Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:59, контрольная работа
Побудительным мотивом написания этой контрольной работы явилась личная
заинтересованность в рассматриваемом вопросе. Основной целью работы было
освещение некоторых взглядов на проблему, которые представляют интерес,
но по каким-либо причинам ранее не излагались в рамках данной проблемной
области.
Введение……………………………………………………………………………………..…3
1. Взаимоотношения религии и политики………………………….………………......6
2. Структура взаимоотношений политики и религии……………………………..….10
3. Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии……………………13
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………………..…….21
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»
ГОУ СПО
«Колледж экономики и права»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: «Политология»
На тему:
«Политика и религия»
Выполнил:
студент 20 гр. А.М. Янакогло
Проверила:
Т.В. Павлова
Сыктывкар
2009 год
Введение…………………………………………………………
1.
2. Структура взаимоотношений политики
и религии……………………………..….10
3. Взаимовлияние
и взаимные функции политики и
религии……………………13
Заключение……………………………………………………
Побудительным мотивом написания этой
контрольной работы явилась личная
заинтересованность в рассматриваемом
вопросе. Основной целью работы было
освещение некоторых взглядов на проблему,
которые представляют интерес,
но по каким-либо причинам ранее не излагались
в рамках данной проблемной
области.
На протяжении всей человеческой истории
взаимодействие различных сфер
общественной жизни вносило существенные
коррективы в бытие общества.
Поскольку и политика и религия являются
одними из самых древних форм
проявления общественной активности человека,
то их взаимодействие и
взаимовлияние можно обнаружить на любой
стадии развития человеческого
общества.
В основе взаимоотношения политики и религии,
как и в основе
взаимоотношений любых других сфер общественной
жизни, лежит комплексное соответствие/противоречие
отдельных аспектов этих сфер.
Дело в том, что, как правило, каждая сфера
имеет определенную ориентацию по отношению
к некоторым вопросам. Иногда эти ориентации
совпадают, а иногда нет.
Например, экономика и педагогика имеют
совершенно разный взгляд на
деньги и материальные ценности. Так вот
согласие, противоречие или
индифферентность, проявляемые в отношении
отдельных вопросов и
определяет специфику взаимоотношения
и взаимодействия этих сфер.
Следует отметить, что сам характер взаимодействия
различных сфер
общественной жизни может носить двоякий
характер. Первый аспект
заключается в проявлении причинно-следственных
связей в бытии этих сфер,
то есть, когда какие-либо события, произошедшие
в одной сфере,
становятся причиной других событий в
другой сфере. Так, например,
научно-технический прогресс в свое время
обусловил перемену способа
производства и структуру общества в целом.
Второй аспект проявляется в
функциональной частичной или полной
замене специфических функций одной
сферы другой, когда она, по каким-либо
причинам не может их выполнять.
Так, например, в советском обществе марксистская
идеология значительно
потеснила религию, и взяла на себя функцию
формирования общественного
сознания.
Попытаемся сначала дать самую общую характеристику
взаимодействия
политики и религии, его причин и результатов.
Само присутствие религии в
общественной жизни человека в целом и
в политике в частности указывает
на наличие в человеческом сознании феномена
веры, то есть способности
человеческого сознания принимать информацию
без доказательства,
логически непротиворечивого обоснования.
Именно на этой способности и
базируется все религии, тесно связанные
понятие веры с понятием доверия.
А вот уже доверие и используется по отношению
к личностям, общественным
(в том числе и политическим) организациям,
их действиям и информации от
них исходящей. В свою очередь религия,
будучи представлена церковью в
структуре общества, как и все остальные
структурные образования,
подчиняется политической власти в лице
государства.
Следует обратить внимание на то, что отношения
«церковь/государство» и
«религия/политика» не тождественны, хотя
и очень тесно связаны. Связь
эта выражается в частности в том, что
при сближении церкви и государства
самостоятельная политическая активность
церкви ослабевает, и заменяется
совместной активностью вместе с государством,
а при отделении церкви от
государства наоборот возрастает. При
дальнейшем рассмотрении вопроса мы
будем иметь в виду, что связь религии
с церковью и политики с
государством представляется как –связь
общего с частным и имеет все
свойства присущие этим категориям.
