Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 17:30, реферат
В современном мире произошла в определенном смысле глобализация политического идеологизирования. В одном плавильном котле сейчас оказались политические идеи, концепции доктрины и представления всех времен, народов и регионов. В содержательном плане проблемы последствий глобального экологического кризиса соседствуют с проблемами политической роли патриархальной семьи в традиционном обществе. Политические идеи Востока сопоставляют с политическим наследием античности, клерикальные политические идеи с рационалистическими представлениями политической инженерии, политическая магия с прагматически ориентированными доктринами Запада.
Введение 3
Политическое сознание и его структура. 4
Элементы политического сознание и их характеристика. 9
2.1 Политическая психология 9
2.2 Идеология 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Предметом политической политологии, по мнению западных авторов, являются психологические компоненты поведения человека, изучение которых позволяет применить психологические знания к объяснению политики. Однако история данного направления показала, что попытки объяснения политики через психологические особенности политического человека – обобщенно-собирательный тип прежде всего усредненного представления электората – недостаточны.
В
целом современная западная политическая
психология представляет собой разрозненный
конгломерат теоретических представлений
и разнообразных прикладных исследований,
носящих, однако, спорадических характер.
Подчеркивая необходимость построения
достаточно общей теории, в которой объектом
исследования был бы политический
процесс в целом, представители политической
психологии отмечают, что пока что максимум,
на
который они претендуют, - это создание
карт, на которые наносятся уже известные
материки и самое существенное в знаниях,
относящихся к данной области. В отечественном
обществознании близкий по содержанию
круг проблем ставится и изучается в рамках
психологии политики.
2.2 Идеология
Идеология – система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т.д., вплоть до мировоззрения, умонастроений и жизненных позиций носителей той или иной идеологии. Термин “идеология”ввел французский ученый и философ А.Л.К. Лестют де Граси (“Элементы идеологии”, 1801-1815 гг.), стремившийся найти в мировосприятии и явлениях сознания основы этики, морали, политики – их логическое и психологическое обоснование. Устойчивые, вневременные, универсальные формы идеологии, ее свойство выражать реальные или иллюзорные, кажущиеся либо придуманные ситуации и интересы и других, неидеологических сферах жизни общества – в политике, экономике, культуре и пр. стали основой развития самой идеологии и ее отношений с неидеологическими системами и прежде всего – политикой.
Идеологические
течения, борьба между ними – древнейшее
явление, как и борьба политических
группировок, партий, взглядов и т.п.
Новым явление стало
Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических (и неполитических) группировках, союзах, партиях, движениях.
Отношения
политики и идеологии определяются
рядом специфических
Политика и идеология – наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять ее себе, особенно, когда идеологизация и гиперидегизация политики стимулируются какими-либо внешними событиями (угрозой извне) или внутренними обстоятельствами – экономическими (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере и т.д.
Политика
и идеология в равной мере активны
и связаны с борьбой и
многообразием мнений, взглядов, решений, программ и т.д. Они неизбежно поляризуются на различные направления с положительными и отрицательными оценками по принципу антиномии: “да - нет”. Поэтому они делятся на правые и левые, реакционные и т.д. И политика, и идеология способны в то же время на компромиссы, взаимоприемлемые решения.
По всем этим причинам естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные знания, религия несмотря на все их влияние на политику мало или редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то и идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по самой своей сути как стремление управлять, контролировать во имя определенной идеи, замысла, тех или иных интересов и целей.
Тем
не менее, существуют, по общему правилу,
допустимые пределы взаимного проникновения
идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация
разрушает политику, делает ее нефункциональной,
неспособной определять и решать общественно
важные задачи, порождает тоталитарные
и тиранические режимы, репрессии, кризисы,
войны. Тогда и возникает проблема
политических, а не идеологических решений.
Избыток идеологии порождает потребность
деидеологизации политики, освобождения
ее от идеологических приоритетов.
Требование деидеологизации может распространяться
на исполнительскую деятельность в политике,
который не должны решать идеологические
пристрастия. Существует и другая аналогичная
проблема несоответствия политики и идеологии:
несовпадение частных, групповых, классовых
идеологий с большой политикой, способные
придать политике направление, которое
более не отвечает общим интересам страны
и народа. Отсюда возникает вождизм, авторитарное
правление, личная и групповая диктатуры,
диктатура партий, кланов и т.д.
Заключение.
Осознание в современном мире глобальных угроз происходит в процессе становления планетарного политического мышления. Будучи плюралистичным в своей основе, формирование его различных вариантов идей в рамках существования идейно-политических течений, которые отражают своеобразие духовного и культурного опыта различных субъектов политики. Стратегические долговременные интересы человечества требуют учета планетарной парадигмы развития и включения вытекающих из нее положений в основе политической идеологии современного мира. Это особенно важно, поскольку формирование подобной парадигмой идей реалистического планетарного радикального гуманизма могут способствовать расширению политических интегративных процессов.
Общество,
поскольку оно всегда ставит перед
собой определенные цели, т.е. выступает
как система с отрицательной
обратной связью непрерывно должна включать
в себя три механизма: консервативный
(стабилизирующий, сохраняющий), оперативный
(движущий, обновляющий) и демпферный
(уравновешивающий, стягивающий). Именно
оптимальное сочетание этих механизмов
и может предоставить гарантии для
предотвращения столкновения полярных
сил в Украине и в Мире, не допустить принятия
экстремистских решений, осуществления
авантюристических действий. И хотя
нынешняя ситуация и дает повод для сарказма,
перспективной в политическом плане силой
может стать лишь та, которая своевременно
проявит готовность к широкому взаимодействию
со своими политическими оппонентами,
утвердит активную линию в проведении
политики гражданского мира и национального
согласия в стране. В это залог действительно
прочной основы под новым общественным
миропорядком, той меры общественного
единства, той степени общественной поддержки,
без которой и думать нечего об успехе
реформ в стране.
Список
использованной литературы.