Политика как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

1. Политика, её сущность, содержание, функции.
2.Субъекты политики.
3. Политика и другие общественные явления.

Работа содержит 1 файл

контрольная приваловой.doc

— 81.50 Кб (Скачать)
ПОЛИТИКА  КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

1. Политика, её сущность, содержание, функции. 

2.Субъекты политики. 

3. Политика и другие общественные явления.

 

    Введение

    Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.

    Политическое  отношение предполагает как минимум  двух субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

    Как субъект политических отношений  человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.   Развитие и дифференциация  знания о политике связаны с развитием исследующих  ее дисциплин. В  настоящее время политика - объект изучения политической философии,  политической науки (или наук)  и  политологии  на  трех   взаимосвязанных уровнях: изучения   сущности  полиики как социального феномена,  теории  политических  явлений (государства и др.) и эмпирические  знания механизмов,  методов,  организации политической  деятельности. Размышления   о   политике, ее изучение,  построение  ее теории  -  одна  из  центральных   проблем философии,  науки, литературы, изобразительного искусства и его современных аудиовизуальных форм. Политика - одна из наиболее острых  тем обыденного, современного массового и научного сознания, вплоть до коллективного и   индивидуального  подсознательного,  интуитивного  и   эмоционального переживания событий  политической  жизни общества, особенно в ее критические эпохи.    Современное    знание  о   политике   позволяет  трактовать   ее  как   важнейший    фактор естественноисторического процесса в двух ее основных функциях: всеобщего организационного начала общества  и в качестве его конкретной регулятивно-контрольной сферы или  системы, направляющей   жизнь, деятельность, отношения людей, общественных  групп, классов, наций, народов и стран. В  этих двух функциях  политика взаимодействует с аналогичными по  общественному  значению  и функциям  сферами,  уже упоминавшимися,  определяет и направляет их взаимодействие. Роль политики в этой системе обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на  практически любые  стороны жизни, элементы  общества, события, отношения, начиная  с масштабов государства и кончая индивидуальными   чертами  характера  человека; включенностью,   или   проникающей  способностью (инклюзивностью  - от лат. iacludere - включать), т.е. возможностью безграничного проникновения   и,  как   следствие,  атрибутивностью,  т.е.  способностью  сочетаться с неполитическими  общественными феноменами,  отношениями  и  сферами. Таким  же  свойством наделены  и другие   организационно-регулятивные сферы, но  в разной  мере и  в  не столь императивной форме:  право может не охватывать культуру, идеологию или  мораль, морально-этическая сфера может не воздействовать на  экономику и  т.д. В то  же  время политика беспрепятственно  вступает в самые   различные взаимодействия, образуя целые   области управления, отношений,   знания  и  воздействия на   общество: политическая  экономия  и экономическая   политика,  политическая  идеология,  культура,  мораль,   истина  и   др. Функциональность   политики, ее  свойство служить   обществу  не  только позволяет  ей  глубоко воздействовать на другие функциональные   сферы, но  и  связывает  с  ними. Политика  глубоко опосредована экономической сферой общества, экономическими (базисными) отношениями и интересами, концентрированным выражением  которых она является. Диалектика  отношений  политики и экономики,  известная в терминах отношений   базиса и  надстройки, абстрактна только на всеобщем   организационном, формирующем    общество  уровне.  В   конкретном   обществе  и  в действительном  общественном  процессе  она   актуализируется во  множестве   форм: экономической, финансовой, социальной политике  государства, его вмешательстве в экономику, участии в ней, в производстве и в распределении, ее регулировании, в опоре на нее государств, политики, использовании и т.п.    Точно так  же политика  связана со сферой культуры, определяющей  культурный ее облик.   Политическая  культура, ее  связь с историей, человеком, знанием. Неизбежны   моральные  и   этические оценки   и установки  политики.  Неверны   представления о возможности  разделить  политика  и  мораль   (т.н. макиавеллизм).  Политика может быть  более или   менее нравственной или совсем безнравственной, но это и определяет ее отношение к морали и не помешает  обществу   оценивать ее  моральность  не  так, как  это  делают  ее  творцы  и исполнители.  Особые отношения связывают  политику  и идеологию. Если нравственность, культура, знание, даже религия (несмотря на  ее влияние  в ряде  обществ) мало  или   редко  могут  определять  и  вдохновлять  политику,  то  идеология слита с ней непосредственно. Политика как общественная сущность неотделима от сознания общества и человека, его интересов, потребностей, целей, мировоззрения. Реальная политика осуществляется партиями, носителями  и генераторами идеологии, в столкновении идей. Связи политики  с наукой всегда проблематичны,  но со  знанием  непосредственны и  нерасторжимы,  ибо существует  особое политическое знание, без которого разработка и осуществление политики невозможны, даже если оно не  обременено  теорией и  сводится к  эмпирическим  приемам,  стандартным  правилам  и наивным  хитростям.    Глубокие  сущностные свойства всеобщих организационных начал, создающих общество, их универсальность и проникающая способность порождают проблему границ между ними, границ политики  в  том  числе, или  допустимого пространства, в пределах которого  они могут целесообразно взаимодействовать. Нарушение  этих  границ  приводит  к нежелательным,  а нередко, в крайних проявлениях, и к  губительным результатам: чрезмерной идеологизации, безмерной  политизации  неполитических  и   неидеологических сфер  деятельности, жизни, сознания. Нарушением  будет и несоразмерное ограничение пространства, в котором призвано существовать то  или  иное  необходимое начало.  Ограничения  такого рода  создают вакуум общественных регуляции, который непременно заполняется одной из двух наиболее экспансивных сфер  -  политикой или   идеологией. Результатом  будут  идеологизированные  экономика, культура, наука,  искусство, политизированное  право и т.п. Лишь   наиболее  общие  и политически нейтральные сферы  - культура, мораль и в определенной мере наука - не могут быть избыточными,  если они проникают в сферы экономики,  права, той же  политики или идеологии. Соотношение регулятивных сфер характеризует политическую систему  страны, ее политический  режим   (авторитарных, тоталитарный или демократический), облик общества (неоправданно идеологизированного, политизированного либо не очень).     
 