Для того, чтобы получить удовлетворительные
результаты исследования,
необходимо более детально разобраться
в том, что же, собственно,
представляют, собой, политика и религия,
ибо обыденное толкование этих
слов может привести к неоднозначности
в лучшем случае, и к неверным
выводам в худшем. Если с политикой все
более-менее ясно и без особых
препятствий можно в качестве рабочего
взять определение:
Политика – сфера отношений между
индивидами и социальными группами по
поводу государственной власти, государственного
устройства внутри
общества и межгосударственных отношений,
призванных выразить их общие
интересы. то с определением религии дело
обстоит сложнее. Дело в том,
что многие источники освещают этот вопрос
не в ракурсе религиоведения, а
в ракурсе еще недавно предшествовавшего
ему научного атеизма, что,
безусловно, искажает суть самой религии,
как духовно – ориентированной
сферы общественных отношений, весьма
специфическими функциями и ролью
жизни общества. Разумная стратегия заключается
в том, чтобы принимать во
внимание всякий феномен таким, какой
он есть. Это относится и к
религии, так как ее влияние на все стороны
жизни человека существует
объективно, и поэтому ее необходимо принимать
во внимание, причем такой,
какой она является в собственном самосознании.
Даже если смысл кажется
непонятным или странным, необходимо принимать
его именно таким, делая
скидку на его значение во внутреннем
построении. Итак, что же религия
говорит сама про себя:
Религия – специфическая форма
общественного сознания, главными
принципами которой является исповедование
личного, духовного,
совершенного надмирного начала – Бога,
являющегося источником бытия
всего сущего, и убеждения в том, что человек
способен к обращению,
единению с Богом и вечной с Ним жизни.
Без этих двух основополагающих принципов,
или хотя бы одного из них
религия вырождается в шаманство, оккультизм,
философию или этику. В
современном обществе религия реализуется
в конкретной сфере общественных
отношений, использующих и учитывающих
специфические особенности
религиозного сознания.
Так как и религиозная и политическая
сфера общественных отношений, в
конечном счете, имеют отношение к человеку,
они неизбежно пересекаются и
взаимодействуют друг на друга. В работах
некоторых политологов роль
религиозных представлений на политическое
бытие либо приуменьшается,
либо совсем игнорируется, равно как и
его абсолютизированное приводит к
довольно радикальным выводам, которые,
конечно же, не подтверждаются
общественной практикой.
1. Взаимоотношения
религии и политики
Очень долгое время самая распространенная
точка зрения на этот вопрос
заключалась в том, что в течение всей
человеческой истории служителя
культа всячески старались приспособить
религию для удовлетворения своих
меркантильных интересов. Конечно, самым
простым было бы отказаться от
таких суждений, объявив их искаженными
призмой многолетнего торжества
научного атеизма. Хотя суждения о религии
в истории и представляются
весьма сложными для вынесения однозначных
выводов, все-таки можно
попытаться взглянуть на этот вопрос объективно.
На протяжении всей истории всегда находились
люди, которые использовали
религию в корыстных целях. Особенно это
было удобно в Древневосточной
культуре, где самой распространенной
религией было язычество. Однако не
стоит обольщаться, думая, что жрецы обманывали
народ, заставляя
приносить дорогие жертвы богам и правителям,
или оправдывали политику
главы государства, прибегая к авторитету
богов, сами, в душе
посмеивались, как ловко они обманули
непосвященных. Нет. Это только
современным атеистам кажется вполне
очевидна и понятна такая схема
поведения. Конечно, в соответствии с такими
поверхностными суждениями
все выглядит просто прекрасно и логично,
но по сути своей не совсем
верно. Если рассмотреть детально любую
древнюю культуру, то станет
очевидным, что религиозные знания не
отделялись от естественнонаучных, а
представляли единый комплекс знаний,
которые описывали мир в глазах
людей того времени. Ребенок с детства
усваивал ту картину мира, которая
соответствовала полумифическим описаниям.
