Политика и средства массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 09:05, реферат

Описание работы

Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно то, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Иногда их называют «четвертой властью». Важность средств массовой информации заключается в том, что они выполняют информационную функцию, причем, от того, как они преподносят те или иные события, существенно зависит восприятие этих событий у зрителя, читателя или слушателя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Определение и функции СМИ ....…………………………………………3
2. Субъекты воздействия на СМИ …………….…….………………………3
3. Влияние СМИ на политику государства ….…………………….…..…....4
4. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и СМИ по некоторым направлениям общественно – политической жизни……………………..4
5. Место и роль СМИ в политике……………………………………………6
6. Что такое "теледемократия"?......................................................................11
7. Заключение………….………………………………….…………….……

Работа содержит 1 файл

Политика и средства массовой информации.docx

— 53.10 Кб (Скачать)

Коммерческое начало, которое лежит  в основе большинства органов  и организаций СМИ, в принципе индифферентно к содержанию, оно  предполагает рыночное использование  информации для продажи как можно  более широкой публике. Примечательно, что в феврале 1988 г. впервые за все семь лет пребывания у власти Р. Рейгана три ведущие телекомпании США отклонили просьбу Белого дома предоставить Р. Рейгану возможность выступить по их каналам. Официальные представители этих компаний в один голос заявили, что, коль скоро в президентской речи не будет содержаться ничего нового, коммерческие интересы компаний не позволят им тратить эфирное время впустую.

СМИ в своих публикациях, репортажах и комментариях могут пролить  свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. В качестве примеров можно назвать  публикацию газетой "Нью-Йорк тайме" части так называемых "документов Пентагона", разоблачение газетой "Вашингтон  пост" Уотергейтского скандала, трансляцию ведущими телекорпорациями разоблачительных слушаний этого дела в конгрессе, мобилизацию общественного мнения ведущими органами СМИ западных стран против грязной войны во Вьетнаме США и многое другое. Можно упомянуть и то, что отдельные органы СМИ США сыграли свою роль в уходе с политической арены президентов Л. Джонсона и Р. Никсона. Другими словами, общественное мнение, в той или иной форме выраженное через СМИ, играет немаловажную роль в ограничении власти и конкретных действий правящих кругов, в разоблачении отдельных наиболее вопиющих нарушений законности с их стороны.

Следует отметить и то, что многие журналы и газеты, а также радиовещательные и радиотелевизионные станции, как, например, "Шпигель", "Штерн", "Тайм", "Ньюсуик", "Камбио-16", "Панорама", "Эуропео", "Вашингтон пост", "Лос-Анджелес тайме", "Монд", "Фигаро", "Матэн" и многие другие, держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачении махинаций, выискивании секретов, выставляя их на всеобщее обозрение. Разоблачительная, или "исследовательская", журналистика стала девизом многих изданий. В этом плане не являются исключением и российские СМИ. Зачастую эти издания падки на сенсации, стремятся "взорвать бомбу", раскрывая одновременно коррупцию, должностные злоупотребления, обман избирателей и падение политической морали в коридорах власти.

Многие из этих изданий задают тон  в публичных дискуссиях и спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы, скандалы и аферы до общественности. Именно с подачи этих и подобных им "элитных" изданий стал достоянием гласности уотергейтский скандал, приведший впервые в американской истории к отставке президента. "Шпигель" опубликовал статью под заголовком "Телефонное покушение на гражданина Т.", в которой подробно описывался скандал, связанный с тайным проникновением сотрудников ведомства по охране конституции в дом инженера К. Траубе и установлением на его телефонах подслушивающих устройств. Вскоре после этого разоблачения министр внутренних дел ФРГ В. Майхофер, ответственный за эти действия, был вынужден подать в отставку.

Необходимо отметить и то, что, апеллируя  к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам  общественного сознания, как чувство  любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать поддержку  значительных слоев населения тех  или иных акций правящих кругов или  отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях  изменения в массовом сознании носят  кратковременный характер и по завершении пропагандистской кампании по данному  конкретному поводу все, как говорится, возвращается на круги своя. Эта  особенность функционирования СМИ, как будет показано ниже, особенно отчетливо проявляется в избирательном  процессе, во время избирательных  кампаний.

Примером умелого и широкомасштабного  использования иррационалистических импульсов является нагнетание в  США в начале 80-х гг. СМИ "патриотизма" и откровенно националистических настроений в отношении Советского Союза. Завидную способность апеллировать к эмоционально-волевым, иррационалистическим импульсам продемонстрировали английские СМИ во время фолклендской войны. Нагнетая в стране, казалось бы, уже канувшие в Лету имперские амбиции и притязания, а также антиаргентинские настроения, английская пресса, радио, телевидение убедили весь мир в том, что средний англичанин, несмотря на радикальное изменение положения Великобритании на мировой арене, остается восприимчив к заклинаниям духов "отцов" и душеприказчиков колониальной империи.