2. Политическая деятельность и политические отношения складываются между субъектами политики. Субъекты политики - это те социальные общности, индивиды, политические институты, которые непосредственно участвуют в политической жизни общества и, в той или иной степени, влияют на него. Субъектов политики, как видно, из определения, чрезвычайно много: от отдельных индивидов до различных социальных общностей и политических институтов. Поэтому мы выделим самые основные из них, разделив их на две группы.

1)субъекты политики - основные социальные общности. Это: народ, социальная группа, нация и, наконец, индивиды, из которых и состоят все социальные общности.

Наиболее  крупным субъектом политики является народ. Понятие "народ"  - наиболее часто употребляется политиками всех рангов. Известно, что в состав народа входят разные классы и социальные группы, но при всем их многообразии в каждом конкретном обществе их всегда объединяет общий интерес, подчиняющий себе все другие. Субъектом политики являются и социальные группы. Поскольку их количество в каждом конкретном обществе велико, назовем лишь самые основные. Это социально-демографические группы, различающиеся по признаку пола и возраста; социальные группы, различающиеся по профессии, образованию, доходам, месту жительства; религиозные социальные группы, временные, возникающие в конкретной ситуации по тому или иному поводу (ветераны войны, иммигранты, беженцы).

Заметным  субъектом политической жизни являются нации. Они, конечно, неоднородны по составу, но все объединяющие её факторы  способствуют существованию нации  как целостности со своим национальным интересом, определяющим её место в политической жизни.

Наконец, субъектом политики может выступать  и индивид. Разумеется, степень участия  отдельных людей в политике неодинакова. М.Вебер разделял всех индивидуальных участников политического процесса на политиков "по случаю" (каковыми являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень, рукоплещем или протестуем на митинге, участвуем в других политических акциях), политиков "по совместительству" (тех, кто активно участвует в политической жизни, входит в "группы поддержки", избирается в руководящие органы партий и движений и т.п.) и политиков "по призванию" (для которых политика их основное занятие, ремесло, жизненный выбор). Ошибочно считать, что субъектом политики могут выступать только профессионалы. Успех или неуспех любой политической линии будет в конечном счёте зависеть от диалектической суммы позиций отдельных людей, которую они займут по отношению к ней.