Наполовину потому, что
какая-то часть сведений о мире все-таки
опытно проверялась, но он ни
сколько не сомневался в существовании
языческих богов, как мы сейчас не
сомневаемся в круглой форме земного шара,
хотя почти никто не видел
воочию землю с орбиты. Точно такому же
воспитанию подвергались в детстве
и будущие жрецы, которые, став взрослыми,
не утратили своих
представлений. Они искренне верили в
мифическое основание мира, что, тем
не менее, не мешало религии активно влиять
на государственное
обустройство и на политику в целом.
В доантичные и античные времена самой
главной линией соприкосновения
религии и политики было божественное
обоснование власти правителя. Такая
схема не вызывала вопросов и была понятна
большинству: не сам человек
являлся источником власти, а лишь пользовался
властью богов, чью волю он
и призван был выразить (Др. Вавилон). Или,
как вариант, правитель
отождествлялся с божеством, и сам мог
творить свою волю (Др. Египет).
Таким образом, религия укрепляла позиции
правителя и являлась основой
внутренней политики государства. Впрочем,
были попытки со стороны власти
влиять на верования своих подлинных,
но они носили характер исключения,
и, как правило, не приводили к существенным
изменениям. Как пример,
можно привести политику фараона Аменхотена
IV, принявшего позднее имя
Эхнатон. Он упразднил традицию почитания
старых богов, велел почитать
единого бога Атона. Но такой порядок продержался
недолго, и сразу после
смерти, при фараоне Тутанхамоне был восстановлен
прежний порядок
почитания богов.
Подобная система устоялась, и работала
вплоть до появления
христианства, появление которого внесло
огромные коррективы в отношении
власти с народом. Собственно частные
возмущения нормального хода
управления государством начались еще
при царе Ироде, по приказу которого
была проведена операция по истреблению
первенцев в иудейских семьях, в
надежде убить будущего иудейского царя,
о рождении которого было
возвещено. Политическое решение Понтия
Пилата о казни Иисуса, сделанное,
как мы помним из Евангелия, под давлением
общественности, вообще можно
посчитать самым крупным вмешательством
политики в область религии за всю
человеческую историю, по сравнению с
которыми мелкие притеснения
христиан со стороны языческого Рима именно
таковыми и будут казаться, не
смотря на то, что представляла собой порой
публичные массовые казни.
Перечислить частные случаи взаимного
вмешательства религии и политики
можно довольно долго, даже если обращать
внимание только на самые
существенные, как, например: установление
Константином Великим
христианства основной Византийской религией;
возвышение Римского папы
над всеми европейскими монархами.
С точки зрения политики христианство
приобретало все большую
идеологическую мощь. Все от простых крестьян,
до монархов прислушивались
к голосу церкви. Усилиями нескольких
людей к определенному времени была
сформирована самостоятельная религиозно
– политическая доктрина.
Традиционно ссылаются на две личности,
без сомнения оказавших влияние на
рождение христианизированной политической
мысли в Европе. Это Августин
Аврелий (Блаженный Августин) и Фома Аквинский
(Аквинат). Августин
Австрелий был епископом и являлся авторитетом
для верующих в области
богословия. В своем труде «О граде Божием»
он характеризовал всемирную
историю с позиций христианства и развивал
идею о Божьем преодолении
человеческой истории. Его учение активно
использовалось как
протестантами, так и католиками и, в частности,
сыграло большую роль в
борьбе пап и светских феодалов.
Учение Фомы Аквинского, объявленного
впоследствии Римской церковью
святым, тоже основывалось на христианском
видении мира. В отличие от
Блаженного Августина, исповедующего
принцип «Без веры нет знания, нет
истины», Аквинат считал, что разум способен
рационально доказать
существование бога и опровергнуть возражения
против христианских истин,
однако он не был сторонником чистого
рационализма и придерживался
принципа сочетания гармонии веры и разума.