Как показывают результаты многих социологических  и социально-психологических исследований, постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся  от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и  страх перед нарушением привычного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее и т.д. В то же время факты свидетельствуют о том, что у людей, слишком часто прибегающих к услугам СМИ, более легко вырабатываются негативные установки об окружающем мире. Так, дети, которые часто и много смотрят передачи, напичканные насилием,' убеждаются в том, что в мире, в котором они живут, много насилия, беспорядка, засилья сильного и т.д. Они склонны с большей готовностью примириться с этими негативными явлениями, рассматривать их не как отклонение от нормы или результат дисфункции общественной системы, а как ее неотъемлемую часть.

Причем разные категории населения  могут реагировать на эти явления  по-разному. Постоянные сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках и т.д. наводят часть читателей, слушателей, телезрителей на мысль о необходимости "твердой руки", сильной личности, которая сможет положить конец анархии, обеспечить закон и порядок и т.д. Именно среди этой части нашли живейший отклик Р. Рейган, М. Тэтчер и другие руководители правых и консервативных сил, которые как раз выступали с подобными лозунгами. Для другой части общества в качестве компенсаторного механизма служат уход в частную жизнь, приватизация, а для третьих - присоединение к разного рода общинам, коммунам, религиозным сектам и т.д.

Пожалуй, с рассматриваемой точки  зрения о характере и масштабах  воздействия СМИ на эмоционально-волевой  и иррациональный уровень общественного  сознания наглядное представление  можно получить на примере сдвигов  в массовом религиозном сознании общества ряда индустриально развитых стран, которые в совокупности получили название "новое религиозное сознание". Оно проявляется во многих формах: в неуклонном росте конфессионных церквей, неожиданном всплеске различных вариаций фундаментализма, росте в отдельных странах числа прихожан церквей, в появлении множества традиционных и нетрадиционных сект и т.д.

Об этом же свидетельствует беспрецедентное  расширение масштабов так называемых "электронных церквей", где  различные церкви используют радио  и телевидение в качестве своеобразного  амвона для проповеди своих взглядов. Передачи религиозного характера или  же затрагивающие темы религиозной  веры стали обычным делом в  ведущих радиотелевизионных сетях  индустриально развитых стран. Растет число радиотелевизионных станций, всецело специализирующихся исключительно  на религиозной тематике. Используя  новейшие достижения научно-технического прогресса, привлекая первоклассных  специалистов по аудиовизуальной, электронной  и компьютерной технике, консультантов  по созданию наиболее привлекательных  имиджей и аранжировке передач, эти "электронные церкви" стали  мощным средством воздействия на общественное сознание. Апеллируя к  многомиллионным аудиториям и выколачивая  из них зачастую значительные денежные средства, они превратились в обыкновенные деловые корпорации с оборотами  в десятки и даже сотни миллионов  долларов. Более того, ряд наиболее известных "электронных священников", или "телепроповедников", особенно в США (например, Дж. Фолуэлл, Б. Грехэм и др.), приобрели настолько большое влияние на общественность, что с их мнением вынуждены считаться высшие государственные деятели. Показательно, что телепроповедник П. Робертсон на президентских праймериз 1992 г. был одним из претендентов на выдвижение кандидатом на пост президента США от республиканской партии.

Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви, общины и других институтов. Но здесь нельзя не учитывать  и то, что сами эти институты  также испытывают на себе воздействие  СМИ. Как бы то ни было, изучение данного  феномена необходимо дополнить анализом межличностного общения, межличностных  отношений, взятых во всем объеме и  сложности всего комплекса институтов социализации и регулирования сознания. При таком анализе обнаруживается, что СМИ не дают и не могут дать зеркального отражения действительности.

6. Что такое "теледемократия"?

 

Особенностью развернувшейся в  настоящее время информационной или телекоммуникационной революции  стала замена однолинейной связи  между отправителем и получателем  информации многофункциональной и  диалоговой связью, создающей новые  возможности для участия в  информационном обмене. Появление на свет кассет и кабельного телевидения  вызвало далеко идущие последствия  социального и частного порядка. Кабельные телеприемники оснащены коммутационными панелями и микропроцессорами  и подключаются к центральному компьютеру кабельной компании. При помощи технологии "двусторонней связи" потребитель  сможет читать газету, получать почту, делать покупки, читать видеокниги из библиотеки, улаживать свои финансовые дела. Система может быть также использована как предупреждение о пожаре или попытке взлома. Более того, по системе "двусторонней связи" зрители имеют возможность выражать свое мнение по принципу "да-нет", "больше-меньше", нажимая соответствующие клавиши панелей, установленных в их телеприемниках. Эти новые технические средства и приемы в политическом процессе могут быть использованы для проведения опросов общественного мнение с "моментальным" подведением их результатов в политических дискуссиях, для проведения референдумов и т.д.