2)субъекты политики - политические институты, т.е. устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят: государство, партии, общественные организации и движения, парламентские фракции, церковь и т.д. Политические институты можно разделить на те, которые действуют в рамках всего общества (государство, церковь) и те, которые выражают интересы отдельных социальных групп (партии, общественные организации). И социальные общности, и политические институты сосуществуют в обществе, охватывая одних и тех же людей. Оба ряда субъектов политики связаны между собой неразрывно. Политические институты появились в ответ на потребности социальных групп для выражения, отстаивания, исполнения их интересов, В свою очередь именно через политические институты человек ощущает свою сопричастность социальному слою, нации и т.д.

Политика  как социальный феномен находится  в диалектической взаимосвязи и  взаимодействии с другими общественными  явлениями. Среди них можно выделить экономику, идеологию, мораль, право, религию  и другие.

Политика  как эффективный инструмент для систематического и целенаправленного воздействия на общество в целях его сохранения и функционирования выполняет многообразные функции. Среди них:

- интеграция  различных сфер общественной  жизни, обеспечение целостности  и стабильности общества;

- выражение  интересов социальных групп, отдельных  граждан;

- управление  и руководство политическими  и общественными процессами в  интересах наиболее влиятельных  слоев и групп населения и  (или) общества в целом;

- обнаружение  и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами;

- социализация  личности, включение её в сложный  мир общественных отношений;

- обеспечение  преемственности и обновления  развития общества и человека. 