Светская власть, согласно его
воображениям, должна быть синтезом трех
правильных аристотелевских форм
власти: монархии, аристократии и политики
(правильной демократии).
Мировозренческая позиция Фомы Аквинского
подразумевала наличие в мире
всеобщего универсального иерархического
порядка, созданного Богом, в
который укладывалось все существующее.
Таким обрзом, государство
объявлялось частью этого универсального
порядка, находящееся на своей
ступени иерархии. Государственная власть
имела божественный характер,
недовольство ею расценивалось как грех,
однако при значительной
дисфункции власти оправдывалось даже
покушение на тирана.
С наступлением Нового времени роль религии
в жизни общества стала
уменьшаться, из-за того, что общество
стало постепенно
переориентироваться на другие идеалы.
Возможно, это обусловили
объективные законы общественного развития,
а так же самостоятельное
развитие науки и техники, подкрепленное
чередой фундаментальных
изобретений и великих открытий. Именно
в это время стал рождаться миф о
противоборстве между наукой и религией,
имеющий, впрочем, свои
основания. Роль религии в жизни общества
стала приближаться к
современному положению. Развитие философской
мысли свело к минимуму
мировоззренческую функцию религии хотя
бы среди образованной верхушки
общества, а, именно, оно занималось политическим
руководством.
Относительно неизменными оставались
только позиции религиозной морали,
которые определяли социальные нормы,
являющиеся для политики
своеобразными рамками и ориентирами.
При сохранении тенденции
дальнейшего распространения, религия
утратила свое влияние на политику
так же вследствие наметившихся тенденций
секуляризма – отделение церкви
от государства. Можно сказать, что эта
ситуация, не подвергаясь
существенным изменениям, сохранилась
и до нашего времени.
2.
Структура взаимоотношений
политики и религии
Можно выделить 4 основных типа взаимоотношений
государства и религии:
Превращение государственной власти в
центр религии. Такое положение было
типично для языческих государств, и ярким
примером может служить Римская
империя, где императору поклонялись как
Богу. Вообще, в различных
языческих государствах складывались
различные степени почитания и
обожествления верховного правителя.
Подчинение государства церковным учреждениям.
Подобная ситуация имела
место в христианской Европе средневековья.
Папа, считавшийся наместником
Бога на Земле, по своему усмотрению раздавал
короны, полностью подчиняя
государственную власть церковью.
Союз государства с церковью, который
был достигнут в России подчинением
монарха религиозной идее и личной его
принадлежностью к церкви, при
независимости от церкви его государственной
власти. Не следует путать
это с теократией, которая проявляется
во владычестве Бога в политике
посредством правителя. Напомним, что
теократией называют такую форму
правления, когда глава государства и
глава церкви – одно лицо (например,
Папа Римский в Ватикане).
Отделение государства от церкви, крайняя
форма которого была
обязательной частью внутренней политики
СССР, вплоть до полного
подчинения церкви государству. В других
государствах наблюдаются более
спокойные взаимонезависимые отношения
власти и церкви, хотя полная
независимость в чистом виде отсутствует
везде.
Хотелось бы обратить внимание на такой
аспект, когда в развитии
отношений церкви и государства наступает
момент его оцерковления, то
есть перенятие некоторых функций церкви.
В таком случае, если перенятые
функции были или очень важными или специфическими
функциями церкви, то
сама церковь как бы отходит на второй
план, и частично утрачивает свое
влияние на жизнь общества. Ситуации, когда,
наоборот, церковь стремится
к доминированию, ведет к неизбежной борьбе
светской и церковной власть
за верховную роль. Именно такая борьба
имела место в средневековой
Европе, и окончилась победой национальной
государственной политики над
европейским католическим владычеством.