Эти приемы получают настолько большую  популярность, что в западной политологии  их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества. Например, О. Тоффлер считает, что по мере роста числа персональных компьютеров и "компьютерной вооруженности" населения, создающей условия для прямого информационного контакта человека, сократятся возможности для установления над ним централизованного контроля со стороны государства и тем самым уменьшится угроза личным свободам. Данная технология открывает дорогу плюрализму, широким возможностям для выражения местных интересов, замены представительной демократии "демократией участия", не нанося ущерба ни одному демократическому институту. Для обозначения данного феномена изобретено даже специальное понятие "теледемократия".

"Демократия участия" рассматривается  как такая система политической  организации общества, где граждане  прямо, без посреднической помощи  избираемых представителей решают  все интересующие их социальные  и политические вопросы. По  мнению сторонников концепции  "демократии участия", демократия, осуществляемая через средства  массовой информации, раньше технически  неосуществимая, теперь может стать  реальностью. Разумеется, в этих  рассуждениях много здравого. Действительно,  при определенных условиях, особенно  на местном уровне, при решении  конкретных проблем, имеющих значение  для того или иного региона  или страны в целом, эффективно  могут быть использованы отдельные  элементы "теледемократии", приемы "электронного голосования на дому". Однако было бы опрометчиво однозначно оценивать значение и роль новейших средств телекоммуникации, поскольку, как выше говорилось, они сами по себе нейтральны. Результаты, последствия их использования во многом определяются тем, как и в каких целях они используются.

В самом начале внедрения "электронного голосования" подвергалась сомнению объективность его результатов. 28 октября 1980 г. телекомпания Эй-би-си после телевизионных дебатов между Р. Рейганом и Дж. Картером, транслировавшихся на все штаты США, предложила телезрителям позвонить по определенному телефону для выяснения их мнения о том, кто выиграет на предстоящих президентских выборах. После подсчета около 727 тыс. звонков оказалось, что Рейган по популярности почти в два раза превосходит Картера. Оспаривая в данном случае соответствие результатов опроса телезрителей действительным позициям электората по стране в целом, советники Картера указывали на ряд факторов, которые, по их мнению, повлияли на эти результаты: во-первых, теледебаты транслировались во время, более удобное для зрителей западных штатов, где Рейган пользовался большей популярностью; во-вторых, из городов труднее звонить на студию из-за пробок на АТС, чем из сельской местности (в городах было больше сторонников Картера); в-третьих, не исключалась возможность нескольких звонков одного человека; в-четвертых, стоимость одного телефонного звонка составляла 50 центов, что снижало желание наиболее бедных слоев населения, традиционно голосовавших за демократов, участвовать в опросе.

К тому же технология двусторонней политической коммуникации позволяет организаторам  опросов легко оперировать полученными  данными, сами ответы предопределены составителями  кабельных программ - так как зрителю  предоставляется право выбора из ограниченного числа альтернатив, например: "А", "Б" или "В". Следует учесть также и то, что "теледемократия участия" с помощью кабельного телевидения может означать и усиление тоталитарных тенденций. Приобретая форму своеобразного плебисцита, она, по сути дела, перешагивает стадию обсуждения тех или иных проблем, по которым принимаются решения, оставляет избирателя наедине с центральной ЭВМ, лишь регистрирующей его мнение. Политики приобретают дополнительный канал доступа к общественному мнению. При таком положении вещей увеличивается возможность навязать публике решение, основанное не на разуме, а на эмоциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

 

Таким образом, активизация и расширение поля деятельности СМИ, широкое использование  опросов общественного мнения, политических консультантов и специалистов, занимающихся организацией и проведением избирательных  кампаний, "продажей" избирателям  специально "сконструированных" имиджей кандидатов и т.д., способствовали, с одной стороны, лучшему освещению  и доведению до широких слоев  населения проблем, стоящих перед  обществом, позиций и альтернатив, предлагаемых различными партиями и  кандидатами, с другой стороны, беспрецедентному увеличению возможностей для манипулирования настроениями и ориентациями людей. В данной связи нельзя не затронуть еще один аспект, влияющий как на сам политический процесс, так и на его освещение средствами массовой информации.

Информация о работе Политика и средства массовой информации