Политика как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:49, реферат

Описание работы

Термин “политика” как в повседневном, так и в учебном употреблении понимается весьма многозначно: например, в трактовке О. Шпенглера “политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика”. По К. Марксу, “фокусом всей политики является отношение классов к государственной власти”. В.И. Ленин считал, что “политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства”. А известный немецкий социолог Макс Вебер отмечал: “Политика”, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает”

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.12 Кб (Скачать)

Важнейшим методом  политической деятельности является системный, комплексный подход в процессе подготовки и принятия политических решений. Он предполагает: теоретико-познавательную работу (то есть изучение, анализ, положение дел в общенациональном, региональном, городском, районном масштабе, если речь идет о государственной политике), постановку конкретных целей (задач), организационно-исполнительскую, кадровую работу, целеустремленную мобилизационную деятельность, охватывающую различные социальные, национальные, социально-демографические группы населения. 

Переход к демократическим  формам жизни в России породил  невиданную в прошлом социальную активность почти всех слоев общества. Отсюда возросла роль метода конструктивного  диалога, (сопоставления точек зрения, разных подходов). Политический деятель (государственный, партийный) не должен бояться дискуссий, споров. Ему следует  не только аргументированно защищать свою позицию, но и при необходимости принять другую точку зрения, если она продуктивна, обоснована, определить социальную, политическую ценность выдвигаемых рекомендаций, концепций. Метод конструктивного диалога не самоцель, а средство вовлечения различных групп граждан в строительство демократического общества, упрочению на деле гуманистических свободных начал в нашей жизни, подлинного народовластия. 

Нельзя эффективно осуществлять политическую деятельность без знания объективных тенденций, вскрытия противоречий и возникающих  конфликтов в их развитии. Это обстоятельство выдвигает на передний план методы прогноза (перспективных оценок). Прогнозирование [c.66] предполагает тщательный беспристрастный  анализ прошлого опыта, изучение данных экономической, социальной, уголовной статистики, учет общественного мнения, экспертных оценок, сопоставление альтернативных вариантов возможного общественного развития. 

Актуальным является метод социально-нравственной защиты демократического характера развития, объективная, принципиальная оценка различных общественно-политических движений, соблюдения ими юридических, социальных и нравственных норм. Все антидемократическое, националистическое и экстремистское в возникающих общественных движениях необходимо аргументированно разоблачать с позиций общечеловеческих ценностей и морали. 

И на первый план здесь  выдвигается борьба за умы молодого поколения. В молодежной среде нарастают  тревожные процессы девальвации  нравственных, демократических ценностей. Наряду с подавлением экстремизма  различного толка широкое распространение  приобретают общественная пассивность  и политическая апатия, нигилизм и  вседозволенность. Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, нужен  новаторский, творческий подход к защите идеалов и ценностей демократии. [c.67] 

  

2. Классификация  политики и ее взаимосвязь  с другими формами общественного  сознания 

  

Наряду с выяснением сущности, содержания политики, ее социальной природы принципиальное значение имеет  вопрос о ее классификации. Необходимость  классификации обусловливается  рядом обстоятельств и прежде всего сложностью и многогранностью  политической деятельности, а также  научно-исследовательскими и учебными целями. 

Методологический  подход к классификации социальных, политических явлений и процессов  предполагает рассмотрение, анализ структуры  самого объекта, в рамках которого происходят социально-политические процессы и  деятельность, определение критериев  или критерия классификации. Например, возьмем рассматриваемую нами тему – “Политика как общественное явление”. Общество, как известно, представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую из подсистем: экономической, [c.67] социальной, политической и духовной. Политика находит свое проявление и  отражение во всех названных сферах. Но общество функционирует, развивается  не изолированно, а в связи с  другими международными общественными  и государственными образованиями  и природой. Эти разнообразные  и сложные взаимосвязи также  имеют политические аспекты. 

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Но, разумеется, и внешняя политика по отношению к внутренней не является нейтральной. В определенных условиях она активно влияет на внутреннюю и может даже вносить в характер последней существенные коррективы. Так, политика США по отношению к ряду стран Латинской Америки и бывшего СССР к Финляндии, Афганистану и др. 

Внутреннюю политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделять на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную. Что касается первых двух сфер, то здесь обычно никто не возражает. По отношению же к двум последним  разновидностям политики возникают  порой дискуссии. Как, мол, понимать политику в политической сфере? Не тавтология ли это: политика политики. Думается, нет, и вот почему. 

Экономическая политика демократического государства –  совокупность научных положений, целей, политических средств и практических мер, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между  гражданами, социальными группами, нациями в сфере экономической  жизни общества, под ее влиянием происходит взаимодействие между государством и гражданским обществом. По отраслевому  критерию в экономической политике обычно выделяют: политику в области  промышленности, транспорта, аграрную политику, политику в области финансов, инвестиций, приватизации и т.п. 

Социальная политика – это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью  которых осуществляется регулирование  отношений между гражданами, социальными  группами, нациями по поводу их [c.68] места в обществе и обеспечении  их непосредственно жизнедеятельности. 

Особое место в  сфере социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения. Будучи интегральными, включающими в себя экономические, социальные, государственно-правовые, культурно-духовные и другие аспекты, национальные отношения необходимо рассматривать как исключительно  сложный специфический объект регулирования. 

Политика “политики” или политика в политической сфере  направлена на регулирование отношений  между гражданами и социальными  общностями по поводу прежде всего государственной власти. Ее также можно подразделить на политику государственно-административного строительства и политику общественных организаций и движений в сфере властно-политических отношений. 

Политика в сфере  духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между  гражданами, коллективами, социальными  общностями и нациями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности  людей. Аналогично другим видам политики она может классифицироваться по отраслевому принципу: политика в  области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации. 