Если уж рассматривать
христианский подход к отношении церкви
и государства, то можно сказать,
что согласно христианской позиции, церковь
не должна заниматься
управством гражданских дел, ибо подобные
тенденции в целом могут
привести к регрессу общественных отношений
и негативно сказываться на
самой церкви. Противоречие, заложенное
в отношениях церкви и
государства, может быть точно выражено
вопросом: «Как же должны
существовать государство и церковь: совокупно
или раздельно; и кто кому,
в какой мере должен подчинен»?
Если принять за отправную точку цепочки
умозаключений мнение, что для
государства практическое значение имеет
не непосредственно религия, а
порождаемый ею нравственный элемент
общества, то можно сказать, что
потребность государства в этике приводит
его к необходимости уважать
религию. Для того, чтобы нравственное
начало могло оказывать свое
позитивное влияние на политические отношения,
необходимо, чтобы религия
была независима от государства, ибо религия
может существовать только
самостоятельно, т.к. без этого она перестает
быть самой собой и
перестает рождать ту высокую этику, из-за
которой она и дорога
государству.
Отсюда можно сделать вывод об отделении
церкви от государства, но
отделении не абсолютном, а о таком способе
взаимоотношений церкви и
государства, когда государство не берет
на себя излишней и непосильной
обузы руководить религиозными отношениями
и снимает с себя
ответственность за действия церкви. В
свою очередь церковь тоже не
вмешивается в государственную политику,
занимаясь только выполнением
своих специфических функций.
Такое отделение подразумевает демократический
союз церкви и государства
на общественно сознание, не вмешиваясь
в систему управления
государством. Наиболее полно это реализовалось
в последние годы
существования самодержавной России,
когда заимствованный ей византийский
принцип равноправия двух властей вел
к укреплению государства, так как
они не боролись между собой, а создавали
и укрепляли взаимный авторитет.
Таким образом, подобные взаимоотношения
позволяют реализовать идею
господства нравственного идеала, так
необходимого обеим сторонам, без
каких-либо болезненных взаимных уступок.
3.
Взаимовлияние и
взаимные функции
политики и религии
Какое же влияние могут оказывать и оказывают
друг на друга религия и
политика? Сначала рассмотрим не столь
важное с точки зрения политологии,
влияние политики на религию. Следует
отметить, что проявления подобного
влияния носят как самостоятельный, непосредственный,
так и рефлексивный
характер, являющийся своего рода реакцией
на какие-то проявления влияния
религии на политику. К таким рефлексивным
проявлениям следует отнести, к
примеру, проявление постсреднековых
секуляристических тенденций во
внутренней политике многих стран Европы,
как реакцию на каталическую
экспансию Рима. В качестве примера непосредственного
влияния может
подойти любое политическое действие
государства, так или иначе
затрагивающее религиозные интересы.
В истории России это было, скажем,
крещение Руси князем Владимиром, или
попытки искоренения религии в
советское время.
Влияние политики на религию может проявляться
так же в некоторых
политических действиях или распространению
некоторых идей, которые могут
скомпрометировать отдельные религиозные
образования или вполне
конкретных людей. Разные политики в разные
времена заимствовали из
Библии идею богоизбранного народа, которая
особенно ярко проявлялась в
период расцвета этого национального
государства. Как вариант
политического злоупотребления религией,
можно считать действия Саддама
Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом
давлении на своих граждан,
заставлявшего их воспринимать события
в Персидском заливе, как священную
войну во имя Аллаха. В политике всегда
находились люди, склонные
рассматривать религию, как один из методов
идеологической борьбы.
Одно из самых значительных направлений
влияния политики на религию
заключается в проявлениях усилившейся
в последнее время тенденции к
политизации религии в целом. Плохо знакомые
атеисты всегда объясняли ее
стремление к политике желанием поднять
собственный престиж. В реальности
мы можем заметить, что оформление церкви,
как самостоятельного субъекта
политики происходит из-за отделения церкви
от государства.
Самостоятельная политическая активность
религиозных образований
способствует расширению и укреплению
их связей, в том числе и
международных.
