Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 07:29, реферат
1.Происхождение, сущность, структура политики.
2.Типология, свойства и функции политики.
3.Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.
Первое начало связано с тем,
что общество постоянно
Второе начало политики
1.3 Структура политики
Политика
имеет сложную, многомерную структуру.
Политика может быть рассмотрена
на уровне ее субъектов. Субъектами политики
выступают различные социальные группы
(классы, этнические и конфессиональные
общности и др.), государства, партии, международные
организации и др. Отметим, что под субъектами
политики понимаются участники политического
процесса, способные действовать свободно
и самостоятельно. Последнее означает,
что они осознают свое положение в обществе
и посредством власти (в первую очередь
государственной) пытаются реализовать
свои интересы и цели. В политологии для
обозначения субъекта политики используют
понятие актор. Имея оттенок театральности,
оно достаточно точно характеризует участника
политической жизни как носителя определенной
роли (функций). Эти роли в политическом
процессе не являются равнозначными, например
роль рядового избирателя и роль представителя
правящей элиты. Активность политического
актора может быть представлена на индивидуальном,
групповом и институциональном уровнях.
2.1 Типология политики
Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:
социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты) и др.;
институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;
функциональный:
армия (выступая частью государства, нередко
сама берет власть в свои руки, устанавливая
военный режим правления), органы разведки,
лобби, оппозиция, бюрократия. Бюрократию
можно относить и к социальному уровню.
Бюрократия - это социальная группа, призванная
сделать процесс управления эффективным
(функциональный аспект). Но она часто
использует знание механизмов управления
и предоставленные ей полномочия в собственных
интересах и способна концентрировать
власть в своих руках. Бюрократия выступает
субъектом политики в силу того, что на
нее возлагается функция проведения каких-либо
государственных (управленческих) решений
в жизнь, поэтому она способна заблокировать
выполнение любого из них, если оно противоречит
ее интересам.
Объектами политики выступают общественные явления, на которые направлена деятельность субъектов политики, в частности власть.
Субъекты, осуществляя политическую
деятельность, вступают в политические
отношения - взаимодействия по
поводу использования власти. Эти
взаимодействия будут
Характер политической
Наконец, с середины 50-х гг. ХХ
в. обществоведы стали
В структуре политики можно
выделить нормативный аспект, представленный
конституциями, законами, программными
документами партий и
Представленные элементы
Политическая система включает в себя относительно устойчивый класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и др.) и характеризует устройство политической власти в обществе.
Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы.
Политические
процессы включают в себя относительно
более изменчивые явления. Политический
процесс - это взаимодействия субъектов
политики, результатом которых являются
изменения, перемены в политической
жизни общества.
Политика - явление многоаспектное, что позволяет выделять ее различные виды.
1. Так, в зависимости от сферы
общества, в которой политика
представлена своей
2. По масштабу она может быть
внутренней и внешней. В
3. По содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую политику.
4. По субъектам политики, т.е. в
зависимости от того, кто ее
осуществляет, она может выступать
политикой государства,
2.2Функции политики
Итак, назначение (функции) политики заключается в следующем:
политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;
политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда;
политика
обеспечивает как преемственность,
так и инновационность
политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.
Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом обстоятельств:
опасностью для общества случайных и непредсказуемых явлений, которые могут быть детерминированы природным фактором, действиями других стран, эгоистическими интересами индивидов и групп, непродуманными решениями политиков;
необходимостью
более рационального
потребностью
в предвидении будущего и рациональных
путей его достижения5
3.1
Взаимосвязь политики с
литический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов. Демократический парламент - это сфера представительства различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение их интересов и сил, что выражается в принятии решений по принципиальным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни. Характер политических проблем, рассматриваемый законодательными органами, разнообразен: от гарантий прав и свобод личности до вопросов о формах собственности, уровне налогообложения и социальных расходах государства.
Для того чтобы показать
В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):
хозяйственно-
социальная сфера развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и отличия граждан по роду занятий, размеру дохода, престижа, а также по этнической, демографической, социально-территориальной и другой принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанный с организацией труда и быта, здоровья, досуга, благосостояния и защиты;
политическая сфера складывается по поводу власти и участия в государственном управлении;
духовная
сфера включает в себя производство
духовных ценностей, мировоззрения, науки,
а также отношений по поводу потребления
духовных благ.
Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.
Это связано со следующими сущностными проявлениями политики:
политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
политика
присутствует во всех общественных сферах
в силу свойственной ей регулирующей
функции. На рационализацию отношений
между людьми в этих сферах, а
также более рациональное использование
общественных ценностей направлены такие
виды государственной политики, как экономическая,
военная, научно-техническая, социальная,
культурная, экологическая и др.
Политической
может стать любая проблема, порожденная
какой-либо общественной сферой. Это значит,
что для ее решения недостаточно нравственных
или правовых норм. Но у политики есть
пределы оказания воздействия на общественные
отношения. В противном случае общество
сталкивается с искусственной политизацией.
Политизация обозначает усиление влияния
политики на другие сферы жизни; придание
сколько-нибудь значительным вопросам
общественной жизни политического звучания;
повышение роли государства в обществе.
Крайними проявлениями политизации являются
практика контроля тоталитарного государства
за всеми сторонами жизни, включая личную
жизнь человека, подмена механизма экономического
саморегулирования политическим, в основе
которого лежат идеологические стереотипы,
например: рынок - "плохо", планирование
- "хорошо". Позитивной стороной политизации
является активное приобщение населения
к участию в политике, которое непосредственно
предшествует падению тоталитарных и
авторитарных режимов.