Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:41, контрольная работа
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1 Общая характеристика концепции политических
конфликтов…………………………………………………………………5
2 Политический кризис………………………………………………….12
3 Причины политических конфликтов……………………………13
4 Типология политических конфликтов…………………...……14
5 Виды политических конфликтов…………………………………15
6 Стадии политического конфликта…………………………...…16
7 Функции политических конфликтов…………………………...17
8 Методы урегулирования политических конфликтов...…18
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….…21
В
социологическом плане
Во-первых, это - конфликт в масштабах всего политического пространства; как правило, это - конфликт по поводу легитимности власти, ее признания-непризнания, поддержки или неприятия властных структур.
Второй
уровень конфликта отражает
2 ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы.
Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.
Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.
Политические
конфликты и кризисы
В качестве основной,
универсальной причины
несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их
удовлетворения.
Причинами конфликтов также являются:
групп, партий.
Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям. Например:
1) По субъектам.
- межгосударственный;
- межнациональный (этнический);
- межклассовый;
- между социальными
группами и общественными
- между расами (расовый) и др.
2) По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).
3) По масштабности:
- мировой;
- региональный;
- локальный.
4) По уровню формирования:
- на межличностном уровне;
- на групповом уровне;
- на уровне
подсистем общества или государ
- на региональном и глобальном уровне.
Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.
Своеобразие современных политических конфликтов приводит к тому, что существенно изменяется их конфигурация и направленность. Когда преобладали конфликты классового характера, в которые вовлекались широкие народные массы, как это было в социальных революциях, где, по словам В. И. Ленина, “кризис верхов”, когда верхи не могли управлять по-старому, сочетался с “кризисом низов”, которые не могли мириться со старыми политическими порядками и властными структурами, конфликтное противостояние неизбежно приобретало “вертикальную” направленность: “низы” восставали против “верхов”. В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие развертывается преимущественно по “горизонтали”, где противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические партии и группировки.
Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает основание для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:
С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме:
1.
накопление противоречий и
2.
нарастание и эскалация
3. собственно конфликт;
4. разрешение конфликта.
Первая стадия
характеризуется накоплением
Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.
Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.
Четвертая стадия - завершение конфликта.
Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они впоследствиях, по завершению конфликта.
Функции-последствия политического конфликта: политические, экономические, военные, экологические, демографические.
Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.
К позитивным можно отнести:
К негативным функциям конфликта можно отнести следующее:
организациях;
Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.
По мнению французского политолога Филиппа Бро, фатальность конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение. Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.
Каковы же конкретные методы разрешения конфликтов?
1. Метод избегания
конфликта. Но избегание
2. Отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.
3. Метод конфронтации.
Обязательно выдвигает на
4. Метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" – действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.
5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.
6. Третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод
имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.
7. Переговоры, которые
необходимы для того, чтобы избежать
применения насилия. Они
Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.
ВЫВОДЫ
Подводя итог краткого анализа концепций конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.