В самом процессе политизации внутри самой
религии проявляется
противоречие среди верующих и религиозных
лидеров. Одни религию
политизируют, разрабатывают религиозно-политические
доктрины, ищут
религиозные обоснования политическим
действиям. В их системе убеждений
доминируют именно политически мотивы.
Другие противники политизации
религии, считают, что религия ни в коем
случае не должна превращаться в
орудие идеологии или политики, а должна
укреплять духовные основы
общества. Это внутренне противоречие
обуславливает развитие отношений
между религией и политикой с целью преодолеть
его.
Это основные направления влияния политики
на религию. Но прежде чем
перейти к рассмотрению влияния религии
на политику, хотелось бы
остановиться на некоторых функциях, которые
реализует религия по
отношению к ней.
Легитимная функция выполняется религией
тогда, когда религиозная позиция
поддерживает или наоборот осаждает власть,
ее идеи или действия.
Политики часто обращаются к религии,
как к структуре, поддерживающей
общечеловеческие ценности, обращая престиж
религии в свою пользу.
Представительная функция заключается
в выражении и защите интересов
некоторой группы людей религиозными
организациями, которые выступают как
субъекты политики.
Дифференцирующая функция обуславливает
наличие границ раздела сфер
влияния различных религий. Любое единое
общественное образование может
быть разбито на несколько разноконфессиональных
частей, будь то
территориально целое государство, или
однородная по составу социальная
группа.
Интегрирующая функция проявляется в
реализации огромного интегрирующего
потенциала религии. Известный французкий
социолог
Э. Дюркгейм видел в религии средство укрепления
общества за счет единения индивидуума
и социума.
Не связанная государственными границами,
религия, космополитическая и общепланитарная
по своему характеру, в состоянии сближать
разнородные социальные слои, силы, народы
и страны. Под начало единой веры собираются
люди, совершенно различные по многим
критериям (в том числе и политическим).
Результат осуществления этих функций
обуславливает наличие
соответствующего направления религии
на политику. Какие же существуют
основные направления такого влияния?
Влияние на сознание людей. Укрепление
религиозности усиливает
общественную мораль, нравственность
и, соответственно, правопорядок. Но
при этом не стоит забывать, что некоторые
мировоззренческие, моральные и
правовые убеждения, усвоенные в детстве,
растут вместе с человеком и у
взрослого становятся уже его жизненными
принципами, формируя его
внутреннюю культуру, частью которой является
и политическая культура,
влияющая на политическое сознание. Политически
социализированный индивид может либо
непосредственно принимать участие в
политических событиях, либо просто реагировать
на них в соответствии со своими религиозными
воззрениями, заставляя окружающих, таким
образом, считаться с ними.
Идеологическая поддержка или противоборство.
Пропаганда самой религии, с
ее системой ценностей и идей, может как
позитивно, так и негативно
сказываться на авторитете власти или
каких-либо субъектах политики. Само
распространение религиозных идей может
составить конъюнктуру
распространения какой-либо идеологии,
и определенным образом обусловить
или внести вклад в развитие общественного
сознания. Наличие этого
направления влияния обязывает власть
учитывать религиозный фактор во
внутренней политике государства.
Политическая деятельность религиозных
организаций. Прямое участие в
политической деятельности религиозных
структур и политических партий
религиозной направленности, в том числе
и в международной политической
деятельности. Ярким примером может послужить
Ватикан, являющийся
одновременно мировым центром католицизма
и государством, непосредственно принимающим
участие во встречах в рамках деятельности
Совета по безопасности и сотрудничеству
в Европе, и выступающим с соответствующими
инициативами. Другим проявлением религиозного
фактора в мировой политике стала иранская
революция 78-79гг., ходящая корнями в исламскую
идеологию, и кардинально изменившая расстановку
сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший
удар по позициям США в этом регионе.
Проблемная интеграция. В силу того, что
религия предопределяет внимание
к таким глобальным проблемам, как поддержание
мира, борьба с голодом,
особо опасными болезнями, экология, демография
и т.д., она выступает в
роли некоторого центра, вокруг которого
собираются, все, кто
заинтересован в разрешении этих проблем.