По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию  на общество можно выделить такие  разновидности политики, как научно-техническая, оборонная, экологическая. Эти виды политики выступают своеобразным слепком  с общества, отражают его возможности, характер и социальную направленность развития. 

Общество не одноцветный  монолит, а многоярусная социально-дифференцированная система. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы, классы и нации  со своими многообразными потребностями  и интересами. Для их выражения, защиты и осуществления организационно-мобилизационной  функции в обществе создаются  государственные органы, политические партии, общественно-политические и  профессиональные организации. Они  выступают как активные субъекты политики. Исходя из этого, важным критерием  классификации [c.69] политики являются ее субъекты. Определяющим и ведущим  среди них выступает государство. 

Современное государство  – сложная система органов, имеющая  монополию на насилие как средство господства и располагающая широкими законодательными, судебными правами, техническими и материальными ресурсами, вышколенной армией профессиональных политиков. В этом отношении ни один субъект политики не может сравниться с государством. Государственная  политика поэтому занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности в обществе. 

Государственная политика как вид деятельности обычно рассматривается  на нескольких уровнях: местном, региональном, национальном, международном. Местный  уровень включает решение в первую очередь социально-бытовых вопросов: обеспечение сносных жилищных условий, строительство и эксплуатация школ, больниц, местной инфраструктуры, управление муниципальной собственностью. 

Региональный уровень  требует в большей степени  государственного вмешательства, координации  деятельности различных социальных групп и национальных общностей, направленных на комплексное развитие всего региона, осуществление сбалансированной экологической политики, защиты прав и свобод граждан от посягательств преступных групп и мафиозных кланов. 

Центральное место  в политике государства занимает общенациональный уровень. На этом уровне государство призвано определить наиболее точно приоритеты в политике по отношению к разным социальным слоям и группам, выделять с учетом имеющихся возможностей бюджетные средства на модернизацию и развитие тех отраслей экономики, которые в первую голову создают условия для фунционирования в оптимальном режиме социальной сферы и всестороннего развития каждой личности. И, наконец, последний, международный уровень постепенно приобретает все большее значение в наше время. Именно этот аспект государственной политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, суверенных прав граждан, создание благоприятных условий для эффективного [c.70] социально-экономического развития общества, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты. 

Другими влиятельными субъектами политики являются политические партии, общественно-политические движения и организации. Предлагаемая партиями и их лидерами политика рассчитана на то, чтобы привлечь на свою сторону  ведущие социальные и политические силы с целью завоевания политической власти в рамках соблюдения закона. Встречаются, конечно, исключения. Радикально-революционные  партии часто действуют вопреки  требованиям законов и конституции. Такая политика может дать эффект лишь на короткое время. В стратегическом плане только та политика ведет к  успеху, которая реализуется в  рамках конституционных законодательных  норм, принципов и цивилизованными  средствами. 

По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать на стратегическую и тактическую (текущую). Сущностью стратегической политики является выбор коренных, наиболее значимых целей приоритетов развития общества, региона, города, района, общественной сферы или общественно-политического движения, основных методов, средств, политических сил, технических, материальных ресурсов для достижения намеченных целей, возможных вариантов политических блоков, союзов и соглашений, а также прогноз результатов (конечных, промежуточных) в осуществлении запланированных целей. Стратегическая политика по временному интервалу различается на долгосрочную (10-15 лет) и среднесрочную (3-5 лет). 

Тактическая (текущая) политика – это политическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей. Она предполагает большую гибкость, оперативность  в применении методов, средств, допускает  обходные маневры, временные соглашения с неустойчивыми политическими  союзниками. Стратегическая и тактическая  политика, как правило, присуща всем субъектам политики. 

Ряд социологов и  политологов (например, М. Вебер) (4) классифицируют политиков и политику “по случаю”, как побочное занятие и как  профессиональную деятельность. Политиками “по случаю” являются все граждане, когда они опускают избирательный  бюллетень и совершают сходное  волеизъявление: рукоплещут или [c.71] протестуют на политическом митинге, собрании и  т.д. Многие люди подобным образом формируют  и реализуют политику. К политикам  “по совместительству” можно  отнести и всех граждан, которые  выбраны на определенное (не длительное) время в органы правления политических партий, общественных организаций и занимаются этой деятельностью на общественных началах. 

Политики и политическая деятельность приобретают профессиональный характер, когда люди либо живут  “для политики”, “политикой”, либо живут  “за счет” политики. 

Более всего способствует профессиональному занятию политикой, по мнению М. Вебера, знание гуманитарных, правоведческих наук, сама юридическая  практика, журналистская деятельность, участие в работе профессиональных союзов, молодежных и ветеранских  организациях. 

Итак, предлагаемая классификация политики как сложной  многоаспектной деятельности, на наш взгляд, целесообразна. Она отражает доминирующее в нашем обществе понимание политики и позволяет комплексно исследовать реальную социальную действительность с политологической точки зрения. 

Какова же роль политики в общественном развитии? 

Изучение истории  политической мысли показывает, что  в далеком прошлом, да и в начале ХХ века в политических теориях обнаруживаются две крайности: либо игнорирование, либо абсолютизация значения политики и политической борьбы в развитии общества. Например, большинство представителей немарксистского социализма рассматривали  политическую деятельность, политическую борьбу только как функции политических партий, выражающих интересы элитарных  слоев и классов общества. По их мнению, такая деятельность не может  привести к облегчению положения  трудового народа. Негативный подход к политике, государству, был характерен и для анархистов, проповедовавших  необходимость уничтожения государственной  власти (8). 

Информация о работе Политика как общественное явление