал: «Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает». В его понимании «...современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самих высшие позиции».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Легитимность политической власти………………………………………….4

1.1.Традиционная легитимность………………………………………………...6

1.2.Харизматическая легитимность……………………………………………..7

1.3.Легальная или рационально правовая легитимность………………………8

2.Легальность политической власти…………………………………………...10

3.Эффективность политической власти………………………………………..11

4.Соотношение категорий «легитимности» и «эффективности»…………….13

Заключение………………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Реферат по Политологии Женин.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра государственного (конституционного) права 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Политология»

на тему:

«Политика как профессиональная деятельность» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

 студентка  3-го курса, 4-ой группы

 юридического  факультета

 дневного отделения

Сафронова Евгения 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2010  
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Легитимность политической власти………………………………………….4

1.1.Традиционная  легитимность………………………………………………...6

1.2.Харизматическая  легитимность……………………………………………..7

1.3.Легальная  или рационально правовая легитимность………………………8

2.Легальность  политической власти…………………………………………...10

3.Эффективность политической власти………………………………………..11

4.Соотношение  категорий «легитимности» и «эффективности»…………….13

Заключение………………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

Введение.

     Выдающийся  политический мыслитель XX в. Макс Вебер отмечал: «Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает». В его понимании «...современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самих высшие позиции».

     Легитимность  является базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе.

     Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость  данной власти и её носителей. В узком  смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

     Легитимность  может проявляться, например, как  в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и  в борьбе за господство определенных политических сил.

     Понятие легальности же носит юридический характер. Если легитимность это признание власти народом, то легальность это юридическое признание власти.

     Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Понятие «легитимность» часто отождествляют  с понятием «легальность». Этим проблем и посвящен мой реферат. В нем я постараюсь подробно разобрать категории «легитимности» и «легальности» политической власти и сравнить их.

 

     Легитимность  политической власти.

     Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности (лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный). История понятия легитимность восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Легитимность преимущественно трактовалась, как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. Начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти1.

     В научный обиход термин «легитимность» ввел М.Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается  в самооправдании, признании и поддержке. Понятие «легитимность» часто переводится как «законность», что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические характеристики господства власти и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание.

     Легитимность  политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти обставляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель.

     Существенное  значение для укрепления доверия  к власти со стороны народа имеют  такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование  традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.

     С другой стороны, следует отметить, что  существует немало факторов, которые  ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

     Исследователи выделяют несколько источников легитимности.

     1. Участие граждан в управлении, что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектов.

     2. Технократическая легитимность, т.  е. легитимность посредством экономической,  военной, образовательной деятельности власти.

     В этом случае легитимность находится  в прямой зависимости от успехов  такой деятельности. Неудачи ослабляют  легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).

     3. Легитимность через принуждение.  Все направлено — принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила - это последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность

     Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима.

     Основными причинами делегитимизации являются следующие:

     а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;

     б) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;

     в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

     г) нарастание бюрократизации и коррумпированности;

     д) национализм, этнический сепаратизм в  многонациональных государствах, проявляющийся в отвержении федеральной власти;

     е) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

     Максом  Вебером были выделены три следующих  типа легитимности власти.

    Традиционная  легитимность.

    Традиционная  власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений2.

    Традиционная  власть была характерна для древних  восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой  Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она  схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М. Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

    Харизматическая легитимность.

    В модернизирующемся обществе, еще  не освоившем демократический тип  управления, распространен харизматический  тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина,

    Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически  харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

    В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

    Разновидностью  харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе — главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Формируется любовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Легальная или рационально-правовая легитимность.

    Легальная власть основывается на признании юридических  норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободно волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.

    Рационально-правовая легитимность характерна для демократических  государств. Она предполагает строгое  соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

    В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытается утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М. Вебером "чистых" способов легитимности власти — традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать их двух последних.

Информация о работе Политика как профессиональная деятельность