Политики же заинтересованы в
разрешении этих проблем по роду своего
занятия и редко пренебрегают
возможностью использовать авторитет
религии для подержания своего
престижа.
Политическая интеграция. Это интеграция
немного другого рода,
представляющая собой объединение различных
политических образований и
государств с учетом религиозного признака.
Известна деятельность
Всемирного совета церквей, в состав которого
входит более трехсот
протестантских и православных церквей.
Буддизм представлен в
международном сообществе Всемирным буддистским
альянсом, а в Организации
исламской конфедерации входит около
пятидесяти мусульманских государств,
хотя они находятся на разных ступенях
экономического развития и даже
нередко прибегают к политическому противоборству
между собой.
Разделение сфер влияния по конфессиональному
признаку. Это направление
является обратной стороной интеграции,
так как образование новых связей
часто бывает сопряжено с разрывом старых.
Так, например, республики
средней Азии, ранее входившие в состав
СССР, одними из первых получили
международное признание, со стороны Турции,
Ирана, Пакистана и стран
Персидского залива, причем между некоторыми
из них явно обозначились
линии соперничества за влияние на южные
республики бывшего СССР.
Религиозная окраска сыграла свою роль
в ускоренном вовлечении их в
религиозное сообщество исламских государств
– Организацию экономического
сотрудничества.
Учет религиозного фактора во внешней
политике. Религиозный фактор
учитывается во внешней политике всех
крупных держав при разработке
соответствующих доктрин и осуществлении
конкретных акций на мировой
арен. В советской внешней политике роль
религии в международной политике
долгое время недооценивалось. Лишь со
времен советское руководство
начало понимать значение религиозных
моментов в мировой политике. Такое
признание проявилось в факте подписания
Хельсинского Законодательного
акта Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе, в итоговых
документах СБСЕ, где содержались договоренности
о религиозных правах и
свободах, а так же в установлении официальных
отношений между СССР и
Ватиканом.
Религиозный экстремизм. Часто религиозные
мотивы лежат в основе
радикальных политических действий, осуществляемых
различными
религиозно-политическими образованиями.
Так, например, из-за
арабо-израильских конфликтов произошла
сильная исламизация внешней
политики в ряде исламских государств,
что обусловило распространение
идеологии «исламского порядка». Наиболее
экстремистский вариант,
продвигаемый организацией «Мусульманские
братья», представляет собой
концепцию создания всемирного исламского
государства и освобождения от
неверных территорий, где распространен
ислам. Другие течения более
умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется
и в других странах в
таких формах как выступления исламских
фундменталистов в Иордании против
согласия ее правительства на переговоры
с Израилем; борьба между
мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами
и буддистами в Таиланде;
движение за создание Исламского государства
в одном из штатов Малайзии.
Косвенное влияние: Религия,
кроме непосредственного влияния на
политику, оказывает на нее косвенное
влияние через мировоззренческие,
моральные и правовые общественные устои,
под воздействием которых
формируется и внешняя и внутренняя политика
государства, определяются ее
характер с учетом политических и экономических
интересов. Так, например,
христианские ценности лежат в основе
ряда политических концепций стран
Запада, исламские стереотипы сказываются
на деятельности мусульманских
государств, а буддизм нашел выражение
в политической жизни народов
азиатского континента. Такие черты, как
самосознание, патриотизм так же
формируются под влиянием религиозных
концепций посредством
воспитательной системы и культуры.
Это были основные направления влияния
религии на политику. Любопытно,
что из-за многовекового исторического
опыта взаимодействия и в политике
и религии сложились соответствующие
нормы и законы, регулирующие и
описывающие их взаимное существование.
Более того, получилось так, что
религия позаимствовала из общественно
– политической системы концепцию
многоуровневой иерархии, а политика,
в свою очередь, может почерпнуть
принципы государственного отношения
к поликонфессиональной нации. К
таким принципам можно отнести религиозную
свободу, веротерпимость,
справедливость и равенство возможностей.