3.   Функционирование   политики в обществе, ее общественное бытие  определяются как  обществом, государством, властью, так и самой политикой, ее исторически сложившимися универсальными и неизменными  свойствами или  принципами  ее существования. Их совокупность и взаимные отношения составляют  основу общественного бытия политики. Оно   определяется двояко: всеобщими ее свойствами ,  сложившимися   в истории, и конкретными   условиями эпохи,  реальными обществами и особенностями их развития. К универсальным свойствам политики, помимо  трех, уже названных, можно   отнести ее функционирование    в  рамках  специфического политического процесса - одного  из общественных  процессов строго определенной  структуры  (замкнутого субъектом процесса и его объектом - целью); вероятностный характер такого процесса и политики в целом: неизбежен субоптимальный (неполный и условный) характер информации,  необходимой для проектирования и  реализации политики; вероятностные и информационные факторы  обусловливают возможность  политических  иллюзий  и утопий  -  постоянных спутников политики,  и в то  же   время обязательная  актуализация политики, ее  ориентация  на первоочередные и необходимые цели и рационализация, стремление к наиболее эффективным решениям  ее  задач (речь идет,  разумеется, о политике,  реально направленной  на  достижение желаемых  результатов). В этой связи политика предстает как процесс целеполагания,   как   царство целей   (Ж.Френд),   целесообразная  деятельность, развивающаяся   в нескольких   планах: общеисторическом,  поскольку  политика разных  эпох различается по  содержанию, целям,  участникам политического  процесса, политическим отношениям  в обществе (между властью и народом, в разных политических решениях  и т.д.); в пределах одной  эпохи или одного  периода, в его начале и  в  конце; в рамках  правления одной группы,  партии, силы,  в периоды кризисов, подъемов и т.п. изменений. При этом остается неизменной структура задач (порядок, стабильность, организация или ликвидация конфликтов, функционирование  власти, оборона и т.п.) и техника политической деятельности: организация  сторонников, поддержка союзников, изоляция  противников  и  борьба с ними, определение социальной базы  политики, ее стратегии и тактики, приемов и методов, средств,  выбор  стиля политической  речи  и  языка  плитики, символики, ритуала и т.д. Обязательны для политики доказательства ее естественности, единственно возможной  политики в  данных  условиях  для  решения  определенной задачи,  и   процедуры  легитимации,  объяснения,  оправдания  и   обоснования  политики.  Не  легитимированная так или иначе политика невозможна,  как невозможны беспричинные  явления, она лишь  может быть   более или менее разработанной и ярче выраженной  в программе правящего лица или партии, правительства, в лозунгах, комментариях и  т.п. Легитимируется любая политика - подлинно верная, адекватная действительности и нечетко ориентированная, либо заведомо ложная, в желательность которой, однако, верят ее творцы.    Совокупность  свойств, универсальных  начал и  основ делает  политику  возможной  в  любом обществе. Они наследуются, воспроизводятся при всех изменениях конкретного содержания политики. В то же  время каждое  новое общество, поколение, каждый человек встречается с ней как с чем-то  новым,   незнакомым,  требующим    понимания,  участия,  обучения,  приобщения, социализации, а также защиты или вызывающим   сопротивление.    В качестве особой формы  существования политики выступает как деятельность (что, впрочем, не отличает ее от других сфер жизни общества). Теоретическая, мыслительная политическая деятельность  формирует   политическое сознание,  мышление,   менталитет,  характеризующие носителей политики, их  установки. Она включает  ряд творческих аспектов или начал: искусство, творчество, работу воображения,  интуицию, эмоциональные   состояния, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Рассудочные начала  этой деятельности сочетаются, могут или должны    (особенно  в критических   ситуациях)  сочетаться  с   харизматическими, увлекающими,   эмоционально  и   по содержанию   привлекательными,  подкупающими.  В рамках мыслительной  деятельности оцениваются решающие   для политики  проблемы желаемого и реально возможного, истинного и ложного, верного и ошибочного.    Мыслительная,  теоретическая деятельность составляет идеальную форму   бытия политики.  Его материальную   форму   образует политическая  практика, организационная и контрольная деятельность, конкретное управление, руководство, то, что называется работой  с людьми: подбор  и расстановка кадров, их подготовка, обучение, обсуждение и  принятие  решений, обмен  информацией, организация и  функционирование органов власти, взаимодействие с государственными учреждениями и  мн. др. В обеих формах политики выступает как интеллектуальный и предметно-практический труд со всеми  присущими  такому  виду труда особенностями: его разделением,  общественной эффективностью  (или  неэффективностью),  высокой  социальной ответственностью, с  высокой  вероятностью непредвиденных   последствий и  двойственных результатов, дискуссионностыо решений, методов, поисками ресурсов и т.д. Эффективность политики определяется не только ею самой, но и объективными  условиями, в которых она возникает и реализуется в обществе, его состоянием, настроением, интересами и отношениями с властью, государством и его аппаратами, а также зависит от необщественных факторов -природных,  внешнеполитических, экологических: наличия природных богатств, состояния природного и внешнего окружения.   Обе формы   существования политики,  идеальная и предметная, объективируются,  принимают осязаемый, конкретный  характер и только так реализуются и воспринимаются обществом. В свою очередь, это проявление, объективирование политики совершается двояко - в виде идей, теорий, убеждений, намерений, надежд - в различных явлениях  сознания - и материально, в осязаемой предметной  форме. Материализация политики,  приведение ее в действие в предметной форме  достигается созданием соответствующих инструментов или средств: политических институтов (выборности, назначений, представительства, например, институт политических руководителей в  армии  и  т.