Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:09, реферат
Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики.
Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики.
Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики можно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:
Политика - это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;
Политика - это форма соучастия и взаимодействия, властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;
Политика - это
область не только сознательных, но и стихийных
действий, не только рациональных, но и
иррациональных поступков и форм поведения.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.
Формой традиционного
осуществления В.п. является установление
дипломатических отношений (или снижение
их уровня, приостановка, разрыв и даже
объявление войны при обострении отношений
с бывшими партнерами) между государствами;
открытие представительств государства
при всемирных и региональных международных
организациях или членство государства
в них; сотрудничество с дружественными
государству зарубежными политическими
партиями и другими общественными организациями;
осуществление и поддержание на различном
уровне эпизодических и регулярных контактов
с представителями государств, зарубежных
партий и движений, с которыми данное государство
не имеет дипломатических отношений или
дружественных связей, но в диалоге с которыми
заинтересовано по тем или иным причинам.
Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными
партнерами позволяет государству разнообразить
сочетание методов и средств В.п. деятельности:
осуществление регулярного обмена информацией,
обмен визитами на разных уровнях; подготовка
и заключение двусторонних и многосторонних
договоров и соглашений по широкому спектру
вопросов, включая договоры и соглашения
конфиденциального и секретного характера;
способствование развитию возможностей
внутри - и внешнеполитической деятельности
одних государств и блокированию аналогичных
возможностей других (по тем или иным направлениям);
подготовка и осуществление частичной
или полной блокады; подготовка к войне
и обеспечение благоприятной для ведения
военных действий В.п. обстановки и т.д.
ВНУТРЕННЯЯ
ПОЛИТИКА - совокупность направлений
экономической, демографической, социально-интеграционной,
социально-культурной, репрессивной и
т.д. деятельности государства, его структур
и институтов, ориентированных на сохранение
или реформирование существующего социально-политического
строя. В осуществлении целей В.п. государство
использует широкий спектр средств: закрепление
существующих отношений собственности
либо их трансформацию на своей территории;
налоговые рычаги и льготы; создание социально-престижных
и социально-непрестижных общественных
статусов экономическими, пропагандистско-
ВОЕННАЯ
ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных
социальных сил и специально созданных
ими институтов власти, направленная на
подготовку и использование (преднамеренное
или вынужденное, военное или невоенное)
средств вооруженного насилия для достижения
тех или иных классовых, национальных
или общечеловеческих целей; для ведения
войны или противодействия. В относительно
самостоятельную отрасль деятельности
В.п. выделилась на рубеже XVIII - XIX вв. В настоящее
время в международной практике установился
взгляд на В.п. как на одну из специфических
частей (или направлений) в системе общей
политики государства. В.п. нельзя отнести
только к внешней или только к внутренней
политике. Она имеет двойное вхождение.
Внутренняя сторона этой политики связана
с созданием средств вооруженного насилия
и их возможным использованием в разрешении
внутригосударственных конфликтов. Внешняя
сторона охватывает всю деятельность
по использованию (военному или невоенному)
силовых средств политики в межгосударственных
отношениях. В.п., как ни одна другая, тесно
взаимодействует со всеми (точнее, почти
со всеми) разновидностями политики. В
условиях войны это взаимодействие носит
характер глубокой и всепроникающей интеграции.
Наиболее тесно и очевидно В.п. взаимодействует
с экономической, социальной, научно-технической,
а также с политикой в области духовной
жизни общества. Поэтому В.п. следует отнести
к разряду комплексных, синтезированных
разновидностей политики.
ГЕОПОЛИТИКА -
одно из фундаментальных понятий теории
международных отношений, характеризующее
место и конкретно-исторические формы
воздействия территориально-
Основные пространственно-
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА - политика, направленная на
охрану и оздоровление окружающей природной
среды, рациональное использование и возобновление
природных ресурсов, сохранение и развитие
социосферы, обеспечивающей нормальную
жизнедеятельность и экологическую безопасность
человека. Экология долгое время была
предметом изучения естественных наук,
первоначально - биологических, затем
географических. В настоящее время она
становится сферой повышенного интереса
политики. Возрастает значение антропогенных
(от греч. anthropos - человек и genes -рождающий)
факторов, обусловленных различными формами
влияния деятельности человека на отдельные
компоненты и природу в целом. Основная
задача экологии человека - определение
места человека в изменяющихся условиях
окружающей среды. Ареал человеческой
деятельности постоянно расширяется,
включая в последнее время глубины океанов
и космическое пространство. Взаимодействия
природы и общества в их диалектическом
единстве и борьбе - предмет исследования
социальной экологии. В ходе научно-технической
революции неизмеримо усиливается влияние
производственной деятельности на экономику:
состав атмосферы мирового океана, водоемов
суши, тепловой режим планеты, фон радиоактивности
и т.п. Это нередко приводит к нарушениям
экологического равновесия. Отрицательные
последствия антропогенных воздействий
на экономику в глобальном масштабе столь
внушительны, что они приводят к возникновению
глобального экологического кризиса.
Его проявлениями являются изменения,
угрожающие естественной основе жизни
человека и негативно воздействующие
на развитие общества: опасность изменения
генетического фонда, недостаточная энергетическая,
минерально-сырьевая и продовольственная
обеспеченность развития, демографический
дисбаланс, загрязнение окружающей среды
растущими токсическими отходами и др.
В связи с этими глобальными негативными
явлениями, их масштабом, нарастанием
динамизма и остроты, комплексным характером
возникает опасность перерастания эколог,
кризиса в экологическую катастрофу, ведущую
к гибели нашей цивилизации. Перед человечеством
встает общая задача - поиск путей выхода
из нарастающего экологического кризиса,
обеспечения экологической безопасности.
Защита человека, экологический императив
его выживания, вобравший в себя множество
забот и проблем, в т.ч. социально-экономических
и политических, составляет суть экологизации
политики.
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Власть появилась
с возникновением человеческого
общества и будет в той или
иной форме всегда сопутствовать
его развитию. Власть необходима, прежде
всего, для воспроизводства
Во все времена
развития политической мысли считалось
аксиоматичной неразрывность
В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов.
Характерна, например следующая мысль: «политическая наука становится равнозначной исследованию власти. Это наука о действительной воле к власти и её рациональной координации в обществе».
Любое общество не может нормально существовать, если любому представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечал В. Соловьев: «Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоложные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из их встречи рождается право».Власть вовсе не является непременно результатом только насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество.
Таким образом,
власть неизбежно оказывается
Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.
Исходя из вышесказанного,
можно дать следующее определение
власти. Власть в общем смысле есть
способность и возможность
Отсюда можно сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.