Именно на таких основах может
быть построена разумная политика.
Современная политика представляет собой
сложное общественное явление,
влияние которого на различные стороны
общественной жизни сложно оценить
однозначно. Тем не менее, это влияние
существует, и представления о нем
являются частичкой знания об обществе.
Чем больше человек знает об
обществе, в котором он живет, о взаимодействии
его составных частей и
явлений, тем проще ему в этом обществе
жить.
Именно такая позиция часто заставляет
меня искать во всем социальный
подтекст, будь то политика, религия, этика
или культура. Вообще говоря,
это работа вряд ли была бы написана в
настоящем виде, если бы мне были
недоступны некоторые сведения из таких
областей, как философия,
социология, история, политология, религиоведение,
этика, и, чуть менее
значимых психологии, культуры, педагогики
и экономики. Разбирая любую
проблему, имеющую отношение к социуму,
необходимо рассматривать ее в
совокупности всех форм и явлений общественной
жизни, ибо всегда
существует вероятность ложной интерпретации
фактов в отрыве от
контекста.
На протяжении десятилетий господства
идеологии марксизма, взгляд на
религию сознательно искажался. Религия
понималась слишком примитивно, и
это мешало правильному осознанию некоторых
вопросов.
Сейчас наше общество в своем развитии
взяло курс на Запад, а история
формирования гражданского и политического
общества хотя бы в США
свидетельствует, что религиозные верования
американцев влияют на их
взаимоотношения на работе, семье, с друзьями
и на принятие политических
решений в гораздо большей степени, чем
расовая принадлежность, уровень
образования, уровень доходов, пол, возраст
и т.д.
Еще совсем недавно многие специалисты
в области социальных наук
полагали, что ввиду быстрых и неуклонных
изменений в технологии,
образовании науке, столь же неуклонно
будет удерживаться и тенденции к
секуляризации всех сторон общественной
жизни, к автономизации и даже
постепенному исчезновению религии, как
формы общественного сознания.
Однако действительный ход событий не
подтвердил этих прогнозов, а
наоборот, опроверг их. Отмирания религии
не произошло. Более того, она
заметно активизировалась, и начинает
играть все более значительную роль
и в форме социального института и как
субъект политики и как кладезь
национальной культуры и истории и как
колыбель стройного
философско-этического учения и в своем
реальном облике. Межрелигиозные
отношения ныне переходят в разряд стратегических
глобальных проблем,
решение которых должно стать тщательного
и глубокого изучения и
международного урегулирования наравне
с проблемами разоружения,
безопасности, прав человека, экологии
и других вопросов.
Самым существенным моментом в отношениях
религии и политики должен
стать вопрос о наиболее эффективном,
с точки зрения общества, их
существования; о наиболее разумном методе
государственного управления
населением, исповедующем различные религии.
По результатам этой работы,
самой разумной представляется политика
доброго сожительства и
равноправного развития различных конфессий
и государства. Причем
религиозный экстремизм ничем не лучше
воинствующего атеизма, ибо они оба
основаны на жесткой бескомпромиссности.
Среди нескольких слоев нашего общества
до сих пор широко распространено
убеждение, что религия – пустая и никчемная
штука, нагромождение догм и
антинаучных мировоззрений. Это общественное
мнение существует, как бы,
«по инерции» со времен социализма, и обнаруживает
тенденцию к
исчезновению, пусть и не очень скорому,
потому что религия в наши дни
все больше выступает не в виде слепой
веры и фанатизма, а в качестве
своеобразного морально-нравственного
регулятора, поборника социальной
справедливости в ее религиозном смысле,
гуманистической системы
воспитания, ориентированной на традиционные
ценности и фундамента
обустройства на этих началах земного
бытия людей.
Таким образом, в религии можно увидеть
механизм, позволяющий сохранить
как нравственные ценности, так и национальное
самосознание и укрепить
солидарность между нациями и народами.