Политика и политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1 Общая характеристика концепции политических
конфликтов…………………………………………………………………5
2 Политический кризис………………………………………………….12
3 Причины политических конфликтов……………………………13
4 Типология политических конфликтов…………………...……14
5 Виды политических конфликтов…………………………………15
6 Стадии политического конфликта…………………………...…16
7 Функции политических конфликтов…………………………...17
8 Методы урегулирования политических конфликтов...…18
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….…21

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

    В  социологическом плане необходимо  различать два  уровня  развертывания  конфликта. 

Во-первых,  это  -  конфликт  в  масштабах  всего  политического пространства; как правило, это - конфликт по поводу легитимности власти,  ее признания-непризнания, поддержки или неприятия властных структур.

    Второй  уровень конфликта отражает противоречия  внутри  самих  властных структур  по  поводу  объема  властных  полномочий.  В этой   борьбе   суть политического процесса:  настоящий политик каждый  момент   своей   жизни подчиняет задаче  расширения  своего  политического влияния,   обеспечению поддержки и завоеванию нового  политического пространства  в ущерб своему оппоненту или противнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

 

Большой интерес  вызывают те конфликты, которые затрагивают  основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются  как политические кризисы.

Политический  кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

Политические  кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

  • Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
  • Внутриполитические кризисы - это:
  • правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;
  • парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
  • конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;
  • социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические  конфликты и кризисы соотносятся  таким образом, что конфликт может  быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности  может включать в себя несколько  кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

3 Причины политических конфликтов

 

В качестве основной, универсальной причины конфликта  можно назвать 

несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их

удовлетворения.

     Причинами конфликтов также являются:

  • Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
  • Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
  • Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
  • Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
  • Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных

групп, партий.

  • Зависть.
  • Ненависть.
  • Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

    

 

4 Типология политических конфликтов

 

Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям. Например:

     1) По субъектам.

- межгосударственный;

- межнациональный  (этнический);

- межклассовый;

- между социальными  группами и общественными организациями;

- между расами (расовый) и др.

     2) По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).

     3) По масштабности:

- мировой;

- региональный;

- локальный.

     4) По уровню формирования:

- на межличностном  уровне;

- на групповом  уровне;

- на уровне  подсистем общества или государства;

- на региональном  и глобальном уровне.

Кроме того, конфликты  классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.

    

 

 

 

 

5 Виды политических конфликтов

 

Своеобразие современных  политических конфликтов приводит к  тому, что существенно изменяется их конфигурация и направленность. Когда преобладали конфликты классового характера, в которые вовлекались широкие народные массы, как это было в социальных революциях, где, по словам В. И. Ленина, “кризис верхов”, когда верхи не могли управлять по-старому, сочетался с “кризисом низов”, которые не могли мириться со старыми политическими порядками и властными структурами, конфликтное противостояние неизбежно приобретало “вертикальную” направленность: “низы” восставали против “верхов”. В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие развертывается преимущественно по “горизонтали”, где противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические партии и группировки.

Сказанное о  вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает основание  для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:

  • “вертикальный” конфликт между существующей в данной социальной системе властью и общественно-политическими силами, интересы которых не только не представлены в структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.
  • “горизонтальный” конфликт внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты.

    

6 Стадии политического конфликта

 

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме:

1.     накопление противоречий и формирование  отношений сторон;

2.     нарастание и эскалация подготовки;

3.     собственно конфликт;

4.     разрешение конфликта.

Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.

Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной  поляризации сторон. Все более  обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.

Третья стадия - самый острый, самый драматичный  этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.

Четвертая стадия - завершение конфликта.

    

 

 

 

7 Функции политических конфликтов

 

Особенностью  функций конфликтов является то, что проявляются они впоследствиях, по завершению конфликта.

Функции-последствия  политического конфликта: политические, экономические, военные, экологические, демографические.

Функции конфликта  могут быть позитивными и негативными.

К позитивным можно отнести:

  • функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
  • коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
  • стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
  • содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";
  • функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующее:

  • угроза раскола общества;
  • неблагоприятные изменения во властных отношениях;
  • раскол в малоустойчивых социальных группах и международных

организациях;

  • неблагоприятные демографические процессы и др.

Задача управления и разрешения конфликта как раз  и состоит в том, чтобы не допустить  его разрастания или снизить  негативные последствия.

    

8 Методы урегулирования политических конфликтов

 

По мнению французского политолога Филиппа Бро, фатальность  конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся  неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение. Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.

Каковы же конкретные методы разрешения конфликтов?

1. Метод избегания  конфликта. Но избегание конфликта  не означает его фактического  разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта  противоборствующих сторон, остается.

2. Отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.

3. Метод конфронтации. Обязательно выдвигает на авансцену  политики явно неразрешимый антагонизм  во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима.

4. Метод откладывания  конфликта. Сдача "на милость  победителя" – действие довольно  распространенное в практике  политической борьбы. Следует отметить  тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.

 5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.

6. Третейское  разбирательство или арбитраж. Считается,  что этот метод

имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.

7. Переговоры, которые  необходимы для того, чтобы избежать  применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется  хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.

Очевидно, что  одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

    

 

ВЫВОДЫ

 

Подводя итог краткого анализа  концепций конфликта, можно сделать  вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Информация о работе Политика и политические конфликты