п.), институтов (органов, учреждений) власти -  правительства, его аппаратов и пр.; в документах, политических текстах  программ, уставов, докладов, речей, распоряжений,  инструкций,  приказов, декретов; в зрелищной,  аудиовизуальной форме   -пропаганде, лозунгах, средствах массовой информации, в кинематографе, театре, литературе, в научных  исследованиях. Совокупность всех этих проявлений политики заполняет определенное политическое  пространство или, точнее, систему взаимодействующих пространств, которые могут совмещаться, но могут и не совпадать (пространства влияния разных партий, напр.).    Пространственное измерение политики,  равно как и  временное, характеризует ее роль в обществе,  ее  действенность, реальность, устойчивость, долговечность, целесообразность и отношения  политики с обществом, ее место в нем, существование политики в определенной общественной среде. В  этой  среде политика  возникает, формируется  как  проявление интересов, оформление взглядов, убеждений, господствующих  настроений, идеологии, осознания задач и целей  общества,  более определенно  доминирующих   в  обществе классов  или  групп, еще   уже  -правящих  сил,  непосредственно определяющих  политику (руководства партий, влиятельных политических  движений, представителей общественных  групп  и т.д.). Сформулированная  в процессе обсуждения,  борьбы и  отбора идей и  концепций политика  доверяется созданной для ее осуществления власти (правительству, руководству той или иной политической организации и т.д.), которая продолжает  разрабатывать политику как определенный   проект,  формирует политический процесс, в котором такая политика  осуществляется, либо формирует свою, новую политику, которую и  предлагает обществу или выдвинувшим  ее силам. В этой связи возникает вопрос об отношениях  политики и  власти: как источнике и причине политики  и  о политике, для которой власть -средство ее осуществления, иначе говоря, о первенстве политики либо власти.  Вопрос  этот имеет не  только теоретическое, но и большое практическое значение. Борьба за власть, овладение властью, ее захват, завоевание, просто мирный конституционный  приход к власти без предварительно продуманной концепции политики или  с неясной идеей политического развития может стать борьбой за власть ради власти и окончиться для общества, как и для нее самой, весьма негативными результатами. В этом смысле и решается вопрос о примате политики и инструментальности власти.    Приведенная в действие властью и воспринятая обществом, с его участием, политика формирует политическую  жизнь страны, создает своего рода  политический  быт с соответствующей политической культурой,  обычаями, традициями,  навыками,  общением,  тем,  что можно назвать культурным бытием политики в  двух его формах: духовной и материальной. Они включают восприятие политики, политическое поведение, воображение, надежды и чаяния, связанные с политическими  событиями,  настроения  подъема,  апатии, безразличия, возмущение   и др.  В материализованных культурных  выражениях  политика предстает как зрелище, ритуал, театр, она украшена атрибутами  власти, славы, символами государства и политических формирований. Внешняя привлекательность политики служит одним из аргументов в ее пользу в сознании общества, она определенным  образом украшает его  политическую жизнь, делает  ее менее будничной.    Быстро  развивается особая информационная форма жизни политики  в обществе. Она образует весьма  широкий   класс  политических явлений   и  действий,  оснащенных  техническими средствами, которые  радикально  изменили  информационное  пространство современной  политики: сблизили  центры   информации,   ее  источники  с  получателями,  сделали информацию практически моментальной  и одновременной на любых дистанциях, обеспечили ее широкую циркуляцию, обмен ею, сделали общедоступной специфическую политическую речь, средствами радио и телевидения дали  возможность непосредственного наблюдения  за  политическим творчеством и политическими действиями, готовят условия для расширения прямого участия граждан в политике (голосованием, выражением мнения и т.п.).   

Заключение

 

    Конкретное  взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, –  как политический процесс.

    Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая выражается в социальных нормах и принципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, подзаконные акты, международные договоры и проч.), политико-нравственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные (например шариат). Через эти нормы, особенно правовые, выражается политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 
 

1. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. «Введение в

политологию»  Москва, «Просвещение», 1993г.

2. Дегтярев А.  А. Политическая власть как  регулятивный механизм

социального общения. Полис, 1996, №3.

3. Ильин В.В.  Философия власти. МГУ 1993.

4. Мухаев Р.Т. Политология:учебник для ВУЗов. –Москва,"Издательство ПРИОР",

1998.

5. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И.

Аверьянов. –  М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.

6. Политология.конспект лекций: Учеб. Пособие / Составители: Синяков Л.К.Никитин В.П. Кравченко В.И. Карейша С.П. Потапейко П.О. Борисов Е.А. Галицкая Е.М. ,- Минск, БГИР, 2004.

7. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.

8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.

–М.,1995.

9. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.

10. Чудинова И.М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,

1995.

Информация о работе Политика как общественное явление